Авиация Второй мировой
На главную   Поиск на сайте
 
Пе-8 746 АП ДД Пе-8 № 4214 Пе-8 № 42086 Потери Пе-8 Инциденты Боевое применение Документы штаба СССР Пе-8

ПВО Плоешти

СРЕДСТВА ПВО

Оригинал текста

Для того, чтобы обеспечить наилучшую противовоздушную защиту нефтепромыслов, Геринг послал туда 10-ю противовоздушную моторизованную дивизию, под командованием генерала дивизии Зайферт Ганса.

В районе нефтепромыслов находились следующие части:

180 противовоздушный полк (противовоздушная группа Плоешти) с 4 тяжелыми и одним легким дивизионом, расположенным следующим образом:

2 легкие батареи (калибр 2 см системы "Райнметраль"), находящиеся в составе каждого из 4-х указанных тяжелых дивизионов внутри нефтеочистительных заводов Плоешти и на обоих вокзалах.

16 тяжелых батарей (кал. 8,8 см) - вокруг города на расстоянии 1-3 км от окраины города. также по соседству с нефтеочистительными заводами.

229 противовоздушный полк (противовоздушная группа аванпостов "АА") с 5-ю тяжелыми дивизионами, расположенными вокруг Плоешти на расстояние 3-8 км и вокруг трех фальшивых Плоешти.

Легкий дивизион 180 полка АА, расположенный вокруг рафинерии и электростанции в Кымпине, со всеми пятью батареями.

905 прожекторный дивизион, расположенный со всеми его 5-ю тяжелыми (150 мм) и 4-мя легкими (60 мм) батареями во всем районе - расположение в большинстве вокруг Плоешти (настоящего), а остальная часть - вокруг фальшивых Плоешти.

162-й дивизион заградительных баллонов, полностью расположенный вокруг настоящего Плоешти в два концентрических круга, причем баллоны внешнего 2-го круга расположены в промежутках между баллонами внутреннего круга.

Пожарный полк "Лаксен" с 3-мя дивизионами Плоешти.

Связной дивизион дивизии во всем районе: его части были расположены в нефтяном районе Плоешти, потом в Джурджиу, Черновода (мост) - Констанце - Николлаев - Одесса - Тирасполь - Дунайские порты - Болгарские порты на Черном море и София.

Каждый тяжелый дивизион имеет 4 тяжелых батареи, каждый с 4-мя орудиями (8,8 см) и две легкие батареи (2 см). Таким образом, в целом в районе нефтепромыслов находится - 9 тяжелых дивизионов. 36 тяжелых батареи, 144 тяжелых орудия.

18 легких батареи, каждая батарея имеет 4 секции, каждая секция имеет 9 орудий ( 2 см)

1 легкий дивизион - 5 легких батарей - 20 секций - 180 орудий

плюс ........................18 легких батарей - 72 секций - 648 орудий

Всего .......................23 легких батареи - 92 секций - 828 орудий

Каждая батарея тяжелых прожекторов - 4 тяжелых прожектора

Каждая батарея легких прожекторов - 20 легких прожектора

Каждая батарея баллонов имеет 24 баллона: всего было 4 батареи, значит 96 заградительных баллонов.

Истребительная авиация

Аэродромы эскадра самолеты

Тыргшорул Ноу

румынская

12 сам. ИАР

Чизил

немецкая

12 Мессершмитт

Бузеу

румынская

12 ИАР

Пипара

румынская

12 ИАР

Пэпяса

немецкая

12 Ме-109

Стрежник

ни одного с-та нет

ФАЛЬШИВЫЕ ПЛОЕШТИ. Для того, чтобы ввести в заблуждение ночную бомбардировочную авиацию, Геринг послал в Плоешти 2-х немецких инженеров: Ниску (или Киску) и Виебе, с заданием построить фальшивый Плоешти. Вышеуказанные постройки сделаны из картона, дерева и песка за счет Румынского государства ( 3 фальшивых Плоешти)

Фальшивый Плоешти № 1, расположенный между с. Кослежиу и Альбешти - 30 км юго-восточнее Плоешти. Его географическое расположение очень схожее с настоящим Плоешти. Он состоит из постройки в настоящих размерах самых главных улиц Плоешти (вся система улиц, всех нефтеочистительных заводов и промышленных предприятий Плоешти в величину настоящих, но уменьшенной высоты, затем оба вокзала с железнодорожными линиями, которые расходятся от Плоешти: каждый фальшивый объект имеет величину настоящего). На фальшивых улицах, в предприятиях и на вокзале горят несколько электрических ламп, но поставленных нарочно так. чтобы они были видны с самолета. Возле каждой фальшивой рафинерии есть много вырытых в земле ям, с диаметром, соответствующим диаметру резервуара рафинерии, наполненных неочищенной нефтью, которые могут загореться от электрического контакта и могут быть потушены благодаря асбестовой крышке, которая опускается автоматически на горящую яму. Все линии электрического тока соединены с электрической доской, которой управляет специалист, находящийся в подчинении командования дивизии АА (противовоздушная оборона).

Фальшивый объект окружен проволокой и доступ к нему запрещен всем гражданским и военным лицам, будь то румынам или немцам, за исключением генерал - коменданта АА, его начальника штаба и офицера связи между обоими комендантами. Вокруг фальшивого города находятся зенитные орудия, тяжелые и легкие, а также легкие и тяжелые прожекторы. Он связан по телефону по радио с комендантом противовоздушной дивизии, которая изобрела создание этих фальшивых городов и по приказу которых они были созданы.

По типу фальшивого Плоешти № 1 построены:

фальшивый Плоешти № 2, 1 км западнее Чиорань

фальшивый Плоешти № 3, 1 км восточнее Брэтэшанка

Их действие: Когда самолеты приближаются к Плоешти на 120 км от настоящего города, генерал приказывает зажечь свет на улицах фальшивого города, а в настоящем городе - полная маскировка.

Когда самолеты находятся на 60 км от настоящего города, объявляется воздушная тревога в настоящем городе, а тяжелые и легкие прожектора начинают поиски самолетов, соединив лучи над фальшивым городом для того, чтобы летчики думали, что здесь находится настоящий город. В это время прожектора вокруг настоящего города были в бездействии, но в состоянии тревоги.

Когда самолеты достигали поле зрения зениток, расположенных вокруг фальшивого Плоешти, тяжелые батареи вкруг настоящего города были в бездействии, а также оставались в состоянии тревоги и готовности. Самолеты над фальшивым городом сбрасывали свои бомбы и, находясь под действием зениток, старались выйти как можно скорее из этой зоны, а летчики были уверены, что бомбардировали настоящий город.

Немедленно после того, как падали бомбы, инженер Ниску сообщает телеграфно генерал-коменданту противовоздушной обороны:

Бомбы упали возле нефтеочистительного завода ....... а генерал приказывает: «Зажигание» и тогда в результате одного только электрического контакта на центральной электрической доске, соответствующий завод будет зажжен, так что наблюдатель в самолете мог фотографировать результат своего бомбардирования.

Этим способом комендант противовоздушной обороны мог обмануть советских пилотов, которые прилетали только ночью, до воскресенья 13 июля 1941 г., когда 6 советских самолетов прилетели днем и бомбардировали заводы "Орион", "Астра Ромына", подожгли 15 резервуаров с бензином и разрушили настолько завод "Орион", что до ноября 1941 г. он не мог был снова пущен в ход, и что также обошлось в десятки миллионов, а в целом убытки достигли несколько сот миллионов. Пожар смог быть потушен полностью только через 48 часов и в это время, если бы прилетели советские пилоты даже ночью, я думаю, что все нефтяные промыслы Плоешти могли быть разрушены. Счастье, что в это время не прилетел ни один самолет ни днем, ни ночью.

С ночи 16 июля 1941 г. самолеты прилетели снова, но немецкий комендант, как раз не использовал результаты бомбардировки 13 июля, потому что, когда по радио и по телефону сообщали: "Вражеские самолеты над таким то местом, тогда генерал-комендант приказывал инженеру Ниску: Зажги завод "Орион", тогда мы могли с наблюдательной башни в Букове видеть большой пожар в фальшивом Плоешти № 1. Самолеты прилетали, видели пожар, пилоты, уверенные, где этот пожар, вызванный 13 июля, сбрасывали свои бомбы или над другими фальшивыми заводами или возле завода "Орион". Почти 2 недели нам удалось оттянуть таким образом все бомбардировки на фальшивом Плоешти № 1.

1 август 1941 г. советские пилоты снова прилетели, но несмотря на все действия фальшивого Плоешти № 1, на него не были сброшены бомбы и самолеты продолжали путь до настоящего города, вокруг которого кружились почти 1/2 часа, но из-за полной маскировки настоящего города он не был никогда раскрыт и тогда самолеты снова направлялись к фальшивому городу, сбрасывали на него бомбы, вызвав пожар на фальшивых городах, и улетали.

Тогда генерал Сейферт приказал построить фальшивый Плоешти № 2 (Чиорань), схожий с первым.

Он находится приблизительно в 30 км, юго-восточнее первого фальшивого города. Когда приближались ночные бомбардировщики и было объявлено приближение противника, генерал Сейферт приказывал инженеру, который ведал Плоешти 2 - "Зажги огни", и делали так, как в первом случае: самолеты приближались к фальшивому городу №2. Летчик знали, что приблизительно в 30 в 30 км юго-восточнее настоящего города находится фальшивый город. видя зажженные огни, плохо маскированные фальшивого города, летчики подозревали, где этот фальшивый город и продолжали еще 30 км полет северо-западнее от Плоешти №2, потом опускали ракеты с самолеты. Плоешти № 1 был освещен ракетами прожектора, зенитки начинали стрелять, а летчики, убежденные, что это настоящий город, сбрасывали бомбы на Плоешти №1 (потому что они не знали о существовании Плоешти № 2)

В течение 2-х недель каждую ночь советская авиация бомбила 2 фальшивых города № 1 и № 2. С 18-го августа самолеты уже не бомбили ни один из фальшивых городов и начали снова летать над настоящим городом, но тогда ни прожектора, ни артиллерия не действовали, чтобы не раскрыть настоящий город.

Приказ был категорическим: " Все противовоздушные средства вокруг настоящего города входят в действие только по по прямому приказу командира противовоздушной обороны."

Для того, чтобы летчики со временем не раскрыли настоящего города, генерал Вейферт приказал построить еще третий фальшивый город (Бретешанка) в 1 км на запад от села, 7 км западнее Плоешти. Когда самолеты были над настоящим городом, в Плоешти № 3 специально занимались несколько глав маскировкой лампы и тогда самолеты бомбардировали фальшивый город № 3.

Таким образом, нам удалось спасти город Плоешти от всех ночных бомбардировок, хотя в целом советская авиация сделала приблизительно 108 ночных налетов, сбросив более 5-ти тыс зажигательных и разрывных бомб.

Функционирование оборонительной системы района нефтепромыслов.

Предполагаем, что имеет место неприятельский налет ночью: когда самолеты входят в район действия электрических аппаратов «Фрейя», они регистрируют соответствующие данные:

а) Эти данные немедленно передаются по радио на командный пост зенитной дивизии - бюро сообщений № "Вражеский налет с направления (например, 3): высота (6000м).

б) Оператор определяет и отмечает на чертежной бумаге пункт, над которым находятся самолеты и пишет возле него в скобках данные, переданные аппаратом "Фрейя". С этого момента соответствующая станция передает каждые 5 минут соответствующие данные, где находятся самолеты, пока самолеты выходят из района действия этой станции и тогда начинает передавать станция "Фрейя", в радиус действия которой вошли самолеты. Оператор отмечает эти пункты и в свободное время объединяет их последовательно, получая, таким образом, путь, пройденный самолетами от одного воздушного сообщения до другого (соответствующие промежутки времени, потом вымеривается расстояние между двумя последовательными пунктами и делится на разницу времени между позициями самолетов и, таким образом, получается скорость аппаратов). Скорость, впрочем, рассчитывается электрическим центральным командным аппаратом батарей.

г) Самолеты входят во внешний круг в 120 км от Плоешти, тогда сообщают генералу-командиру и одновременно всему персоналу, который должен отправляться на командную башню, и все идут наверх. В то же время передается всем зенитным частям, центру тревог и всем промышленным предприятиям "Увеличенное внимание" или "Воздушная опасность 15", что означает, что через 15 минут самолеты могут быть над городом Плоешти.

в) Самолеты входят в круг тревоги: объявляют тревогу во всех зенитных частях и "Воздушную тревогу" посредством сирен фабрик г. Плоешти.

е) Самолеты входят в район действия тяжелых прожекторов. Эти последние по приказу командира дивизиона проекторов начинают поиски самолетов. Главным образом входят в зону действия прожекторов фальшивого Плоешти, а прожектора вокруг настоящего города входят в действие только по приказу генерала коменданта зенитной дивизии.

ж) Самолеты входят в зону действия зенитной артиллерии. соответствующие батареи входят в действие с такими же указаниями, как и прожектора.

з) Самолеты сбрасывают бомбы и возвращаются с налета, тогда генерал смотрит в какое направление упали бомбы, смотрит, какая батарея находится вблизи этого места и информирует о результатах бомбежки. Если бомбы упали на фальшивые Плоешти, генерал действует так, как я уже указал в разделе "Функционирование фальшивых Плоешти". На следующий день посылают туда грузовики, чтобы собрать неразорвавшиеся бомбы.

и) Самолеты находятся под наблюдением при возвращении, как и при приходе, пока они выходят из зоны действия аппарата "Фрейя".

к) Оператор с разграфленной картой отмечает дорогу, пройденную самолетами со времени их вступления и выхода из данной зоны действия аппарата "Фрейя".

л) Командир зенитной дивизии приказывает всем своим частям, а также г. Плоешти - "Прекращение тревоги", когда самолеты выходят из зоны тревоги и "Прекращение воздушной опасности", когда самолеты выходят на воздушной опасности 15, т.е. зоны действия 120 км.

На второй день все части отчитываются перед зенитной дивизией о действиях за ночь и о расходе боеприпасов, а дивизия сообщает о Германской воздушной миссии в Румынии.

Во время дневных налетов происходит то же самое, сто лишь разницей, что:

- прожектора не действуют,

- фальшивые Плоешти не действуют,

- Генерал комендант приказывает подняться истребительной авиации,

- стреляет вся зенитная артиллерия из района нефтепромыслов,

- генерал комендант приказывает поднять заградительные баллоны тогда, когда сообщается "Воздушная опасность 15".

Генерал комендант зенитной дивизии связан по радио и по телефону со всеми аэродромами в действии, а также по радио со всеми истребителями, поднявшимися в воздух, и со всеми союзными самолетами, которые случайно тогда находились бы над районом. Он координирует лично действия всех зенитных средств, особенно артиллерии и истребителей. Взаимодействие зенитной артиллерии - истребительная авиация. В случае вражеских дневных налетов, в момент, когда генерал зенитной дивизии сообщает: "Воздушная опасность 15", он приказывает также - "Поднятые в воздух в состоянии тревоги истребителей", указав часть и количество самолетов, которые должны подняться. Эти самолеты поднимаются в воздух немедленно, а остальные остаются в состоянии "тревоги" с действующими моторами.

Поднявшиеся в воздух самолеты патрулируют над всем районом до момента, когда тяжелая артиллерия начинает стрелять.

В принципе истребители должны помешать проникновению в зону бомбардировочной авиации противника и потому они должны вступить в борьбу вне зоны действия зенитной артиллерии и должны проникнуть в эту зону, преследуя противника, только в том случае, если они имеют благоприятное положение для борьбы с противником и в таком случае артиллерия перестает стрелять. Ни в каком другом случае истребители не входят в зону действия артиллерии.

Сведения сообщил военнопленный, мл. лейтенант румынской армии БОДИУ Леонид Ион из 13 легкого пехотного батальона, 13 пд. 5 армейского корпуса, 3 армии. В плен взят 25 октября 1942 г. в районе Илецкая.

ВЕРНО: СТ. ПОМОШНИК НАЧАЛЬНИКЕ РО

ШТАБА АДД

МАЙОР ТАЛАНИН

Дата размещения на сайте 18.04.2015г.

Источники

  • Фото и документы из архива Олега Лисачева
Форум

©AirPages
2003-