![]() |
Авиация Второй мировой |
![]() |
|
Arsenal VG 36Легкий истребитель
VG-36 - легкий истребитель, разработанный французской фирмой l'Arsenal. Самолет является дальнейшим развитием семейства VG-30. На нем был установлен двенадцатицилиндровый поршневой двигатель Hispano-Suiza 12Y-51 мощностью 1000 л.с. ![]() Первый полет самолета состоялся 14 мая 1940 года. Летные испытания прошли успешно и было принято решение строить самолет в серии. Однако военные действия 1940 года помешали этим планам.
Вооружение. 1 × 20-мм пушка Hispano-Suiza HS-404 и 4 × 7,5-мм пулемета MAC M-39 wz.34 Arsenal VG 39Легкий истребитель
Продолжая работать над совершенствованием истребителя VG.33, запущенного в 1939 году в серийное производство, конструкторский коллектив фирмы l`Arsenal представил его модифицированный вариант VG.39. Основными отличиями этой модификации стали: новый двигатель Hispano-Suiza HS 12Y-89ter, измененная носовая часть фюзеляжа и новый состав вооружения. Поскольку конструкция двигателя не предусматривала установку мотор-пушки, вместо неё установили шесть 7,7-мм пулеметов в крыле. В ближайшем будущем планировалось заменить двигатель на HS 12Z (1600 л.с.) позволявший разместить в развале цилиндров 20-мм пушку, но реально эта идея осуществлена не была и модификация VG.39bis осталась только в проекте. В остальном VG.39 не имел отличий от боле ранней модели. Первый полёт прототип истребителя VG.39.01 совершил 3 мая 1940 года и показал весьма обнадеживающие характеристики. Максимальная скорость самолёта составила 625 км/ч на высоте 5700 метров без потери маневренности и других лётных данных. Пилоты летавшие на VG.39 очень хорошо отзывались о нем, однако слишком быстрое продвижение противника вглубь Франции заставило прервать испытания. Прототип был эвакуирован в Тулуз-Бланьяк и 15 июня 1940 г. он был уничтожен во избежание захвата немецкими войсками. На стадии чертежей остались ещё несколько перспективных вариантов. Первым из них был VG.40, который предполагалось оборудовать британским мотором Rolls-Royce "Merlin"III (1030 л.с.). На его основе был также разработан проект двухфюзеляжного истребителя VG.42, по схеме идентичного немецкому Bf.109Z и американскому Р-82. Последней нереализованной модификацией стал VG.50, основные доработки которого сводились к установке американского мотора Allison V-1710-39 с двухскоростным нагнетателем. Этот вариант можно было использовать в качестве высотного перехватчика. Шансов на продолжение работ по VG.39 у французов практически не осталось. Так получилось, что один из лучших истребителей Франции, выпущенный до капитуляции в июне 1940 г., остался не у дел из-за ограничений, наложенных немецкой администрацией. Вместо него планировалось продолжать выпуск освоенных в серийном производстве истребителей Dewoitine D.520C.1 и Bloch MB.155, хотя обе этих машины также послужили основой для нескольких модификаций, лучшими из которых можно считать D.550 и МВ.157. Впрочем и они, несмотря на большой интерес к ним специалистов Luftwaffe, остались только на уровне прототипов.
Вооружение. Одна 20-мм пушка Hispano-Suiza HS-404, шесть крыльевых 7,5-мм пулемета MAC M39 wz.34
Delanne 10Истребитель
Экспериментальный самолет, созданный по схеме тандемного крыла. Данный самолет должен был иметь две несущие поверхности, практически равные по площади и разнесенные на некоторое расстояние вдоль фюзеляжа. Создаваемая ими подъёмная сила благотворно сказывалась на маневренности и взлетно-посадочных характеристиках, но отрицательно влияла на скорость, поскольку в этом случае увеличивалось лобовое сопротивление, а центровке самолёта требовалось уделить особое внимание. И все же, выгоды казались сильнее недостатков. В 1930-е гг. трудно было найти более рьяных апологетов тандемной схемы, чем французских инженеров Мориса Деланнэ и Ролана Пайена. Долгое время они разрабатывали теоретическую базу и только в 1934 году им удалось заручиться поддержкой французского авиационного общества SAFRA, с помощью которого был построен один из первых французских самолётов с тандемным расположением крыльев Delanne 20T. Окончательную сборку этой экспериментальной машины завершили в 1938 году и хотя первый полет на ней закончился катастрофой, испытания второго опытного экземпляра дали весьма обнадеживающие результаты. Опыты с тандемным крылом вызвали интерес у министерства авиации Франции. Оценив потенциальные возможности Delanne 20T как боевой машины МА издало соответствующее распоряжение о создании полноценного двухместного истребителя по спецификации С2. А чтобы работы продвигались быстрее к сотрудничеству с фирмой Delanne подключили фирму Arsenal de l`Aeronautique. Работы по истребителю Arsenal-Delanne 10C2 начались во второй половине 1939 года. Исходя из выдвинутых требований самолёт следовало сделать двухместным. Экипаж разместили в одной общей кабине в хвостовой части фюзеляжа. Задний стрелок получал при этом отличные углы обстрела, зато у пилота видимость вперед по полету резко сокращалась. Особенно этот недостаток проявлялся на посадке, когда обзор с места пилота играет наиболее важную роль. Переднее крыло истребителя выполнили по типу "чайка" (с верхним расположением), заднее крыло, меньшее по площади, размещалось в хвостовой части рядом с кабиной лётчиков. На концах крыла были установлены большие кили с рулями направления. Трехстоечное шасси было выполнено неубираемым, но на последующих самолётах предполагалось заменить его на убираемое. В качестве силовой установки использовался 12-цилиндровый рядный двигатель Hispano-Suiza 12Ycrs с трехлопастным воздушным винтом. Интересной особенностью AD 10C2 было применение двухслойного дюралюминиевого покрытия фюзеляжа, очень прочного по своей структуре. В проекте вооружение истребителя было достаточно стандартным для того времени: в развале цилиндров двигателя устанавливалась 20-мммотор-пушка HS-404, в крыле находились два 7,5-мм пулемета МАС М39, а у стрелка имелись ещё два подвижных пулемета той же марки. Бомбовая нагрузка не предусматривалась. Первый прототип находился ещё на стадии сборки, когда в июне 1940 года в испытательный центр в Виллакубли вошли танки Гудериана. Немцы скрупулезно собрали всю имевшуюся здесь экспериментальную технику для оценки на собственной технической базе и в число остальных самолётов попал единственный полуготовый экземпляр AD 10C2. Вначале немецкие специалисты не придали большого значения этому странному на вид самолёту, но под давлением сверху прототип истребителя был достроен силами самих французов. Летом 1941 года самолёт наконец-то выкатили из сборочного цеха и приступили к наземным испытаниям. В общих чертах, AD 10C2 не имел существенных замечаний, немцы только посоветовали установить на нем вертикальные стабилизаторы большей площади. Первый полет он совершил в октябре 1941 года, будучи окрашенным в немецкий камуфляж и с немецкими опознавательными знаками. Полный испытательный цикл так и не был пройден, всего AD 10C2 выполнил 15 полетов с суммарным налетом 6 часов. Вероятно, чтобы самолёт прошел до стадии предсерийного производства на нем следовало провести множество доработок, касающихся прежде всего установки более мощного двигателя и вооружения, а также изменения компоновки пилотской кабины. По сути, предстояло бы сделать новый истребитель, однако на дальнейшие эксперименты решили на тратиться, проект AD 10C2 был закрыт.
Вооружение. Одна 20-мм пушка Hispano-Suiza HS-404, два крыльевых 7,5-мм пулемета MAC M39 и один сдвоенный 7.5-мм пулемет MAC M39 в задней кабине
VB 10Истребитель
Как только появился самолет VG-30.01, Вернисс начинает экспериментальные исследования системы передачи для двух сопряженных двигателей, установленных в одном фюзеляже. Идея не нова, тем не менее Вернисс работает над ней в течение 10 лет. ![]() Вернисс и Галтье задумывали VG-10 как самолет с двумя двигателями, расположенными перед и за кабиной пилота; двигатели работали на два винта противоположного вращения, установленных в носовой части фюзеляжа. Задний двигатель вращает по часовой стрелке передний винт в то время, как передний двигатель, по оси которого проходит передаточный вал, заставляет вращаться против часовой стрелки второй винт. Такая тандемная установка двигателей имеет следующие преимущества: увеличение мощности силовой установки за счет применения двух моторов при сохранении аэродинамического сопротивления одномоторного самолета; возможность полета на одном работающем двигателе в случае поломки или аварии одного из них; компенсация гироскопического момента вращающегося винта за счет использования соосных винтов; конструкция кабины пилота "в виде " блиндажа. Двигатели, установленные сзади и спереди, создают дополнительную защиту летчика. В первые месяцы 1939 г. в связи с явной угрозой со стороны Германии, фирма Арсенал отказалась от продолжения работ по экспериментальному самолету VG-10 и направила усилия на создание полноценного истребителя такой же схемы VG-20. Первые отчеты CEV об истребителе оказались настолько хвалебными, что 22 декабря 1945 г. официально было объявлено о заказе 200 VB-10. Истребители должны были строиться Национальным обществом самолетостроения Северной Франции (SNCAN). В то время информация о двух опытных истребителях VB-10 была закрыта для прессы, что вызывало недовольство специализированных изданий. Тем не менее, просочились данные о том, что истребитель VB-10.01 летал со скоростью 700 км/ч и имел полетную массу 8,5 т. Но ни о каких параметрах, ни о результатах испытаний информации не было. В связи с появлением реактивных истребителей интерес к поршневым самолетам значительно снизился и серийное производство VB-10 было закончено в 1948 году после выпуска 4 экземпляров.
Вооружение. 4 × 20-мм пушки Hispano-Suiza HS-404 и 500 кг бомб
Источники![]()
|