Авиация Второй мировой

Home

Arsenal VG 30/33

Легкий истребитель

Arsenal

VG.30
  • Легкий истребитель
  • Первый полет: 1938
  • Arsenal

VG 30 В 1936 году, после утверждения плана национализации авиапромышленности, большинство крупных фирм объединили в концерны, а их предприятия распределили по мере потребности каждого из них. Так получилось, что данный процесс реорганизации породил несколько менее крупных фирм, одной из которых была Arsenal l`Aeronautique, руководил которой Мишель Вернисс, а главным инженером был Жак Гатье - отсюда и появилась аббревиатура VG. Новая фирма заняла один из старых заводов в Виллакубле, ранее принадлежавший фирме Breguet.

Проектирование самолёта с обозначением VG-30 началось в конце 1936 года и проходило в инициативном порядке без какого-либо правительственного заказа. Конструкторский коллектив намеревался создать легкий одноместный истребитель, по своим параметрам как минимум не уступавший принятому в этом же году на вооружение MS.405C.1, но с более высокими скоростными показателями. Макет самолёта выставлялся на Парижском Авиационном Салоне, где произвел благоприятное впечатление на специалистов. Спустя несколько месяцев ВВС Франции оформили спецификацию А.23 на разработку легкого истребителя категории С1, в которую очень удачно вписывался VG.30. В конкурсе приняли участие ещё несколько фирм, причем конкуренты у Arsenal были достаточно сильные. Так, фирма Caudron, являвшаяся законодателем моды в этом направлении, представила проект С.713 - развитие удачных самолётов гоночной серии, адаптированный под военные нужды. Легкий истребитель Bloch MB.700 также создавался на основе уже имевшейся конструкции и представлял собой уменьшенную копию МВ.151. Несколько позднее к ним присоединились Roussel R-30 и CAO.200, тоже обладавшие неплохими показателями.

Переработанный проект был готов к середине 1937 г., а постройку первого образца VG-30.01 завершили в следующем году. Хотя самолёт имел деревянную конструкцию высокая культура изготовления и технологическое мастерство Жак Гатье не оставляли сомнений в том, что VG-30 составит вполне достойную конкуренцию признанным грандам авиастроения. На прототипе сразу планировали установить мотор Potez 12Dc (610 л.с.), но в ходе постройки был выбран Hispano-Suiza 12Xcrs (690 л.с.) отличавшийся лучшими эксплуатационными данными. Вооружение не устанавливалось, но в проекте истребитель оснащался 20-мм мотор-пушкой и четырьмя крыльевыми 7,5-мм пулеметами.

Несколько месяцев самолёт простоял в ангаре, ожидая разрешения приступить к программе испытаний. Задержка была вызвана тем, что в 1937-1938 гг. фирма Caudron тщетно пыталась развернуть серийное производство истребителя С.714 (развитие С.713 с пулеметным вооружением), как бы заранее признанного победителем конкурса, но обладавшим таким количеством недостатков, что на их устранение понадобился не один год. Когда выяснилось, что С.714 поступит в войска не ранее 1939 года, ВВС распорядились побыстрее провести программу испытаний VG-30.01. Первый полет он произвел 1 октября 1938 года, после чего последовал небольшой перерыв, в течении которого в конструкцию самолёта внесли несколько изменений. Полный цикл испытаний истребитель прошел с 24 марта по 17 июля 1939 года, показав отличные для своего класса ТТХ. В одном из полётов в июле 1939 года VG-30.01 на пикировании развил скорость 805 км/ч.

Фото Описание
Схема Arsenal VG 33 Схема Arsenal VG 33

Arsenal VG 36

Легкий истребитель

VG.36
  • Легкий истребитель
  • Первый полет: 1940
  • Arsenal

VG-36 - легкий истребитель, разработанный французской фирмой l'Arsenal. Самолет является дальнейшим развитием семейства VG-30. На нем был установлен двенадцатицилиндровый поршневой двигатель Hispano-Suiza 12Y-51 мощностью 1000 л.с.

VG 36

Первый полет самолета состоялся 14 мая 1940 года. Летные испытания прошли успешно и было принято решение строить самолет в серии. Однако военные действия 1940 года помешали этим планам.

Характеристики VG 33 VG 36
Экипаж, чел 1
Размеры
Размах крыла, м 10,80
Площадь крыла, м² 14,00
Длина самолета, м 8,55
Высота самолета, м 3,35 3,31
Силовая установка
1 × ПД Hispano-Suiza, мощностью, л.с. 12Y-31
860
12Y-51
1000
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 1800 2010
Нормальная взлетная 2450
Максимальная взлетная 2720 2900
Летные данные
Максимальная скорость на высоте, км/ч 558 590
Максимальная скорость у земли, км/ч 442
Крейсерская скорость, км/ч 487 524
Максимальная скороподъемность, м/мин 772 864
Практическая дальность, км 1200 1100
Практический потолок, км 11000

Вооружение. 1 × 20-мм пушка Hispano-Suiza HS-404 и 4 × 7,5-мм пулемета MAC M-39 wz.34

Arsenal VG 39

Легкий истребитель

VG.39
  • Легкий истребитель
  • Первый полет: 1940
  • Arsenal

Продолжая работать над совершенствованием истребителя VG.33, запущенного в 1939 году в серийное производство, конструкторский коллектив фирмы l`Arsenal представил его модифицированный вариант VG.39. Основными отличиями этой модификации стали: новый двигатель Hispano-Suiza HS 12Y-89ter, измененная носовая часть фюзеляжа и новый состав вооружения. Поскольку конструкция двигателя не предусматривала установку мотор-пушки, вместо неё установили шесть 7,7-мм пулеметов в крыле. В ближайшем будущем планировалось заменить двигатель на HS 12Z (1600 л.с.) позволявший разместить в развале цилиндров 20-мм пушку, но реально эта идея осуществлена не была и модификация VG.39bis осталась только в проекте. В остальном VG.39 не имел отличий от боле ранней модели.

Первый полёт прототип истребителя VG.39.01 совершил 3 мая 1940 года и показал весьма обнадеживающие характеристики. Максимальная скорость самолёта составила 625 км/ч на высоте 5700 метров без потери маневренности и других лётных данных. Пилоты летавшие на VG.39 очень хорошо отзывались о нем, однако слишком быстрое продвижение противника вглубь Франции заставило прервать испытания. Прототип был эвакуирован в Тулуз-Бланьяк и 15 июня 1940 г. он был уничтожен во избежание захвата немецкими войсками.

На стадии чертежей остались ещё несколько перспективных вариантов. Первым из них был VG.40, который предполагалось оборудовать британским мотором Rolls-Royce "Merlin"III (1030 л.с.). На его основе был также разработан проект двухфюзеляжного истребителя VG.42, по схеме идентичного немецкому Bf.109Z и американскому Р-82. Последней нереализованной модификацией стал VG.50, основные доработки которого сводились к установке американского мотора Allison V-1710-39 с двухскоростным нагнетателем. Этот вариант можно было использовать в качестве высотного перехватчика.

Шансов на продолжение работ по VG.39 у французов практически не осталось. Так получилось, что один из лучших истребителей Франции, выпущенный до капитуляции в июне 1940 г., остался не у дел из-за ограничений, наложенных немецкой администрацией. Вместо него планировалось продолжать выпуск освоенных в серийном производстве истребителей Dewoitine D.520C.1 и Bloch MB.155, хотя обе этих машины также послужили основой для нескольких модификаций, лучшими из которых можно считать D.550 и МВ.157. Впрочем и они, несмотря на большой интерес к ним специалистов Luftwaffe, остались только на уровне прототипов.

Характеристики VG 39
Экипаж, чел 1
Размеры
Размах крыла, м 10,80
Площадь крыла, м² 14,00
Длина самолета, м 8,75
Высота самолета, м 3,32
Силовая установка
1 × ПД Hispano-Suiza HS-12Z (89ter), мощностью, л.с. 1 × 12000
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 2210
Нормальная взлетная 8860
Максимальная взлетная 3000
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 625
Крейсерская скорость, км/ч 586
Максимальная скороподъемность, м/мин 1021
Практическая дальность, км 1.30
Практический потолок, км 11000

Вооружение. Одна 20-мм пушка Hispano-Suiza HS-404, шесть крыльевых 7,5-мм пулемета MAC M39 wz.34

Фото Описание
Схема Arsenal VG 39 Схема Arsenal VG 39

Delanne 10

Истребитель

AD.10
  • Истребитель
  • Первый полет: 1941
  • Arsenal

Экспериментальный самолет, созданный по схеме тандемного крыла. Данный самолет должен был иметь две несущие поверхности, практически равные по площади и разнесенные на некоторое расстояние вдоль фюзеляжа. Создаваемая ими подъёмная сила благотворно сказывалась на маневренности и взлетно-посадочных характеристиках, но отрицательно влияла на скорость, поскольку в этом случае увеличивалось лобовое сопротивление, а центровке самолёта требовалось уделить особое внимание. И все же, выгоды казались сильнее недостатков. В 1930-е гг. трудно было найти более рьяных апологетов тандемной схемы, чем французских инженеров Мориса Деланнэ и Ролана Пайена. Долгое время они разрабатывали теоретическую базу и только в 1934 году им удалось заручиться поддержкой французского авиационного общества SAFRA, с помощью которого был построен один из первых французских самолётов с тандемным расположением крыльев Delanne 20T. Окончательную сборку этой экспериментальной машины завершили в 1938 году и хотя первый полет на ней закончился катастрофой, испытания второго опытного экземпляра дали весьма обнадеживающие результаты.

Опыты с тандемным крылом вызвали интерес у министерства авиации Франции. Оценив потенциальные возможности Delanne 20T как боевой машины МА издало соответствующее распоряжение о создании полноценного двухместного истребителя по спецификации С2. А чтобы работы продвигались быстрее к сотрудничеству с фирмой Delanne подключили фирму Arsenal de l`Aeronautique.

Работы по истребителю Arsenal-Delanne 10C2 начались во второй половине 1939 года. Исходя из выдвинутых требований самолёт следовало сделать двухместным. Экипаж разместили в одной общей кабине в хвостовой части фюзеляжа. Задний стрелок получал при этом отличные углы обстрела, зато у пилота видимость вперед по полету резко сокращалась. Особенно этот недостаток проявлялся на посадке, когда обзор с места пилота играет наиболее важную роль. Переднее крыло истребителя выполнили по типу "чайка" (с верхним расположением), заднее крыло, меньшее по площади, размещалось в хвостовой части рядом с кабиной лётчиков. На концах крыла были установлены большие кили с рулями направления. Трехстоечное шасси было выполнено неубираемым, но на последующих самолётах предполагалось заменить его на убираемое.

В качестве силовой установки использовался 12-цилиндровый рядный двигатель Hispano-Suiza 12Ycrs с трехлопастным воздушным винтом. Интересной особенностью AD 10C2 было применение двухслойного дюралюминиевого покрытия фюзеляжа, очень прочного по своей структуре. В проекте вооружение истребителя было достаточно стандартным для того времени: в развале цилиндров двигателя устанавливалась 20-мммотор-пушка HS-404, в крыле находились два 7,5-мм пулемета МАС М39, а у стрелка имелись ещё два подвижных пулемета той же марки. Бомбовая нагрузка не предусматривалась.

Первый прототип находился ещё на стадии сборки, когда в июне 1940 года в испытательный центр в Виллакубли вошли танки Гудериана. Немцы скрупулезно собрали всю имевшуюся здесь экспериментальную технику для оценки на собственной технической базе и в число остальных самолётов попал единственный полуготовый экземпляр AD 10C2. Вначале немецкие специалисты не придали большого значения этому странному на вид самолёту, но под давлением сверху прототип истребителя был достроен силами самих французов. Летом 1941 года самолёт наконец-то выкатили из сборочного цеха и приступили к наземным испытаниям. В общих чертах, AD 10C2 не имел существенных замечаний, немцы только посоветовали установить на нем вертикальные стабилизаторы большей площади. Первый полет он совершил в октябре 1941 года, будучи окрашенным в немецкий камуфляж и с немецкими опознавательными знаками.

Полный испытательный цикл так и не был пройден, всего AD 10C2 выполнил 15 полетов с суммарным налетом 6 часов. Вероятно, чтобы самолёт прошел до стадии предсерийного производства на нем следовало провести множество доработок, касающихся прежде всего установки более мощного двигателя и вооружения, а также изменения компоновки пилотской кабины. По сути, предстояло бы сделать новый истребитель, однако на дальнейшие эксперименты решили на тратиться, проект AD 10C2 был закрыт.

Характеристики AD 10C2
Экипаж, чел 2
Размеры
Размах крыла, м 10,50
Площадь крыла, м² 22,50
Длина самолета, м 7,35
Высота самолета, м 3,00
Силовая установка
1 × ПД Hispano-Suiza HS-12Ycrs, мощностью, л.с. 1 × 860
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 2240
Нормальная взлетная 8860
Нормальная взлетная 2880
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 550
Крейсерская скорость, км/ч 465
Максимальная скороподъемность, м/мин 770
Продолжительность полета, час мин 1.30
Практический потолок, км 10000

Вооружение. Одна 20-мм пушка Hispano-Suiza HS-404, два крыльевых 7,5-мм пулемета MAC M39 и один сдвоенный 7.5-мм пулемет MAC M39 в задней кабине

Фото Описание
Схема Arsenal AD 10 Схема Arsenal AD 10

VB 10

Истребитель

VB.10
  • Истребитель
  • Первый полет: 1945
  • Arsenal

Как только появился самолет VG-30.01, Вернисс начинает экспериментальные исследования системы передачи для двух сопряженных двигателей, установленных в одном фюзеляже. Идея не нова, тем не менее Вернисс работает над ней в течение 10 лет.

VB 10

Вернисс и Галтье задумывали VG-10 как самолет с двумя двигателями, расположенными перед и за кабиной пилота; двигатели работали на два винта противоположного вращения, установленных в носовой части фюзеляжа. Задний двигатель вращает по часовой стрелке передний винт в то время, как передний двигатель, по оси которого проходит передаточный вал, заставляет вращаться против часовой стрелки второй винт. Такая тандемная установка двигателей имеет следующие преимущества:

увеличение мощности силовой установки за счет применения двух моторов при сохранении аэродинамического сопротивления одномоторного самолета;

возможность полета на одном работающем двигателе в случае поломки или аварии одного из них;

компенсация гироскопического момента вращающегося винта за счет использования соосных винтов;

конструкция кабины пилота "в виде " блиндажа. Двигатели, установленные сзади и спереди, создают дополнительную защиту летчика.

В первые месяцы 1939 г. в связи с явной угрозой со стороны Германии, фирма Арсенал отказалась от продолжения работ по экспериментальному самолету VG-10 и направила усилия на создание полноценного истребителя такой же схемы VG-20.

Первые отчеты CEV об истребителе оказались настолько хвалебными, что 22 декабря 1945 г. официально было объявлено о заказе 200 VB-10. Истребители должны были строиться Национальным обществом самолетостроения Северной Франции (SNCAN). В то время информация о двух опытных истребителях VB-10 была закрыта для прессы, что вызывало недовольство специализированных изданий. Тем не менее, просочились данные о том, что истребитель VB-10.01 летал со скоростью 700 км/ч и имел полетную массу 8,5 т. Но ни о каких параметрах, ни о результатах испытаний информации не было. В связи с появлением реактивных истребителей интерес к поршневым самолетам значительно снизился и серийное производство VB-10 было закончено в 1948 году после выпуска 4 экземпляров.

Характеристики VB 10
Экипаж, чел 1
Размеры
Размах крыла, м 12,98
Площадь крыла, м² 35,50
Длина самолета, м 12,98
Высота самолета, м 5,20
Силовая установка
2 × ПД Hispano-Suiza 12Z Ars-15/16, мощностью, л.с. 2 × 1135
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 6230
Нормальная взлетная 8860
Максимальная взлетная 2720
Летные данные
Максимальная скорость на высоте, км/ч 700
Максимальная скорость у земли, км/ч 520
Крейсерская скорость, км/ч 478
Максимальная скороподъемность, м/мин 622
Практическая дальность, км 1700
Практический потолок, км 11000

Вооружение. 4 × 20-мм пушки Hispano-Suiza HS-404 и 500 кг бомб

Фото Описание
Схема Arsenal VB 10 Схема Arsenal VB 10

Источники

  • Французский истребитель Арсенал VB-10./АиК 2000-01. Елена Герасимова./
  • Гонка за призраком скорости. /Крылья Родины. Виктор Бакурский. /
  • Авиация во Второй Мировой войне. Самолеты Франции./Авиационный сборник 10/
  • French Aircraft of World War II /Aviafrance./
  • Un siecle d'aviation francaise. Arsenal VG-33 /Aviafrance/