Авиация Второй мировой

Home English

CANT Z.1012

CANT Z.1012
  • Транспортный самолет
  • Первый полет: 1937
  • CANT

CANT Z.1012. В 1937 году Министерство Аэронавтики опубликовало спецификацию на легкий скоростной самолет связи. Согласно этой спецификации инженер Филиппо Заппата разработал проект самолета получивший обозначение Z.1012. Он предназначался для перевозки важных персон и обслуживания дипломатического корпуса. Не отходя от принятых стандартов Z.1012 выполнили по трехмоторной схеме. Конструкция самолёты была деревянной и обшивалась полотном. Шасси - трехопорное с хвостовым колесом, убиралось в мотогондолы.

Проектные работы начались в 1937 году и были завершены в мае 1938 г., когда первый прототип с номером ММ.367 совершил первый полет. Этот, и три других опытных образца имели двигатели Alfa Romeo 110 (120 л.с.), в то время как три серийных самолёта получили Alfa Romeo 115 (185 л.с.) и слегка модифицированный фюзеляж, рассчитанный на одного пилота и 6 пассажиров.

Два прототипа Z.1012 поступили в распоряжение дипломатического корпуса и обслуживали посольства в Вашингтоне и Рио-де-Жанейро. После официального объявления войны обе машины были реквизированы. Американцы оставили Z.1012 себе, так сказать, "на память", в то время как бразильцы решили немного заработать. В начале 1940-х гг. бывший итальянский самолёт продали швейцарскому посольству, где он служил ещё несколько лет.

Серийный самолёт с бортовым кодом I-IEAI некоторое время использовался маршалом Итало Бальбо. I-BRVO был личным самолётом Бруно Муссолини. Третий серийный Z.1012 попал в авиакомпанию LATI.

К маю 1943 года в эксплуатации остался только один самолёт типа Z.1012. Два других простаивали со снятыми двигателями и вскоре были списаны. Когда Италию разделили на две части войска союзников и Германии уцелевший Z.1012, по всей вероятности, был уничтожен самими итальянцами.

Z.1012 остался в истории как одна из первых машин разработанных специально для дипломатических миссий.

Характеристики CANT Z.1012
Экипаж 1
Размеры
Размах крыла, м 15,00
Площадь крыла, м² 25,00
Длина самолета, м 9,85
Высота самолета, м 3,10
Силовая установка
3 × ПД Alfa Romeo 115, мощностью, л.с. 3 × 185
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 1950
Нормальная взлетная 3090
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 320
Крейсерская скорость, км/ч 240
Практическая дальность, км 1000
Практический потолок, м 6000
Полезная нагрузка
до 5 пассажиров
Фото Описание
Схема CANT Z.1012 Схема CANT Z.1012

CANT Z.1015

CANT Z.1015
  • Транспортный самолет
  • Первый полет: 1939
  • CANT

Подготавливаясь к грядущей войне Италия преследовала явно захватнические цели, совершенно не скрывая этого факта. Неплохо попрактиковавшись в Эфиопии руководство Regia Aeronautica сделало в общем правильные выводы о том, что парк ВВС не мешало бы обновить. Помимо выдачи новых спецификаций в 1938 году была принята программа количественного и, самое главное, качественного переоснащения. В рамках этого мероприятия планировался ввод в строй не менее 5000 современных самолётов, проектирование которых уже велось полным ходом. Это отодвинуло потребности гражданской авиации на второй план, однако совсем не означало, что о неё полностью забыли. Обладая обширными колониальными территориями Италии требовался современный транспортный самолёт, обладающий хорошей скоростью и грузоподъёмностью. С этой целью было сформулировано соответствующее техническое задание, выданное в июне 1938 г. нескольким авиационным фирмам. Кроме скорости одним из наиболее важных показателей являлась также дальность полёта, поскольку будущему самолёту требовалось совершать, кроме прочего, и почтовые трансатлантические рейсы.

Одним из явных фаворитов был проект, предложенный инженером Филиппо Заппата. За основу он взял серийный бомбардировщик Z.1007bis, в конструкцию которого внесли несколько изменений. Прежде на самолёте не было никакого военного оборудования и вооружения, бомбоотсек демонтировали, разместив на его месте салон для пассажиров или негабаритных грузов. Двигатели Piaggio Р.XI R2C 40, ранее устанавливаемые на бомбардировщике, заменили на Alfa Romeo 135 RC.32 мощностью 1550 л.с., которые должны были обеспечить скорость не менее 500 км\ч, при максимальной дальности 2000 кг и нагрузке в 2000 кг. Для обеспечения требуемой дальности увеличили число топливных баков, частично разместив их в корне крыла. Переоборудованный таким образом самолёт получил обозначение Z.1015 и в силу своим неплохих расчетных данных был одновременно представлен на конкурсы 1938 г. транспортных самолётов (Z.1015) и бомбардировщиков (Z.1015B). Первый опытный образец был собран к 22 декабря 1938 г., но подняться в воздух ему довелось только 20 января следующего года. Заводские испытания проводились на аэродроме Ronchi Legionari, пилотировал самолёт Марио Стоппани. Практически сразу выявились большие проблемы в работе силовой установки, исправить которые до конца 1939 г. не представлялось возможным. Поскольку на тот момент первостепенную важность имели военные заказы ВВС отказались от проведения дальнейших испытаний Z.1015. Специалисты фирмы попытались исправить создавшееся положение заменой моторов на менее капризные Piaggio с трехлопастными винтами, но эта работа была проделана слишком поздно. После ещё нескольких полётов самолёт оставили в ангаре фирмы в ожидании дальнейших решений.

Так Z.1015 простоял до 1942 года, пока на него не обратил внимание командующий I° Nucleo Aerosiluranti di Gorizia полковник Карло Униа. После разгрома, учиненного итальянцам на всех фронтах, срочно требовалось пополнить изрядно поредевшие полки и группы бомбардировочной авиации. Самым массовым бомбардировщиками в 1941-1942 гг. по прежнему оставались SM.79 и Z.1007. Это были надежные, но морально устаревшие машины, которые требовалось заменить в самом ближайшем времени. Тут как раз и вспомнили о Z.1015. Самолёт был вновь принят ВВС для прохождения сравнительных испытаний с SM.79 и получил регистрационный номер ММ.512. В тестовых полётах, проходивших с 23 июня по 3 июля 1942 г., Z.1015 полностью реабилитировал себя, показав скорость 563 км\ч при прежних характеристиках грузоподъёмности и дальности. Большие нарекания вызывала только большая масса самолёта и отсутствие бронирования, что могло сделать его лёгкой добычей вражеской ПВО и истребителей. От серийного производства Z.1015 отказались, но с конца 1942 г. самолёт передали в ограниченную эксплуатацию. К перемирию он находился в распоряжении фирмы и вероятнее всего был захвачен немецкими войсками, после чего следы единственного экземпляра Z.1015 теряются.

Характеристики CANT Z.1015
Экипаж 4
Размеры
Размах крыла, м 24,80
Площадь крыла, м² 75,00
Длина самолета, м 8,07
Высота самолета, м 5,20
Силовая установка
3 × ПД Piaggio P.XII RC.45, мощностью, л.с. 3 × 1350
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 9000
Нормальная взлетная 12890
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 563
Крейсерская скорость, км/ч 480
Практическая дальность, км 2980
Практический потолок, м
Полезная нагрузка
Почты, груза, кг 2000
Фото Описание
Схема CANT Z.1015 Схема CANT Z.1015

Источники

  • Cantieri Riuniti dell'Adriatico Cant Z.1012/Gruppo Modellistico Sestese. /
  • Многоцелевой самолёт CANT Z.1012 /Андрей Крумкач/
  • CANT Z.1012 /Aerei Italiani. Scheda Tecnica./
  • Cantieri Riuniti dell'Adriatico Cant Z.1015/Gruppo Modellistico Sestese. /
  • Почтово-транспортный самолёт CANT Z.1015 /Андрей Крумкач/