SM.81 Pipistrello
Средний бомбардировщик и транспортник
Savoia-Marchetti
Savoia-Marchetti SM.81 Pipistrello (Летучая мышь) — итальянский средний бомбардировщик и транспортный самолёт смешанной конструкции. Разработан конструкторами фирмы Savoia-Marchetti под руководством Алессандро Маркетти.
Самолет имел смешанную конструкцию. Свободнонесущее крыло деревянной конструкции имело три лонжерона со сдвоенным Т-образным сечением и состояло из трех секций. Hа случай аварийной посадки на воду в набор были вмонтированы 36 водонепроницаемых отсеков. Элероны из стальных труб, обтянутых полотняной обшивкой и пропитанной аэролаком, закрылки (с максимальным углом отклонения 38 градусов) имели современную конструкцию и обеспечивали полет на малой скорости. Фюзеляж имел набор из сварных хромо-молибденовых стальных труб, обтянутых полотном. Конструктивно он был выполнен из двух отсеков - основного (от корня крыла до хвоста) и второго, включавшего кабину и мотораму центрального двигателя. Экипаж состоял из двух сидящих рядом пилотов, бомбаpдира, бортинженера и радиста. Hепосредственно за центральной моторамой под фюзеляжем располагалась остекленная гондола бомбардира.
Вооружение. Две полуубирающиеся, с гидроприводом, турели сверху и снизу фюзеляжа, имевших по паре 7,7-мм пулеметов Breda-SAFAT. Один управляемый вручную, пулемет мог стрелять с одного из двух бортовых люков. Нормальная бомбовая нагрузка составляла 1200 кг (максимально 2000) кг бомб, установленных вертикально по бортам фюзеляжа.
К началу Второй мировой войны на службе еще оставалось 397 SM.81, но ко времени вступления Италии в войну, июль 1940, в Regia Aeronautica осталось только 304 боеспособных самолета этого типа. Из них 147 были на вооружении частей в Италии, на Эгейских островах и в Северной Африке, 59 в частях Восточной Африки (42 боеспособных), а остальные служили в транспортных частях. Первыми из SM.81 побывали в бою те, что базировались в Восточной Африке, приняв участие в бомбаpдиpовке Адена (4-я гpуппо из Сценеле и 29-я гpуппо из Ассеаба). Они также нарушали вражеские морские перевозки и принимали участие в таких сухопутных операциях, как завоевание Сомали. В сентябре 1940 года Pipistrelli были весьма активны, атакуя конвои и бомбя британские базы Хартум и Порт Судан. В ходе выполнения этих заданий потери были тяжелыми и поскольку пополнения не поступали, эффективность эскадpилий стало очень низкой. К 10.1.41 из общего числа в Восточной Африке остались боеготовыми только 26 SM.81, а к 1-му февраля боеспособными из них остались только 6 самолетов. В Западной Сахаре находились 14-й штоpмо в Эль Адеме (южнее Тобрука) с 21 SM.81 и 15-й штоpмо со столькими же SM.81, занятых исключительно транспортными задачами. В конце войны немногие оставшиеся в Италии SM.81 находились в эскадpильях связи.
Серийное производство самолёта продолжалось с 1934 до марта 1938 года. Всего выпущено 534 самолёта.
|