746 Авиационный полк Дальнего Действия
Самолеты. ТТД. Работа ИАС. Все виды ремонта АТ.
ХАРАКТЕРИСТИКА МАТЕРИАЛЬНОЙ ЧАСТИ, СОСТОЯЩЕЙ НА ВООРУЖЕНИИ ДИВИЗИИ
Потери дивизии в материальной части самолетов за время ВОВ.
Потери самолетов по дивизиям. Потери личного состава.
В 1942 году при формировании дивизии части соединения имели на вооружении самолеты Пе-8 4 АМ-35А.
В 1943 г. поступили на вооружение самолеты Пе-8 АШ-82 и Пе-8 4 АЧ-30Б.
В 1944 г. поступили на вооружение самолеты Б-25 ДП и Б-25 "Джей"
Характеристика самолетов
Самолет Пе-8 является тяжелым высотным скоростным дальним бомбардировщиком цельнометаллической конструкции с убирающимся шасси и мощным стрелково - бомбардировочным вооружением.
Экипаж самолета состоит из 11 чел.:
1. Штурман - 1 чел.
2. Пилоты - 2 чел.
3. Радист - 1 чел.
|
4. Борттехники - 2 чел.
5. Стрелки - 5 чел.
|
Самолеты Пе-8, эксплуатирующиеся в дивизии, в основном, отличались винтомоторной группой.
Имелись некоторые различия и в тактико-технических данных:
СРАНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
ДАЛЬНОСТИ САМОЛЕТА Пе-8 на Н=4000 м с полетным весом 36 т (бомб 2 т)
Тип с-та |
Наземный полетный вес, кг |
Вес заправленного горючего, кг |
Наивыгоднейшая скорость км/час |
Дальность, км |
Пе-8 4АМ-35А |
22500 |
11500 |
300 |
3480 |
Пе-8 4АШ-82 |
21300 |
12700 |
290 |
4960 |
Пе-8 4АЧ-30Б |
24000 |
10000 |
280 |
5140 |
Винтомоторная группа самолетов Пе-8 с моторами АМ-35А и АЧ-30-Б, в основном эдентичны, моторная установка самолета Пе-8 4 АШ-82 с моторами воздушного охлаждения резко отличается от вышеуказанных самолетов.
Сводная таблица основных данных самолетов Пе-8
Тип с-тов |
Взлетн. мощность л.с. |
Емкость б/бак в л |
Максим. скорость у земли, км/час |
Максим. скорость на расчет. Н, км/час |
Расчетн. высота м |
Вес бомбовой загрузки, кг |
Макс. полетн. вес, кг |
Пе-8 4АМ-35А |
5400 |
17365 |
337 |
424х |
6500 |
5000 |
35000 - 36000 |
Пе-8 4АШ-82 |
6800 |
16355 |
360 |
422хх |
5600 |
6000 |
35000 - 36000 |
Пе-8 4АЧ-30Б |
6000 |
14260 |
348 |
375ххх |
6000 |
6000 |
35000 - 36000 |
ПРИМЕЧАНИЕ: Максимальные скорости сняты с полетными весами:
х - 30 000 кг
хх - 23 000 кг
ххх - 31 000 кг
Самолеты Пе-8 4 АШ-82 и Пе-8 4 АЧ-30-Б имели приспособление для подвески бомбы ФАБ-5000 кг.
В 1944 г. поступили на вооружение самолеты Б-25.
Самолет Б-25 является средним двухмоторным скоростным бомбардировщиком дальнего действия, с трехколесным убирающимся шасси.
Стрелковое вооружение самолета состоит из 12-ти крупнокалиберных пулеметов "Кольт-Браунинг" калибра 12,7 мм.
Бомбардировочное вооружение допускает внутреннюю подвеску бомб ФАБ-500.
Максимальная бомбовая загрузка 2000 кг со снятым подвесным бензобаком.
Экипаж самолета 6 человек:
1. Штурман - 1 чел.
2. Пилоты - 2 чел.
|
3. Радист - 1 чел.
4. Стрелки - 2 чел.
|
Винто-моторная группа
На самолете установлены звездообразные моторы "Райт-Циклон" воздушного охлаждения с двухскоростным нагнетателем.
Мощность взлетная 1700 л.с.
Винты "Гамильтон-Стандарт-Гидроматик", диаметр винта 3,84 м.
Полная емкость баков бензиновой системы 1189 гал.
Летно-тактические данные:
Максимальная скорость на расчетной высоте Н=15100 фут., при полетном весе 32300 фунт. равна 277 миль/час (433 км/час).
Максимальный полетный вес 36500 фунт.
Исправность и количество самолетов по годам:
Дата |
Тип с-та |
К-во |
Средн. % исправн. |
Тип |
К-во |
Средн. % исправн. |
1942 |
Пе-8 |
24 |
73 |
- |
- |
- |
1943 |
Пе-8 |
23 |
75,5 |
- |
- |
- |
1944 |
Пе-8 |
30 |
65,5 |
Б-25 |
26 |
93,9 |
1945 |
Пе-8 |
29 |
52,2 |
Б-25 |
44 |
89,6 |
Эксплуатационная оценка материальной части.
Самолет Пе-8, по сравнению с 4-х моторными импортными самолетами (Б-17 и Б-24), имеет хорошие аэродинамические данные, значительную бомбовую нагрузку и сравнительно невысокие расходы топлива:
Самолет Пе-8 4 АМ-35А - 3 кг/км пути
Самолет Пе-8 4 АШ-82 - 2,5 кг/км пути
Самолет Пе-8 4 АЧ-30Б - 1,8 кг/км пути
Эксплуатация самолетов Пе-8, вследствие недостаточной прочности отдельных частей конструкции, как например: лонжероны центроплана, шасси, колеса размером 166х585, винто-моторная группа и агрегаты мотора, бензиновые баки - сложна, требует большого наличия запасных частей и высококвалифицированного технического состава.
Отсутствие достаточной герметизации между крылом и фюзеляжем при возникновении пожара, вследствие поврежденных бензобаков обстрелом ЗА или истребителей лишает экипаж возможности вести борьбу с пожаром, быстро проникающим в пилотские кабины.
Наличие грузового отсека осветительных бомб, под полом кабины борттехников при воспламенении САБ, он лишает возможности экипаж, кроме пилотов, покинуть самолет в воздухе.
Кабины самолета не имеют отепления и звукоизоляции. При длительных высотных полетах экипаж сильно утомляется.
Ремонт самолета в полевых условиях при наличии запасных частей не представляет больших затруднений.
Эксплуатация самолетов с моторами АШ-82 карбюраторными осложнена затруднительностью запуска моторов при температуре ниже -10°С и недоработанностью системы разжижения масла.
Самолет Б-25
Эксплуатация самолета Б-25 до первой половины моторесурса проста, при надежной работе ВМГ сводится к тщательному и своевременному выполнению регламентных работ.
При наличии обогревательного устройства кабины пилотов и удобного расположения приборов и рабочих мест в значительной мере уменьшает утомляемость экипажей в длительных полетах.
К отрицательным свойствам самолета следует отнести невозможность покинуть самолет в полете отдельными членами экипажа через специально сделанные для этого люки.
Ремонт самолета в полевых условиях возможен.
Восстановление самолета, посаженного на фюзеляж силами ПАРМ-1 полка, производилось 12-15 дней.
Запуск и вообще эксплуатация ВМГ при низких температурах не представляет сложности и отлично освоена техническим составом частей.
III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИАС ВЫДАЮЩИХСЯ БОЕВЫХ ОПЕРАЦИЙ
Качества самолетов Пе-8, как тяжелого дальнего бомбардировщика, использовалась в таких боевых операциях, как налеты на столичные и крупнейшие - экономические центры противника: БЕРЛИН, БУХАРЕСТ, ДАНЦИГ, ХЕЛЬСИНКИ, ПЛОЕШТИ, а так же полеты по порыву обороны противника в период Курско Орловской операции.
Соединение действовало с одного и того же аэродрома Кратово.
Значительная дальность полета до 3600 км требовала тщательной подготовки материальной части и точного выдерживания режимов полета летчиками самолетов, моторов, всего оборудования и вооружения.
График и режимы полетов разрабатывались старшим инженером АД и прорабатывались с летным составом перед боевым вылетом.
После прилета учитывались фактические режимы и профиль полета, производились разборы под руководством командира АД.
Наиболее хорошие результаты в выполнении дальних полетов имели такие летчики, как Герой Советского Союза полковник УСЭП, Герой Советского Союза полковник Алексеев, гвардии-майор КАМИНСКИЙ, Герой Советского Союза гвардии-майор ДОДОНОВ, подполковник ЛАВРОВСКИЙ.
Для выполнения дальних полетов на самолетах учитывались индивидуальные особенности каждой машины и соответственно планировалась бомбовая нагрузка и заправка горючим.
Полеты на БЕРЛИН и БУДАПЕШТ на самолетах Пе-8 4АМ-35А выполнялись с бомбовой нагрузкой - 1,5-2 т.
Полеты на ХЕЛЬСИНКИ, ТАЛЛИН на самолетах Пе-8 4 АШ-82 выполнялись с средней нагрузкой 5000 кг.
При проведении Орловской операции бомбовая нагрузка с самолетов Пе-8 4АШ-82 достигала 6000 кг.
Выполнение всех боевых заданий, каких-либо осложнений по условиям базирования, в расстановке людей и материальных средств ремонта не вызывало.
IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕБАЗИРОВАНИЯ ЧАСТЕЙ
При перебазировании частей дивизии на новые аэродромы - (Олсуфьево, Балбасово, Барановичи) первым эшелоном отправлялась передовая команда технического состава, комплект необходимых зап. частей и ремонтные средства ПАРМ-1.
Техн. состав перебазировался с боевыми самолетами и на "Дугласах" в день перелета.
Такая организация позволяла вести боевую работу сразу же после прилета на новую точку.
За все время боевой работы срыва или задержки в выполнении заданий по вине инженерно технического состава - не было.
V. ПОЛЕВОЙ РЕМОНТ МАТЕРИАЛЬНОЙ ЧАСТИ
Восстановлеие материальной части на полевых действующих аэродромах в период Великой Отечественной войны производилось следующими средствами полевого ремонта:
1. Техническим составом полков.
2. ПАРМ-1 полков.
3. Аварийно-технической командой.
4. ПАРМ-3.
5. Прикомандированными к дивизии бригадами рабочие заводов НКАП.
В полках дивизии непосредственно всем полевым ремонтом материальной части руководили заместители старших инженеров полков по полевому ремонту. Крупный ремонт матчасти выполнялся ПАРМ-3 и заводской бригадой.
Технический состав выполнял главным образом работы по текущему ремонту - планера, ВМГ, мотора, оборудования и вооружения самолета, связанные с эксплуатацией материальной части, а также участвовал в проведение всех аварийных и восстановительных ремонтов самолетов.
Экипажи в каждом случае закреплялись за восстанавливаемым самолетом.
VI. ПАРМ-1
ПАРМ-1 входят в состав полков, все они были организованы вместе с созданием полков и одновременно с этим укомплектованы спецавтомашинами с обоорудованием, согласно штату с личным составом в количестве - 10 чел. каждый.
ПАРМ-ы выполняли мелкий текущий ремонт материальной части и привлекались также к выполнению аварийных восстановительных ремонтов.
В период ведения боевой работы с аэродрома Кратово лучшим по обеспечению исправности материальной части был ПАРМ-1 25 ГАП, в период же работы Соединения с аэродромов Олсуфьево, Балбасово, Барановичи лучшим был ПАРМ-1 - 890 АБП.
ПАРМ-3 при дивизии был создан в сентябре месяце 1944 г. (директива № 8 Срг (1С)9844 от 16.8.1944 года.
Существовавшая до сентября месяца с момента организации дивизии аварийно-техническая команда (АТК) была обращена на укомплектование личного состава ПАРМ-3. За период своего существования АТК эвакуировала самолеты с мест вынужденных посадок в ремонт и разделывала на запасные части - неподлежащие восстановлению.
За период (июль месяц 1942 г. по сентябрь м-ц 1944 г.) АТК эвакуировано 40 самолетов, в т.ч. 30 самолетов Пе-8.
В сентябре месяце 1943 года при АТК был создан винтовой цех по ремонту воздушных винтов, производившийся на заводе № 28 НКАП в стационарной ремсети, стал производиться непосредственно в дивизии.
В апреле - июне м-цах 1944 г. винтовым цехом была оказана помощь заводу № 456 НКАП, где выезжавшей бригадой отремонтировано 266 винтов ВИШ-23.
Личный состав АТК и имевший при ней ПАРМ-1 совместно с бригадой завода № 22 НКАП производил крупный ремонт самолетов непосредственно на действующем аэродроме.
Создание в дивизии подвижных мастерских типа ПАРМ-3 было вызвано тем, что при наличии сложной материальной части дивизия прикрепленных стационарных мастерских не имела и восстановление самолетов всеми видами ремонта ложилось целиком на свои полевые реморганы.
ПАРМ-3 был создан на аэродроме Балбасово, где и базировался до окончания войны;, т.к. дивизия боевую работу с сентября месяца 1944 г. и до окончания войны вела на самолетах Б-25, то основным ремфондом были данные самолеты.
С апреля месяца ПАРМ-3 начал освоение ремонта самолетов Б-17 и Б-24.
Прикомандированные бригады рабочих и специалистов заводов НКАП работали в основном при базировании дивизии на аэродроме Кратово, когда боевая работа велась на самолетах Пе-8 с моторами АМ-35, М-82 и М-30Б.
1. От завода № 22 работала бригада 15-20 чел. по восстановлению самолетов всеми видами ремонта.
2. От завода № 22 - бригада 4 чел. работала по отладке моторов АМ-35А, особенно в период, когда имели место массовые отказы моторов, проходивших восстановительный ремонт на заводе № 45.
Бригада ремонтировала моторы также и в полевых условиях.
3. От завода № 500 работала бригада в количестве 1-2 человек по отладке моторов М-30Б.
Оказывала помощь техническому составу в освоении эксплуатации моторов на самолетах Пе-8, а также ремонтировала моторы в полевых условиях.
4. От завода № 19 и других были отдельные представители, выполнявшие регламентные работы на моторах АШ-82.
Наличие прикомандированных к дивизии представителей многих заводов НКАП объясняется тем, что вместе с освоением постоянно совершенствуемой ВМГ самолетов Пе-8 дивизия вела на данных самолетах боевую работу и имелось большое количество рекламаций к заводам НКАП, по устранению которых и работала бригада и отдельные представители.
За время существования дивизии в период Великой Отечественной войны средствами полевого ремонта освоены и проводились следующие виды ремонта материальной части на полевых действующих аэродромах.
1. Все виды ремонта самолетов Пе-8
2. Все виды ремонта самолетов Б-25
3. Ремонт моторов АМ-35А с разборкой с разборкой и текущий ремонт моторов на самолетах.
4. Текущий ремонт моторов АШ-82, АЧ-30Б, "Райт-Циклон" - 2600-29.
5. Ремонт воздушных винтов: ВИШ-24, ВИШ-6 1В, АВ-5. Гамильтон, Стандарт-Гидроматик.
6. Восстановительный ремонт стрелковых башен самолета Пе-8.
7. Все виды ремонт бомбардировочного вооружения самолета Пе-8.
8. Ремонт металлических бензиновых и масляных баков.
9. Ремонт водяных и масляных радиаторов.
10. Электросварка силовых узлов самолета Пе8 от посадочных прожекторов ПС-6 и ПС-6А.
11. Ремонт амортизационных стоек передних ног шасси самолета Б-25.
12. Ремонт стрелковых башен "Бендикс".
13. Ремонт отечественных свечей и керамических (американских) свечей типа "Чемпион" и "87".
14. Ремонт запальных свечей печей обогрева самолета Б-25.
15. Ремонт отечественных автопилотов АВП-12 и АПГ-1.
В период войны всеми средствами полевого ремонта произведено следующее количество ремонтов.
Наименование материальной части |
1942 г. колич. един. |
1943 г. колич. един. |
1944 г. колич. един. |
1945 г. колич. един. |
1. Самолеты Пе-8 |
|
|
|
|
а) Восстановительный |
|
4 |
2 |
- |
б) Аварийный |
12 |
13 |
11 |
1 |
в) Текущий |
140 |
338 |
91 |
- |
г) Мелкий |
|
701 |
281 |
12 |
1. Самолеты Б-25 |
|
|
|
|
а) Восстановительный |
- |
- |
- |
2 |
б) Аварийный |
- |
- |
3 |
5 |
в) Текущий |
- |
- |
25 |
51 |
г) Мелкий |
- |
- |
102 |
76 |
1. Самолеты Б-17 |
- |
- |
- |
11 |
1. Самолеты Б-24 |
- |
- |
- |
20 |
Отремонтировано моторов |
|
|
|
|
АМ-35А |
102 |
152 |
- |
1 |
АШ-82 |
- |
49 |
84 |
4 |
АЧ-30Б |
- |
25 |
|
- |
Р-2600 |
- |
- |
|
83 |
Р-1830 |
- |
- |
|
30 |
Замена моторов |
|
|
|
|
АМ-35А |
131 |
|
|
|
АШ-82 |
- |
279 |
97 |
19 |
АЧ-30Б |
2 |
|
|
|
Р-2600 |
- |
|
|
|
Воздушные винты |
- |
25 |
307 |
19 |
Свечи |
- |
5330 |
5822 |
5748 |
Примечание: За 1945 год большая часть замененных моторов падает на 2600 и 1830.
VII. ОРГАНИЗАЦИЯ СТАЦИОНАРНОГО РЕМОНТА
Стационарных прикрепленных мастерских дивизия при работе с аэродромов ОЛСУФЬЕВО, БАЛБАСОВО и БАРАНОВИЧИ не имела.
При базировании дивизии на аэродроме Кратово для произведения крупного ремонта, в основном самолетов Пе-8, использовались мастерские ПАМ-5, где отремонтировано:
|
1943 г. |
1944 г. |
1. Самолетов Пе-8 |
6 ед. |
4 ед. |
1. Самолетов Б-25 |
|
1 ед. |
Часть крупных ремонтов самолетов Пе-8 проводилась непосредственно на заводе № 22 НКАП.
За весь период в ремонт сдано 6 самолетов.
За весь период с ремонта получено 4 самолета.
Ввиду ответственности выполняемых заданий на самолете Пе-8, ремонт моторов и частично оборудования проводился на заводах НКАП.
Моторы АМ-35 А - на заводах № 45 и № 24
Моторы АШ-82 - на заводе № 19
Часть моторов сдавали в ремонт в стационарную ремсвязь ВВС.
Всего сдано 8 моторов.
Моторы АЧ-30Б - на заводе НКАП-500
Воздушные винты - на заводе № 28 и в ПАМ-5.
Гироскопические приборы (отечественные) ремонтировались на заводе № 212.
Оборудование самолетов, в том числе и приборы ЭСО, а так же моторные агрегаты ремонтировались, в основном, в стационарной рем. сети - 5 ПАМ, 138 САМ, 107 САМ.
Оборудование самолетов Б-25 отправлялось в ремонт в 138 САМ.
Отход моторов "Райт-Циклон"-2600-29 (13) в ремонт: за весь период эксплуатации был весьма мал.
Всего сдано в ремонт в ПАМ-5 - 4 мотора.
***
Дата публикации на сайте: 14.04 2015
Источники
- Фото и документы из архива Олега Лисачева
<< |
|