Авиация Второй мировой
На главную   Поиск на сайте
 
Пе-8 746 АП ДД Пе-8 № 4214 Пе-8 № 42086 Потери Пе-8 Инциденты Боевое применение Документы штаба СССР Пе-8

746 Авиационный полк Дальнего Действия

Локтионов Фёдор Васильевич

<…> Я внук командира корабля 746 АПДД - Локтионова Федора Васильевича гвардии майора, с марта 1943 г. летавшего 2-м летчиком в экипажах Зеленского и Чурилина, с августа 1944 дед стал командиром корабля.

В 1945 г. дед принимал участие в испытании изделия 10Х, произвел 38 полетов на сброс изделия 10Х (как написано в инете всего было совершено 68 -70 пусков изделия 10Х, а он выходит больше половины летного испытания провел)....

Павел Черевин

Строки биографии

После окончания Липецких курсов усовершенствования командного состава ВВС КА, в марте (25 числа вроде) 1943г. дед был назначен в 746 АПДД вторым летчиком.

<…> Дед летал в экипажах гв. капитана Зеленского В. П. и Героя Советского Союза гв. майора Чурилина А. П., в августе 1944 г. стал командиром корабля Пе-8 и Б-25.

Дважды лежал в объединенном лазарете 45 АД : с 18 августа по 7 сентября 1944г. с диагнозом - ушиб левой пяточной кости с трещиной, и с 22 января по 9 февраля 1945 г. с диагнозом - правосторонняя центральная пневмония, (по рассказам бабки ногу он ушиб при посадке подбитого корабля в 1944г., тогда он "сбежал" с лазарета и летал с палкой, а в 1945 г., когда летел 10 часов, то обморозился, посадил самолет и самостоятельно выйти из него не смог - его выносили.)

<…> Он участвовал в походе в Зап. Украину, Зап. Белоруссию в 1939 г., в сов.- фин. войне 1939-40 г.г. (был в "группе Спирина", официально имея должность командира корабля, а по сведениям профессора Козлова - отправлен на Финский фронт в качестве командира отряда), участвовал в походах в Прибалтику и Бессарабию в 1940г. В ВОВ с 22.06.41 г. в составе 1 ТБАП, в должности командира отряда, звание капитан присвоено 21 мая 1941 г., но уже в сентябре 1941 г. за что то понижен в старшие лейтенанты, но в декабре 1941г. снова капитан.

Был сбит на ТБ-3 в ночь с 12 на 13 ноября 1941 г. при бомбардировки аэр. Гривочки, считался пропавшим без вести, но через 17 суток с экипажем в 9 человек перешел линию фронта в форме, с оружием и документам и с ним еще один партийный работник - 3-й секретарь Залучинского райкома партии Ветров и мальчик 14 лет. <…>

В 1945 г. дед принимал участие в испытании изделия 10Х, произвел 38 полетов на сброс изделия 10Х (как написано в инете всего было совершено 68 -70 пусков изделия 10Х

Павел Черевин

Документы и фотографии

Локтионов Федор Васильевич 1909 г.р. Звание: капитан, в РККА с 1930 года, Место призыва: Тульский РВК, Тульская обл., Тульский р

Подвиг

Фронтовой Приказ №: 1165 от: 12.09.1942 Издан: ВС Северо-Западного фронта /Архив: ЦАМО фонд: 33 о награждении орденом Красного Знамени

Тов. ЛОКТИОНОВ принимает активное участие в войне против Германского фашизма с 22.6.41г. Летая ночью на самолёте ТБ-3, всего сделал 129 ночных боевых вылетов на бомбардирование объектов противника, скоплению мотомех. войск, аэродромов, ж.д. станций, сбрасывание боеприпасов и и продовольствия своим частям, за что в декабре 1941 г. был награжден Правительственной наградой орденом "КРАСНОГО ЗНАМЕНИ".

После награждения т. Локтионов еще энергичней, мужественно и смело выполняя поставленные перед ним б/задачи, сделал после награждения 90 боевых вылетов ночью по аэродромам противника: ГРИВОЧКИ, САЛЬЦЫ, ГЛЕБОВЩИНА, по скоплению мотомехвойск противника в пунктах Ст. Русса, Дно, МОЛВОТИЦЫ, ДЕМЯНСК, ТУЛЕБЛЯ, ФАН. ЗАВОД, ДУБОВИЦЫ и др. боевые задачи. Полученные задания выполняет честно, мужественно, смело, часто в трудных метеоусловиях, в облаках, точно выходя на цель, не страшась ЗА и ЗП, поражает цель, за что имеет ряд благодарностей от Командования ВВС СЗФ и наземных войск.

При полёте на выполнение боевого задания в ночь с 12 на 13 ноября 1941 г. корабль т. ЛОКТИОНОВА был подбит ЗА над целью /выведено из строя 2 мотора/ благодаря смелости и умению повреждённый корабль был посажен на лес на территории противника, чем была спасена жизнь 9 ч. экипажа, которые через 18 дней явились в свою часть. Очень часто т. ЛОКТИОНОВ приводит свой самолёт на аэродром, изрешеченный пулями и осколками ЗА пр-ка. Получая боевое задание т. ЛОКТИОНОВ всегда с рвеньем выполняет его, отлично пилотируя корабль в дождь, снег, не проявляя ни растерянности, ни трусости.

После выполнения боевого задания экипаж всегда наблюдает большие взрывы и очаги пожаров.

Тов. ЛОКТИОНОВ продолжает и сейчас свою боевую работу на С З Ф, показывая на деле образцы мужества и геройства, активного борца против германского фашизма, до конца преданого делу партии ЛЕНИА-СТАЛИНА и Социалистической Родине.

Тов. Локтионов Достоин представления к Правительственной Награде - орденом " Л е н и н а "

***

Подвиг

Фронтовой приказ №: 76/н от: 21.03.1945 Издан: ВС 18 ВА ВВС /Архив: ЦАМО фонд: 33 о награждении орденом Отечественной войны 2 степени

В Действующей Армии с начала отечественной воины, до прихода в 25 ГВ.АОП летал на с-те ТБ-3, где совершил 143 боевых вылета. За успешное выполнение боевых заданий командования награжден двумя орденами "КРАСНОЕ ЗНАМЯ".

Всего за время отечественной войны совершил 174 боевых вылета. Имеет общий налет: днем - 1742 ч. 12м., ночью-788 ч.25 м. После последнего награждения в 25 ГВ.АОП летал вторым летчиком в составе экипажа: Гвардии Капитана ЗЕЛЕНСКОГО В.П., штурмана Гвардии Капитана БУРЯК, стрелка - бомбардира старшины ЧУМАК, борттехника Гвардии Инженер-Капитана ГРОМОВА, пом. борттехника Техника Лейтенанта ДОДДУБНОГО, радиста Старшины УТКИНА, воздушных стрелков: ДЕКТЯРУК, ПЛЕХНО, БОРИСОВА, ТОКАЕВА, где совершил 34 боевых ночных успешно выполненных вылетов, из них на военно-промышленные об"екты пр-ка: К0НСТАЦА-1-17.11.44г.*, ТИЛЬЗИТ -1-27.7.44г. Экипаж, в котором н летал 2-м летчиком не имел ни одного случая потери ориентировки. Техника пилотирования днем, ночью и в слепом полете - хорошая. В полетах хорошо помогает командиру корабля. При выполнении боевого задания проявляет мужество и выдержку, сейчас вывозится на командира корабля с-та Б-25. Политически развит, морально устойчив. Идеологически выдержан. Делу партии Ленина- Сталина и Социалистической Родине предан.

* (прим. Павел Черевин) - в представление к награждению ошибка в дате - Констанцу освободили 29 августа 1944г., в летной книжке деда стоит дата вылета - 18.04.44г.

Фото Описание

Герои Советского Союза: Чурилин, Додонов, Обухов.

Герои Советского Союза: Додонов, неизвестный, Чурилин, Обухов.

Экипаж Чурилина, 1944 г. Локтионов справа, в первом ряду, от летчика в белых унтах и подшлемнике.

Экипаж Чурилина по команде "разойтись". Крайний справа, командир корабля Чурилин.

Экипаж Локтионова, 1945 г. Локтионов 4-й, в первом ряду, в фуражке с ремнём со звездой.

Экипаж Чурилина. На обороте фото надпись: "Пачкурный Костя, Ванчурин Валя, Пеньков, Николайченко Вася, Николайченко Ваня".

В 1-м ряду второй пом.борттех ст. тех.л-т Пачкурный К.Г. (с орд. "Отеч.войны"), рядом с ним мл. л-т Ванчурин В.К. (с орд. "Кр. Звезды"), в центре м-р Чурилин А.П., слева от Чурилина м-р Пеньков, в 3-м ряду первый воз. стрелок Николайченко В.Я., крайний справа воз. стрелок Николайченко И. Я. (оба с мед. "За отвагу"). P. S. Это фото родственники Чурилина мне прислали

1-й ряд слева направо Николаев В.В., Романов С.М., Дмитриев А.Г., 2-й ряд слева направо Соловьев Ф.А., Сердюков А. С. и Локтионов Ф.В. 1944 год.

Страница лётной книжки Локтионова, боевой вылет на Мга, июль 1943 г.

Страница лётной книжки Локтионова, интенсивные полёты за август 1943 г.

Страница лётной книжки Локтионова, интенсивные полёты за сентябрь 1943 г.

Страница лётной книжки Локтионова, боевой вылет ж.д. узел Знаменка, октябрь 1943 г.

Страница лётной книжки Локтионова, налет на Пе-8 за 1943 г.

Страница лётной книжки Локтионова, налёт на Хельсинки, февраль 1943 г.

Страница лётной книжки Локтионова, боевой вылет на Таллин, март 1944 г.

Страница лётной книжки Локтионова, боевой вылет на Констанцу, 18 04 1944 г.

Страница лётной книжки Локтионова, боевой вылет, Осиповичи, Борисов, июнь 1944 г.

Страница лётной книжки Локтионова, боевой вылет, порт Рига, 1 08 1944 г.

Страница лётной книжки Локтионова, налет на Пе-8 за 1944 год

Пе-8 с подвешенным самолётом-снарядом «10Х», 1945 г. В августе 1944 года из Великобритании, от наших союзников, в СССР прибыли два поврежденных пульсирующих двигателя, от самолетов-снарядов Фау-1. На их основе и были созданы советские аналоги - «10Х».

Под руководством В.Н. Челомея в период с 10 марта по 28 июля 1945 года на полигоне Джизак было проведено около 70 пусков самолетов-снарядов «10Х». Начальником бригады (экспедиции) испытателей был полковник А.А. Курбан. Пуск ракеты-снаряда производился с самолёта-носителя Пе-8 с двигателями АШ-82, при этом самолет-снаряд подвешивался под фюзеляж бомбардировщика. В этих пусках и принимал участие Локтионов Фёдор Васильевич. Успешные испытания на полигоне в Джизаке позволили перейти к созданию последующих образцов самолётов-снарядов, отличающихся большей дальностью и точностью.

Страница лётной книжки Локтионова с записями об испытаниях «10Х»

Справка Локтионова о налёте часов на испытаниях «10Х»

Дата публикации на сайте 31 03 2015

Источники

30 03 2015

На "подвиге народа" всего за четыре его ордена материал : 2 орд. Кр. Знамени и 2 орд. Отеч.войны II ст. - всего у деда было 10 орденов :
орд. "Ленина", 2 орд. "Кр. Знамени", 4 орд. "Отеч.войны" I и три II ст., 3 орд. "Кр. Звезды", мед. "За отвагу", 2 мед. "За б/заслуги", медали "За о/Ленинграда", "За о/Москвы", "За о/Сталинграда", "За победу над Германией", "За в/Будапешта", "За в/Кенигсберга", "За в/Берлина", "За о/Белграда", "За о/Варшавы".

Павел Черевин

01 04 2015

... гвардии майор Локтионов Федор Васильевич, в полку он, если мне не изменяет память с середины 1943 года, если нужно будет точно, буду смотреть по приказам. Хороший летчик, понижали в звании - восстанавливали, понижали в должности, опять восстанавливали. ... Фотография у меня его всего одна, и та групповая.

... сюрприза не получилось, эта фотография у него уже есть, она уже даже на странице сайта, правда моя чуть получше качеством и не погнутая.

Олег Лисачёв

01 04 2015

Помните, как у Откидач Михаила Федотовича:

"Как и в любом деле, в авиации есть удачливые и неудачники. Одни пролетали всю свою летную жизнь и не имели ни одного случая аварии, катастрофы и вообще отказа материальной части. А в войну, честно отвоевав с первых и до последних дней, не были сбиты в воздушном бою противником или зенитной артиллерией. Других же преследовали неудачи от начала летной деятельности и до конца – это неудачники. Я отношусь к числу неудачников. "
Видимо Локтионов тоже не был обласкан Фортуной... был сбит ...

Просматривая лётную книжку Локтионова, присланную Павлом Черевиным, нашел запись, что они взлетели с "законтренными" рулями - именно так написано в лётной книжке.
"14.6.43 Пе-8 АМ-35А. Взлёт с законтренными рулями, вследствие чего вынужденная посадка вне аэродрома и поломка самолёта /поломана левая плоскость за 1-м мотором - передняя кромка/"

Вот уж неудача, так неудача...

Хотя, как мне помнится, что примерно в тоже время, "амеры" на совсем новом Б-17 взлетели с установленными струбцинами на рулях и все погибли. После этого ввели карты контрольных проверок для членов экипажа.

Может наоборот везучий. Вернулся домой живой и с орденами, прожил еще долгую жизнь.

Спасибо за присланную фотографию, разместил на странице.

Вячеслав Черкашин

02 04 2015

Маленькое дополнение к Вашему комментарию: все что пока удалось найти.

14.06.1943 г. Пе-8 № 42057, поломка самолета при взлете с законтренными рулями

Олег Лисачев

Соловьев Федор Александрович
17 06 2015

... Сегодня наткнулся в инете, на 2-го летчика, ком.корабля гв.капитана Соловьева Федора Александровича.
Теперь на том групповом фото (Николаев, Романов, Дмитриев, Локтионов и двое неизвестных), известны пятеро из шести, и теперь остался один "неизвестный" капитан в середине. ...


Павел Черевин

04 03 2016

... на групповом фото (с Романовым), в центре стоит капитан Сердюков А. С., все шестеро теперь известны....

Павел Черевин

Форум

©AirPages
2003-