Откидач Михаил Федотович
На обороте фотографии надпись:
"Боевому командиру корабля Откидач Михаилу Федотовичу, прошедшему с нами тяжелый боевой путь от экипажа 4214.
(и ниже фамилии и подписи): 1. Петров 2. Шустов 3. Гуров 4. Тишков 5. Васильев 6. Буслаев
ноябрь 1945 года.
Крайний слева Петров Николай Федорович, борттехник самолета 4214, умер в Казани.
Шустов А.Ф. помощник борттехника
Тишков И.Е. старший сержант, радист, умер в Хабаровске в 1980г.
Васильев М.В. ст. воздушный стрелок, умер в Ленинграде в 1981 г.
В центре Откидач Михаил Федотович, майор, командир корабля, умер в 1988г., в Казани.
На заднем плане Пе-8 № 385 «Дублер» по прозвищу «Борода».
Должность в экипаже |
16.06.43 |
15.11.43 |
03.44 |
Командир корабля |
Майор Откидач М.Ф. |
Майор Откидач М.Ф. |
Майор Откидач М.Ф. |
Штурман |
Ст. л-т Турковский Н.И. |
Майор Аккуратов В.И. |
Майор Аккуратов В.И. |
2-й летчик |
Ст. л-т Романов А.Х. |
Л-т Азеев И.Л. |
Мл. л-т Ваулин Д.П. |
Стрелок-бомбардир |
Ст. л-т Селезнев М.Д. |
Мл. л-т Селезнев М.Д. |
Мл. л-т Холод М.Д. |
Радист |
Ст. с-т Рябец |
Ст. с-т Тишков И.Е. |
Ст. с-т Тишков И.Е. |
Борттехник |
К-н Петров Н.Ф. |
К-н Петров Н.Ф. |
К-н Петров Н.Ф. |
Пом. борттехника |
Ст. л-т Шустов А.Ф. |
Ст. л-т Шустов А.Ф. |
Ст. л-т Шустов А.Ф. |
Воздушные стрелки |
Ст. Васильев М.Ф. Ст. с-т Доманин С.Н. Ст. с-т Томашев А.Д.? Красноармеец Невечеря Е.К. |
Ст. Васильев М.Ф. Ст. Гуров М.А. Ст. с-т Томашев А.Д. С-т Буслаев С.И. |
Ст. Васильев М.Ф. Ст. Гуров М.А. Ст. с-т Томашев А.Д. С-т Буслаев С.И. |
Лучше любых слов о боевой работе Михаила Федотовича расскажут документы, предоставленные нам его дочерью, Галиной Михайловной.
Из представления к ордену Красное Знамя, 30 октября 1941 года :
"Являясь Командиром эскадрильи умело воспитал и подготовил свой личный состав к самоотверженной борьбе за нашу священную Родину. С первых дней Отечественной войны эскадрилья имеет 97 боевых вылетов, с общим налетом 312 боевых часов, сбросив на голову врага около 10 000 килограммов бомб, сам тов. ОТКИДАЧ, проявляя при этом героизм, отвагу и бесстрашие в борьбе с немецкими варварами воодушевляет весь личный состав на окончательный разгром врага.
Имеет 15 боевых вылетов, с общим налетом 47 боевых часов. Ни сложные метеусловия, ни ураганный огонь ЗА и атаки вражеских истребителей не могли сломить несокрушимый строй Советских бомбардировщиков, ведущих опытным, смелым командиром на уничтожение вражеской цели.
14.10.1941 года тов. ОТКИДАЧ под сильным обстрелом ЗА и атаки истребителей, выполняя спецзадание Главного Командования ВВС КА, с низкой высоты разыскал в районе Вязьмы наши войска, находящиеся в окружении противником, производя выброску боеприпасов и горючего, отлично выполнил задание, вернулся на свой аэродром.
27.10 1941 года Капитан ОТКИДАЧ вел группу самолетов на скопление мехвойск противника на дороге Калуга-Таруса, несмотря на мощный обстрел ЗА противника умелым маневром Капитан ОТКИДАЧ вывел группу на заданную цель и в результате произведенного бомбометания был нанесен большой удар по скоплению вражеских войск, при взрыве возникло 8 крупных очагов пожара.
За проявление мужества и отваги в борьбе с немецким фашизмом представляется к Правительственной награде ордену "КРАСНОЕ ЗНАМЯ".
КОМАНДИР 90 ДБАП подполковник /ВЯЗНИКОВ/.
ВОЕНКОМ 90 ДБАП БАТ. КОМИССАР /САВРАНСКИЙ/."
На фото два друга, прошедшие рядом военные годы, командиры эскадрилий Лавровский Всеволод Тимофеевич, командир корабля 4214 в 18.08.1941-02.1942
Слева - Откидач Михаил Федотович, командир корабля 4214, в 16.06.1943-13.07.1944
Из статьи Василия Вахламова "Пе-8 4214":
... 3 октября 1942 г. в 890 АП ДД прибыл майор М.Ф. Откидач, а в начале 1943 г. известный полярный штурман В.И. Аккуратов. Они то и пролетали на № 4214 целый год.
Первый боевой вылет самолета после долгого перерыва был запланирован 16 июня 1943 г. на Псков, но не состоялся из-за плохих метеоусловий, и лишь ночью 19-20 июня корабль, уже неся на киле «голубую двойку», стартовал из Раменского для удара по Брянскому аэродрому. На командирском сиденье майор М.Ф. Откидач, штурманом стал старший лейтенант Н.Н. Турковский (они продолжали летать вместе до середины июля). Рейд прошел удачно, на врага сбросили 6 ФАБ-500 н 4 ФАБ-250. На этот раз самолет основательно попал на военный конвейер. Только на ближайший месяц ему было запланировано 10 вылетов, хотя и не все они осуществились, А 17 июля штурманскую кабину «ветерана» занял Валентин Аккуратов, и окончательно сформировалась основа коллектива, который без значительных изменений провоевал на Пе-8 № 4214 до его списания.
17 июля и в последующие дни бомбили станцию Семинарская под Орлом - так машина успела поучаствовать в боях на Курской Дуге. Затем были налеты на железнодорожные узлы Белоруссии и Украины, скопления войск под Ленинградом. Экипажу часто поручали задачу осветителя цели, выполнение которой практически гарантировали отличная подготовка и огромный опыт штурмана (свыше 4 тысяч часов налета). Командир и штурман одновременно 28 августа 1943г получили повышение, став один – заместителем командира, а другой - штурманом 1-й эскадрильи. При этом Аккуратов не ушел к командиру эскадрильи подполковнику В.Т. Лавровскому, поскольку у того уже был постоянный штурман майор Л.М. Рубинштейн.
15 октября самолет вновь попал в ремонт, на этот раз в мастерские ПАМ-5, где у него был заменен центроплан. К моменту окончания работ (14 декабря 1943 г.) интенсивность участия 890 АП ДД в боевых действиях заметно снизилась, и до лета 1944 г. на долю машины достались лишь единичные боевые вылеты. Среди них была и бомбежка Хельсинки 26 февраля 1944 г, когда экипаж, на этот раз с командиром капитаном А.Н. Сукоркиным, вновь должен был осветить цель. А 13 июля 1944 г. случилась неудача. Далее по тексту аварийного акта:
В ночь с 12 на 13 июля 1944 г при выполнении боевого задания по ж.д. узлу Шауляй в сложных метеоусловиях экипаж в 01:18 отбомбардировался по основной цели с высоты 6000 м. по расчету времени из-за облаков. На обратном маршруте в трудных условиях 8-10 балльной облачности и грозовых разрядах эжипаж потерял ориентировку, принимаемые меры для восстановления ориентировки штурманом, майром Аккуратовым в сложных метеоусловиях быстро восстановить ее не дали возможности. Ориентировка по данным радиобюро была восстановлена в 4:30 в районе Гомеля и Пропойска, т.к. экипаж с борта самолета передал в 4.30 «Нахожусь - район Пропойск», а в 4:34 была передана радиограмма «Иду на аэродром Гомель». Штурман шел па приводной «Пчела-6» Гомеля. В 4.58 была получена радиограмма «Иду на посадку - аэродром Гомель»: На этом связь с экипажем прекратилась. Взлет экипаж произвел н 22.04. Посадку на аэродром Гомель в 5.00, Таким образом, экипаж провел в полете 6 ч. 56 мин. Горючего было заправлено 6 т 800 кг. При посадке на Центральный аэродром Гомеля вместо запасного аэродрома Гомельского аэроузла - Зябровка расчет произведен был нормально. По показаниям экипажа не выпустились закрылки. Самолет пролетел почти всю рабочую полосу аэродрома и в 200м до границы ударился колесами о землю, затем взмыл, ударился колесами вторично, попал левым колесом в воронку от бомбы, где отбил колесо шасси, и свалился в овраг.
В результате были сломаны плоскости, частично фюзеляж, мотогондолы и шасси. Для самолета все закончилось. Люди отделались легче, 5 человек были тяжело ранены, среди них и сам М.Ф. Откидач, В.И. Аккуратов, борттехник инженер-капитан Н.Ф. Петров, 2-й штурман младший лейтенант П.А. Каминский, и воздушный стрелок С.И. Буслаев. Остальные 7 членов экипажа получили легкие ушибы и ранения. Виновным в аварии был признан командир корабля, выбравший при посадке не тот аэродром и державший повышенную скорость при планировании.
К этому дню ТБ-7 № 4214 налетал 529 часов 48 минут, майор М.Ф. Откидач совершил 126 боевых вылетов, из них на Петляковых 57, майор В.И. Аккуратов 89 боевых вылетов и 17 в войне с Финляндией."
Следует однако заметить, что при убранных закрылках летчик был вынужден держать "повышенную скорость при планировании" и выполнить в этом случае точный расчет на посадку чрезвычайно сложно.
После войны работал летчиком испытателем на 22 авиазаводе в Казани, испытывал Ту-4 и Ту-16, награжден орденом Ленина.
В собственноручно написанных воспоминаниях указал все типы, на которых "налет имею на самолетах (самостоятельно)"
У-1 (Авро 504К), У-2 (По-2), Р-1 (DH-9), Р-5, Р-6 (АНТ-7), СБ, ДБ 3А (АНТ-37), ДБ 3Ф (Ил-4), Пе-8 (ТБ-7), Б-25, Б-17 (крепость), Б-24 (Либерейтор), Ту-4 (Б-29), Ил-12, Ли-2, Ил-28 реактивный, Ту-16 реактивный.
Дата публикации на сайте: 27.09.2011
1 2 3 4 5 6 7
Источники
11 04 2015
Забавно, что "историк от авиации" г. Жирохов в своём опусе "Большое небо дальней авиации", стянув фотографию с нашей страницы от ноября 1945 г. и подписав ее, что на ней изображен с-т 4214, не удосужился даже прочитать на этой же странице, что 13.07 1944 самолет 4214 в результате аварии был разбит и восстановлению не подлежал.
В справке о летных происшествиях от Олега Лисачева указывается также, что квс держал повышенную скорость на посадке, однако у самолета не выпустились закрылки, а с убранной механизацией скорость не может быть низкой...
Опять же, нигде не указывается "заслуга" штурмана Аккуратова в деле потери ориентировки.
Вячеслав Черкашин
|