Авиация Второй мировой
На главную   Поиск на сайте
 
Документы штаба 746 АП ДД 432 АП ДД 1941 г. 746 АП ДД 1942 г. 746 АП ДД 1943 г. 45 АД ДД 81 АД ДД 1941 г. 45 АД ДД 1942 г. 45 АД ДД 1944 г.

Боевой вылет на Хельсинки

6.2.44 на 7.2.44

| >> События, факты.

== Оригинал текста

== Схема захода на цель

1. Гор. Хельсинки - главный гор. Финляндии, крупный военно-промышленный центр, морской порт и крупный железнодорожный узел.

В городе сосредоточено свыше 15 крупных машиностроительных и металлургических заводов, производящих вооружение и боеприпасы.

По данным 1939 года гор. Хельсинки прикрывался огнем ЗА крупного и среднего калибра до 8 батарей, 4 орудийного состава; до 25-30 точек МЗА и до 20 прожекторов. По данным фронтовой авиаразведки отмечено патрулирование ночных истребителей типа Ме-110.

Наши войска Ленинградского фронта на участке пролета линии фронта, тесня противника в западном и юго-западном направлении вышли на р. Нарва и продолжают очищать левый берег от различных групп противника.

2. К моменту боевого вылета полк имел в боевом составе самолетного парка 10 исправных самолетов и 10 боевых экипажей, способных выполнять боевую задачу по дальним целям.

Запланировано на боевое задание 8 самолетов №№ 42410, 42210, 42311, 421010, 42611, 42028, 42076, 42088.

2 самолета № 42067 и 42059 не облетаны на высоте после замены моторов, на боевое задание не планировались.

== Оригинал текста

6-е февраля 1944 года

1. Обстановка в районе действия Дивизии

На участке пролете линии фронта наши войска преследуют отходящие части противника, успешно очищают от него восточный берег р. НАРВА и отбрасывают его в район ЛУГА.

В районе цели ожидается противодействие трех дивизионов ЗА крупного и среднего калибра во взаимодействии с прожекторами. Возможно противодействие ночных истребителей противника.

2. Боевой состав Дивизии

К утру 6.2.44 дивизия имела:

исправных и готовых к бою кораблей - 21

готовых выполнять задание по дальним целям в любых условиях экипажей - 16

Из них:

25 Гв. АП - кораблей 10

экипажей 10

890 АП - кораблей 11

экипажей 6

3. Задача дивизии - уничтожать военно - промышленные объекты г. ХЕЛЬСИНКИ в квадрате, ограниченном объектами 51, 66, 49 и 17 /план цели 10.000/

КОМАНДИР АД РЕШИЛ:

25 Гв. и 890 АП шестнадцатью кораблями (по 8 кораблей от каждого полка) бомбардировать цель в заданном квадрате, точка прицеливания для обоих АП - центр квадрата.

МАРШРУТ: аэродром (Кратово), Загорск, В. Волочек, пункт 15 км сев. Новгород, Мыс. Кургалово, цель, Едрово, Загорск, аэродром (Кратово).

Заход на цель с юго-востока, уход с левым разворотом.

Высота бомбардирования:

25 Гв. АП 6500-7100 м

890 АП 6650-7350 м

Время удара:

25 Гв. АП 21.15-21.22

890 АП 21.23-21.30

Бомбовая нагрузка - крупнокалиберные цели ФАБ-5000, 2000, 1000, 500 и 250 тга на кораблях осветителях в каждом АП иметь на внутренней подвеске 12 САБ-100 и 12 ЗАБ-100цк.

Взлет:

25 Гв. АП 16.50 - 17.04

890 АП 17.06 - 21.30 - ?

Взлет только по команде командира АП.

5. Общая характеристика действий Дивизии

За ночь дивизия произвела один боевой вылет 16-ю кораблями. Удар по цели нанесен в период 21.10 - 21.55 с высот 5200-7100 м. Основную цель бомбардировали 15 кораблей.

1 корабль бомбардировал ж. д. ст. СОНДА (30 км восточнее РЕКВЕРА), 15 кораблей после выполнения боевого задания возвратились на свой аэродром и произвели посадку в период 00.21 - 00.50.

1 корабль произвел вынужденную посадку на аэродроме ИВАНОВО.

6. Ход выполнения боевой задачи

Предварительное распоряжение на подготовку к вылету полкам спущено в 10.00 6.2.44 года.

Задача с экипажами была проработана заранее.

В 14 часов отдано распоряжение "частям перейти в состояние горячей готовности" с предупреждением вылет по команде командира АД.

В 16.50 получена команда из штаба АДД "с разрешением вылетать на боевое задание", т.е. в момент, когда корабли должны были уже начать взлет.

Команда командира АД полкам разрешения взлета передана немедленно с разрешением начать взлет в 17.00 (т.е. на 10 минут позже от расчетного времени вылета).

Взлет начался в 17.08 и закончился в 17.49 с общим опозданием на 19 минут.

Опоздали со взлетом:

корабль № 421010 - Угрюмов на 19 минут (из-за нерасторопности экипажа)

корабль № 42611 - Каминский на 20 минут (из-за нерасторопности экипажа)

корабль № 42910 - Шамрай на 7 минут (из-за нерасторопности экипажа)

корабль № 421011 - Кондратьев на 15 минут (из-за неисправности матчасти)

корабль № 42810 - Олейников на 19 минут (из-за неисправности матчасти)

Взлетев все корабли установили связь и вышли на маршрут курсом на ХЕЛЬСИНКИ.

Полет до цели происходил при дисциплине "радиомолчания", т.е. без двухсторонней радиосвязи. Корабли прослушивали землю. По распоряжению Зам. Командующего АДД Генерал-лейтенанта тов. Скрипко было разрешено держать нормальную двухстороннюю связь впереди идущему кораблю с целью информации погоды по маршруту, так как данные погоды, полученные из разных источников говорили о том, что кораблям на маршруте придется встретиться с облачностью 10 баллов высотой 100-150 метров.

Распоряжение Зам. Командующего было передано немедленно в 17.30 на корабль " 42088 (Сугак-Васильченко) с содержанием: "через 30 минут давайте информацию погоды по маршруту". Корабль распоряжение - принял.

Наземная радиостанция регулярно в циркулярное время давала кораблям данные о погоде по маршруту, полученные от своего корабля и источников разведки погоды.

На маршруте к цели дисциплину радиомолчания нарушил корабль 890 АП № 385 (Сукоркин-Рубинштейн) запросив погоду цели.

Полет к цели происходил по заданному маршруту. Линия фронта по существу не пересекалась, и первые корабли в район цели вышли в 21.00

Выйдя в район цели корабли донесли о погоде: в районе цели "безоблачно". Подход к цели осуществлялся на заданных высотах, и отдельные корабли подходили на меньших высотах.

Бомбометание цели кораблями дивизии началось в 21.10 т.е. преждевременно на 5 минут и закончилось в 21.55 (общее опоздание 25 минут) удар растянут за счёт преждевременного начала бомбометания кораблей:

№ 42088 - Сугак на 5 минут

№ 42076 - Адамов на 4 минуты

№ 421010 - Угрюмов на 2 минуты

и опоздавших с ударом:

№ 42410 - Ищенко на 3 минуты

№ 421011 - Кондратьев на 8 минут

№ 42098 - Откидач - на 8 минут

№ 42810 - Олейников - на 12 минут

№ 42910 - Шамрай на 25 минут

Заходы на цель осуществлялись с юго-востока, и отдельные корабли бомбардировали цель, несколько изменив заходы.

Заданные и фактически выполненные кораблями: время удара, высоты и направление заходов.

На цель вылетало 16 кораблей, основную цель, военно - промышленные объекты г. Хельсинки бомбардировали в период 21.10-21.55 с высот 5200-7100 метров 15 кораблей.

На цель сброшено:

2 ФАБ-5000тга, 6 ФАБ-2000тга, 6 ФАБ-2000, 4 ФАБ-1000тга, 22 ФАБ-500тга, 22 ФАБ-250тга, 11 ЗАБ-100цк, 2 САБ-100.

Всего 75 бомб общим весом 55 т 960 кг.

По наблюдениям экипажей и контролирующих - все бомбы разорвались среди зданий южной части города.

1 ФАБ-5000тга в районе Кабельного завода (объект № 49).

1 ФАБ-5000тга в районе ж.д. мастерских и казармы войск (объекты № 53, 15) обе бомбы дали разрыв большой силы с выбрасыванием мощного пламени.

Остальные ФАБ-2000, 1000, 500, 250 тга и простые разорвались среди зданий южной части города на площади, ограниченной объектами №№ 51,66,49,17 (план цели 10.000).

В результате бомбардирования в южной части города возникло 15 очагов пожаров, из них 3 больших площадных пожара, охватывающих целые кварталы и 6 взрывов.

ПРИМЕЧАНИЕ: по сообщению Информбюро в оперативной сводке за 7.2.44 года отмечено: "воздушной разведкой днем 7.2.44 г. установлено, возникшие в г. Хельсинки пожары не ликвидированы, город продолжает гореть и находится в дыму".

ПВО. Цель прикрывалась огнем 25-30 орудий ЗА крупного и среднего калибров, 18-20 орудий МЗА. Работы прожекторов не отмечено.

Экипажи отмечают автоматическую стрельбу орудий ЗА среднего калибра, разрывы снарядов на высоте 5000-6000 метров. Огонь ЗА велся рассредоточенный с малой плотностью.

Воздушных боев корабли не вели и истребителей противника не отмечали.

Сигналы бомбометания приняты и сняты пеленги от 5 кораблей. 9 кораблей донесли о выполнении задания, а остальные ввиду плохой связи результатов боевой работы по радио не донесли.

1 корабль 25 Гв. АП (Зеленский-Легкоступ) вследствие отказа мат. части в полете бомбардировал запасную цель ж.д.ст. Сонда в 20.47 с высоты 5700 метров.

На цель сброшено:

4 ФАБ-500тга, 4 ФАБ-250тга, 1 ЗАБ-100цк, всего 9 бомб общим весом 3 т 100 кг.

По наблюдению экипажа бомбы разорвались на путях в восточной части станции и часть бомб с перелетом. Пожаров и взрывов не возникло.

После выполнения задания 15 кораблей возвратились на свой аэродром и произвели посадку в период 23.45-00.50 (корабли, бомбардировавшие г. Хельсинки произвели посадку в период 00.21-00.50).

1 корабль произвел вынужденную посадку на аэродроме Иваново.

7. Потерь дивизия не имела.

8. Летные происшествия:

7.2.44 г. при возвращении с боевого задания после бомбардирования военно-промышленных объектов г. Хельсинки корабль 25 Гв. АП ДД № 421010 (Угрюмов-Владимиров) произвел вынужденную посадку на аэродроме Иваново по причине отказа пилотажных приборов и вялой работы индикатора РПК-2, вследствие замерзания на высоте. В это день корабль возвратился на свой аэродром, посадку произвел благополучно.

9. Отрицательными моментами работы я в л я ю т с я:

а). Плохая радио-связь с кораблями по причинам - длительного перерыва в боевой работе борт. радистов и неудачным подбором волн по проходимости на данный день.

В результате нормально держали связь только два корабля. 5 кораблей до посадки связи не имели, а с остальными связь проходила с большими перебоями и более нормально только на последнем отрезке маршрута, а корабль, произведший посадку в Иванове совершенно не имел связи.

б). На самолетах ПЕ-8 с АМ-82 был большой процент отказа гироприборов и гироагрегатов автопилота АПГ-1 с воздушным питанием на давление, по причине попадания влаги в приборы через проводку воздушного питания.

10. Метеорологические условия полета:

до Едрово облачность 9-10 баллов многоярусная, нижняя кромка облачности основного слоя около 200-300 м, отдельные разорванные облака. На высоте 5 км видна перистая облачность. Едрово - цель преимущественно безоблачно, местами отдельные разорванные облака на высоте 300-600 м. Над целью с 21.10 до 21.40 тонкая, однослойная, низкая, просвечивающая облачность 5-8 баллов. Видимость 5-8 км. Западнее и северо-западнее цели наблюдается сплошная перистая облачность.

11. Новых методов в тактике ЗА противника - нет.

12. ВЫВОДЫ.

1. 15 кораблей, бомбардировавшие основную цель - задание выполнили успешно. 1 корабль, бомбардировавший ст. СОНДО - задание выполнил.

2. Положительным моментом в работе является: несмотря на длительный перерыв в летной работе и сложные метеоусловия, лётный состав хорошо справился с задачами пилотирования и аэронавигации кораблей.

3. Отрицательными моментами являются: плохая работа связи и отказ гироагрегатов на самолётах Пе-8 с АМ-82.

Для устранения недостатков приняты м е р ы:

По связи:

1). Произведен тщательный разбор всех недостатков по связи со всеми бортрадистами.

2). Приняты меры профилактики:

а). Просушивание приемников.

б). Взяты более длинные волны.

в). Увеличена действующая высота антенн на приемных узлах.

По материальной части:

1). После каждого полета продолжительностью свыше 5 часов производить слив масла и влаги из сепараторных бачков, чистку и промывку в бензине всех фильтров в цепи воздушной проводки.

2). Через каждые 30 часов промывать денатурированным спиртом трубопровод воздушной проводки по отдельным участкам, для чего отсоединять трубопровод в месте присоединения последнего к приборам, к регулятору давления, к сепараторному бачку и вакуум помпе.

Приложение: 1. Схема построения планируемого и фактически выполненного боевого порядка в 1-м экземпляре.

Схема построения планируемого боевого порядка дивизии над целью в ночь на 7.2.44 г.

Схема построения планируемого боевого порядка дивизии над целью в ночь на 7.2.44 г.

Схема фактического выполненного боевого порядка дивизии над целью в ночь на 7.2.44 г. 7.2.44 г.

Схема фактического выполненного боевого порядка дивизии над целью в ночь на 7.2.44 г.

Дата размещения на сайте 26.01.2016 г.

| >> События, факты.

Источники

  • Фото и документы из архива Олега Лисачева

27 01 2016

Как мы видим, "задача дивизии - уничтожать военно - промышленные объекты г. ХЕЛЬСИНКИ в квадрате, ограниченном объектами... ".
Ничего общего с ковровыми бомбардировками наших союзников, уничтожавших бомбардированием города с тысячи самолетов с целью вызвать массовые пожары и уничтожение большого числа мирных жителей, данная акция не имела.
--
Вячеслав

22 03 2016

Времена, когда замерзали гироскопические приборы, давно канули в лету. Да и воздушных гироскопов давно уже нет.

--
Вячеслав

Форум

©AirPages
2003-