Авиация Второй мировой

Home English

Z.511
Транспортный гидросамолет
CANT

CANT Z.511

CANT Z.511. Самый большой гидросамолет в мире на момент создания, получивший имя Atlantico, создавался как трансатлантический лайнер. При строительстве гидросамолета возникли трудности с двигателями. Установленные первоначально итальянские двигатели Alfa-Romeo 135 мощностью 1330 л.с. не могли производиться в достаточном количестве и заказ на них был отложен до 1943 года. Заказанные вместо него американские двигатели Wright R-2600-A2B оказались слишком дороги, в результате на второй прототип был установлены четырнадцатицилиндровые поршневые двигатели Piaggio P.XII RC. 35, мощностью 1476 л.с.. Хотя двигатели и были мощнее первоначально выбранных, но имели небольшой ресурс и большой расход топлива. Как бы то не было, на то время это были единственные подходящие авиационные двигатели для самолета такого большого размера со взлетным весом более 34000 кг

Второй прототип взлетел 8 сентября 1940 года. Этот самолет был передан в ВВС Италии и получил войсковой номер MM. 396. Имелись планы использования его в качестве бомбардировщика и торпедоносца. Высказывались предложения использовать CANT Z.511 для полетов на большие расстояния и перевозки небольших групп диверсантов из Итальянского Королевского флота для высадки их вблизи важных военных и промышленных объектов противника. Другие гипотезы об оперативном применении касались нападения на топливные склады на берегу Персидского залива или на советские цели на Черном море.

Данный экземпляр самолета был уничтожен при налете союзников на базу Vigna di Valle. Великолепному созданию инженера Филиппо Цаппата не представилось возможным в полной мере показать свои качества: однако он послужил накоплению опыта для послевоенного проектирования и строительство красивого четырехдвигательного наземного самолета Breda-Zappata BZ.308.


Характеристики CANT Z.511
Экипаж 6
Размеры
Размах крыла, м 40,00
Площадь крыла, м² 195,00
Длина самолета, м 29,90
Высота самолета, м 10,77
Силовая установка
4 × ПД Piaggio P.XII RC.35, мощностью, л.с. 4 × 1476
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 20692
Максимальная взлетная 34200
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 424
Крейсерская скорость, км/ч 360
Практическая дальность, км 5100
Практический потолок, м 7550
Полезная нагрузка
16 пассажиров и 2000 кг груза или макс. 48 пассажиров

Техническое описание. Поплавковый гидросамолет для транспортно-пассажирских трансатлантических перелетов, представлял собой четырехдвигательный низкоплан цельнометаллической конструкции.

Крыло однолонжеронное, трапециевидное, состоящее из 5 частей (центроплан с двигателями, консоли и законцовки крыла) и работающей обшивкой крыла из дюралюминия. Элероны и закрылки - цельнометаллические. Проходы в передней кромке крыла предназначались для контроля работы двигателей и топливных баков. Хвостовое оперение имело дюралевую конструкцию и обшивку, за исключением руля высоты и направления, покрытых полотном. Поплавки имели металлическую конструкцию и покрыты дюралюминиевой обшивкой и связывались с фюзеляжем с помощью упорядоченной конструкции из стальных труб: внутри находилась стремянка для связи между поплавком и крыльевым туннелем. Фюзеляж эллиптической формы с дюралюминиевой конструкцией.

Двигатели с металлическими трехлопастными воздушными винтами изменяемого шага - Piaggio P.1002 и постоянных оборотов с электрическими системами управления и индикации. Топливо размещалось в крыльевых баках (дополнительно в фюзеляже - 1335 л), максимальная емкость баков - 16340 л (11930 кг).

Кабина с расположенным бок о бок двойным управлением, приборной панелью с приборами пилотажно-навигационного оборудования и контроля работы двигателей. На самолете устанавливался автопилот Salmoiraghi; за местами пилотов располагались рабочие места бортмеханика и радиста со связным радиооборудованием.

Пассажирский салон, не был установлен на прототипе, но рассчитывался на 16 пассажирских мест с откидными спальными местами, снабженными индивидуальными освещением, вентиляцией и отоплением в 4-х отделениях (трансатлантическая конфигурация) или на 48 мест, оборудованных в 4 отделениях по 12 мест в каждом. Перед пассажирским салоном располагались туалет и кухня, позади - туалет и вестибюль. Нижнее грузовое отделение размещалось по всей длине пассажирского отсека и было доступно в полете: для этого можно было пройти через проходы в передней кромке крыла.

Фото Описание

Схема CANT Z.511

Источники

  • Трансатлантический лайнер CANT Z.511/Иван Бякин/
  • Транспортный гидросамолёт CANT Z.511 /Андрей Крумкач/