Рафалович Александр Михайлович
Фоккер DVII, DXI, Ньюпор D XXIV, Разведчик Р-1
Рафалович Александр Михайлович (20.08 1898 - 1971)
Советский военачальник, генерал-лейтенант авиации. Летал на самолётах 20-х, 30-х годов, начиная от Фоккера DVII, DXI, Ньюпора D XXIV.
Александр Михайлович родился 20 августа 1898 года в семье коллежского регистратора,* со старшинством Волковыского Казначейства.
С апреля 1918 В РККА, участник Гражданской войны, на фронте был контужен.
После войны продолжил службу в РККА.
В 1921-м окончил теоретическую школу Воздушного флота, в 1923-м - Военно-теоретическую школу лётчиков, командир звена эскадрильи отряда. Член ВКП(б) с 1927 года.
Великую Отечественную войну встретил в звании полковника, в должности начальника штаба ВВС 6-й армии, с 1942-го - начальник ВВС 6-й армии. В марте 1942 года присвоено звание генерал-майора авиации.
В 1943 - 1945 годах служил в должности начальника Воздушно-стрелковой службы ВВС РККА.
В 1944 году окончил Военную Воздушную ордена Ленина Академию Красной Армии имени проф. Жуковского. 1 июля 1944 г. присвоено звание генерал-лейтенанта авиации.
C 1946 по 1950 г.г. - начальник кафедры Военно-Воздушной Академии имени проф. Н.Е. Жуковского.
Имеет награды: орден Ленина, три ордена Красного Знамени, орден Отечественной войны 1 ст., орден Богдана Хмельницкого 2 ст., медали: "ХХ лет РККА" (именно эта медаль на представленной здесь фотографии), "За оборону Москвы", "За оборону Киева", "За боевые заслуги", "За победу над Германией", "800 лет Москвы" и др.
Участник парада Победы на Красной площади 1945 года.
Вышел в отставку в 1950 году.
* - Коллежский регистратор или Станционный смотритель - гражданский чин 14-го класса в Табели о рангах в России XVIII — XIX веков. Чин давал право на почётное гражданство. Формой титульного обращения к коллежскому регистратору было выражение «Ваше Благородие».
Биография, прямо скажем, необычная. Пресловутый "пятый пункт" анкеты не помешал Александру Михайловичу дослужиться до звания генерал-лейтенанта. Факт сам по себе уникальный. Вероятно тот самый редкий случай, когда умная голова досталась умному человеку.
Что можно сказать о человеке, глядя на фотографии, кроме того, что он имеет умный, внимательный, немного ироничный взгляд? Скупые строки биографии, многократно размноженные на различных "исторических сайтах", почти ничего о нём не говорят. Возможно кто-то отзовётся, и наша страница поможет их дополнить...
Фотографии конечно уникальные, очень высокого качества, "несут на себе печать времени" :-) и заслуживают внимательного просмотра...
Вячеслав Черкашин.
|
Юношеская фотография Александра Рафаловича. Фуражка с высокой тульей и шпоры - обязательный атрибут мужской доблести.
|
|
Если мне не изменяет склероз, раньше они назывались "молодыми повесами". Рафаловмч узнаваемо слева.
|
|
"Молодые повесы" ещё раз.
|
|
Вероятно, теоретическая школа Воздушного флота, 1921-й год. Рафалович на фото слева.
|
|
Теоретическая школа Воздушного флота, декабрь 1921 г., VIII и IX выпуски. Рафалович во втором ряду сверху, шестой слева.
|
|
Групповая фотография на фоне учебного самолета У-1.
У-1 с двигателем М-2 в 120 л.с., самолет первоначального обучения, был построен у нас по образцу английского Авро-504К, применялся в 1921-32 г.г., после чего был полностью заменен на У-2, (знаменитый По-2). Отличался более строгим управлением.
|
|
Групповая фотография на фоне, вероятно, Ньюпор 27.
Рафалович на фото стоит справа.
|
|
Тот же самолет, вид спереди.
|
|
"Фоккер" D VII с двигателем BMV-IIIa в 180 л.с. Этот самолет выпуска 1918 г. был у нас в несколько десятков экземпляров.
|
|
Итальянская "Балилла" А-1. Одноместный истребитель с двигателем СПА в 220 л.с. Самолет отличался хорошей маневренностью, приобретен был в 30 экземплярах.
|
|
Английский "Мартинсайд" F-4. Одноместный истребитель с двигателем "Испано-Сюиза" в 300 л.с., выпуска 1918 г. На фронт не попал, в 1922-23 г.г. Советский Союз приобрел около 100 этих самолетов. С 1927 г. стал заменяться отечественным истрибителем И-2 бис.
|
|
На обороте фото надпись: "На Смоленском аэродроме 1922 г. машина Германский «Фоккер»"
Fokker F III авиакомпании «Дерулюфт», на борту самолёта герб Российской Федерации.
|
|
Группа лётчиков с часами и картами. (Рафалович справа). Часы носились на поясе и служили основным прибором для определения пройденного пути. На обороте надпись: "1927 Д. лагерь 5 а.э. 1 п.о.".
|
|
Перед полетом работа с картой. На заднем плане Фоккер D VII.
|
|
Групповая фотография у самолета Фоккер D VII.
|
|
Групповая фотография у самолета Фоккер D VII. Рафалович стоит, пятый слева.
|
|
Группа лётчиков. В верхнем ряду вымаран, вероятно, "затесавшийся враг народа", та самая "печать времени" на старых фотографиях. Облики бывших товарищей удалялись видимо не из ненивисти к ним, а из соображений безопасности, безопасности от комитета безопасности :-)
|
|
Группа лётчиков. Та же фотография, без купюр.
На обороте надпись "1930 год Смоленск 4 а.э. летный состав"
|
Дата публикации на сайте: 19.03 2015
| >> English
12 03 2015
Как и обещал, отправляю фотографии довоенного фотоальбома генерал-лейтенанта Рафаловича А.М.
Подписей в фотографиях практически нет, так что разобраться мне в довоенных самолетах сложно.
... а так как фотографии уникальны, не публиковались еще нигде, поэтому если можно, чтобы фотографии были помечены водной меткой сайта.
Лисачев Олег
19 03 2015
Подписи к фотографиям составил, в основном, на изучении известной классики В.Б. Шаврова. Водными метками старался минимально "испортить" фотографии. Наверняка внимательный читатель найдет неточности. С благодарностью приму Ваши замечания.
Вячеслав Черкашин
22 03 2015
Спасибо за ссылки - очень интересно. И кстати, поздравляю, похоже тебе досталась очередная конфета. Если я ничего не напутал, то вот тут:
https://airpages.ru/people/lewis_263.jpg лежит зело редкая фотография ТБ-4
Пётр
22 03 2015
Спасибо большое! А я всё думал, что это за штука такая... Дополняю описание на следующей странице...
Вячеслав
24 03 2015
Чего-это у тебя Дерулюфтовские F.II и F.III стали неизвестными? По ним дофига чего написано, включая "поимённый" список. Например в Масловских Крыльях №1(4)/2010 Стр.11-15. Ну и Гугль навскидку дофига чего выдаёт...
Пётр
24 03 2015
Спасибо! Посмотрев подробнее нашел, что изображённый на фото Фоккер F.III, нёсший на борту герб Российской Федерации, имел бортовой номер "PR-3". Эксплуатировался в "Дерулюфт" в 1922-1928 годах, затем был передан в ВВС.
Вячеслав
05 04 2015
Отличный альбом!
Небольшая поправка: "Нюпор" с "15" на киле - это N.27 (определяется по оперению и металлическому костылю), у нас они, емнип, не производились, получены из Франции.
--
Owl-99
04 03 2016
У меня есть фотографии Александра Михайловича, не очень много, но есть. Не поняла информацию про 5 графу так как папа и мама его из Беларуси: Михаил Иванович Рафалович и Шукайло Елена Ксаверьевна.
Не поняла про информацию о коллежском регистраторе. Можно с кем то об этом пообщаться?
--
Ольга
05 03 2016
Должность коллежского регистратора, именно так в инете пишется об отце Александра Михайловича, я далее просто нашел эту запись в табеле о рангах в России и сделал пояснение. Напишите, пожалуйста, что следует написать и как будет правильно.
Было бы хорошо, чтобы Вы написали об Александре Михайловиче, что то дополнили по этапам его жизни.
--
С уважением, Вячеслав Черкашин
11 03 2016
... Все - таки прадед ее на фото коллежский регистратор - спорить я конечно не буду, но по форме - однозначно.
Лисачев Олег
|