CANT Z.1015
|
- Транспортный самолет
- Первый полет: 1939
- CANT
|
Подготавливаясь к грядущей войне Италия преследовала явно захватнические цели, совершенно не скрывая этого факта. Неплохо попрактиковавшись в Эфиопии руководство Regia Aeronautica сделало в общем правильные выводы о том, что парк ВВС не мешало бы обновить. Помимо выдачи новых спецификаций в 1938 году была принята программа количественного и, самое главное, качественного переоснащения. В рамках этого мероприятия планировался ввод в строй не менее 5000 современных самолётов, проектирование которых уже велось полным ходом. Это отодвинуло потребности гражданской авиации на второй план, однако совсем не означало, что о неё полностью забыли. Обладая обширными колониальными территориями Италии требовался современный транспортный самолёт, обладающий хорошей скоростью и грузоподъёмностью. С этой целью было сформулировано соответствующее техническое задание, выданное в июне 1938 г. нескольким авиационным фирмам. Кроме скорости одним из наиболее важных показателей являлась также дальность полёта, поскольку будущему самолёту требовалось совершать, кроме прочего, и почтовые трансатлантические рейсы.
Одним из явных фаворитов был проект, предложенный инженером Филиппо Заппата. За основу он взял серийный бомбардировщик Z.1007bis, в конструкцию которого внесли несколько изменений. Прежде на самолёте не было никакого военного оборудования и вооружения, бомбоотсек демонтировали, разместив на его месте салон для пассажиров или негабаритных грузов. Двигатели Piaggio Р.XI R2C 40, ранее устанавливаемые на бомбардировщике, заменили на Alfa Romeo 135 RC.32 мощностью 1550 л.с., которые должны были обеспечить скорость не менее 500 км\ч, при максимальной дальности 2000 кг и нагрузке в 2000 кг. Для обеспечения требуемой дальности увеличили число топливных баков, частично разместив их в корне крыла. Переоборудованный таким образом самолёт получил обозначение Z.1015 и в силу своим неплохих расчетных данных был одновременно представлен на конкурсы 1938 г. транспортных самолётов (Z.1015) и бомбардировщиков (Z.1015B). Первый опытный образец был собран к 22 декабря 1938 г., но подняться в воздух ему довелось только 20 января следующего года. Заводские испытания проводились на аэродроме Ronchi Legionari, пилотировал самолёт Марио Стоппани. Практически сразу выявились большие проблемы в работе силовой установки, исправить которые до конца 1939 г. не представлялось возможным. Поскольку на тот момент первостепенную важность имели военные заказы ВВС отказались от проведения дальнейших испытаний Z.1015. Специалисты фирмы попытались исправить создавшееся положение заменой моторов на менее капризные Piaggio с трехлопастными винтами, но эта работа была проделана слишком поздно. После ещё нескольких полётов самолёт оставили в ангаре фирмы в ожидании дальнейших решений.
Так Z.1015 простоял до 1942 года, пока на него не обратил внимание командующий I° Nucleo Aerosiluranti di Gorizia полковник Карло Униа. После разгрома, учиненного итальянцам на всех фронтах, срочно требовалось пополнить изрядно поредевшие полки и группы бомбардировочной авиации. Самым массовым бомбардировщиками в 1941-1942 гг. по прежнему оставались SM.79 и Z.1007. Это были надежные, но морально устаревшие машины, которые требовалось заменить в самом ближайшем времени. Тут как раз и вспомнили о Z.1015. Самолёт был вновь принят ВВС для прохождения сравнительных испытаний с SM.79 и получил регистрационный номер ММ.512. В тестовых полётах, проходивших с 23 июня по 3 июля 1942 г., Z.1015 полностью реабилитировал себя, показав скорость 563 км\ч при прежних характеристиках грузоподъёмности и дальности. Большие нарекания вызывала только большая масса самолёта и отсутствие бронирования, что могло сделать его лёгкой добычей вражеской ПВО и истребителей. От серийного производства Z.1015 отказались, но с конца 1942 г. самолёт передали в ограниченную эксплуатацию. К перемирию он находился в распоряжении фирмы и вероятнее всего был захвачен немецкими войсками, после чего следы единственного экземпляра Z.1015 теряются.
Экипаж |
4 |
Размеры |
Размах крыла, м |
24,80 |
Площадь крыла, м² |
75,00 |
Длина самолета, м |
8,07 |
Высота самолета, м |
5,20 |
Силовая установка |
3 × ПД Piaggio P.XII RC.45, мощностью, л.с. |
3 × 1350 |
Массы и нагрузки, кг: |
Пустого самолета |
9000 |
Нормальная взлетная |
12890 |
Летные данные |
Максимальная скорость, км/ч |
563 |
Крейсерская скорость, км/ч |
480 |
Практическая дальность, км |
2980 |
Практический потолок, м |
|
Полезная нагрузка |
Почты, груза, кг
|
2000 |
|
Схема CANT Z.1015
|
Источники
- Cantieri Riuniti dell'Adriatico Cant Z.1012/Gruppo Modellistico Sestese. /
- Многоцелевой самолёт CANT Z.1012 /Андрей Крумкач/
- CANT Z.1012 /Aerei Italiani. Scheda Tecnica./
- Cantieri Riuniti dell'Adriatico Cant Z.1015/Gruppo Modellistico Sestese. /
- Почтово-транспортный самолёт CANT Z.1015 /Андрей Крумкач/
|