Бомбардирование ж. д. узлов Смоленск и Рославль
432 АП ДД 10 и 11.10.1941 г.
<< | >>
КОМАНДИРУ 81 АВИАДИВИЗИИ
Боевое донесение № 9, штаб 432 Авиаполка, Ковров 10.10.1941 г., 7.30, карта 1000000.
1. В ночь с 9-го на 10-ое Октября 1941 г. полк шестью самолетами с аэродрома подскока Иваново бомбардировал жел. дор. узлы противника.
2. Жел. дор. узел Смоленск бомбардировали четырьмя самолетами. Время бомбометания 04.10 - 05.00 10.10.41 г.
Высота бомбометания 4500-5100 метров.
На цель сброшено: двадцать четыре ФАБ-250, пятьдесят восемь ФАБ-100, восемнадцать ЗАБ-50, две САБ-50:
1. Самолет № 4221, командир корабля - полковник Лебедев, в 01.00 10.10.41 с аэродрома подскока Иваново стартовал для бомбардирования ж. д. узла Смоленск.
В 04.10 с высоты 4500 м на цель сброшены: ФАБ-250 - 8 шт., ФАБ-100 - 10 шт., ЗАБ-50 - 6 шт., САБ-50 - 2 шт.
Бомбы сброшены прицельно сериями в два захода. Экипаж наблюдал прямое попадание по путям жел. дор. узла, в результате возник один пожар со взрывом. Эшелонов на путях из-за большой высоты не наблюдали.
Противодействие ПВО: В районе цели по самолету вела огонь крупнокалиберная ЗА до пяти орудий. Разрывы снарядов наблюдали на высоте около 6000 м - впереди самолета и справа самолета.
На линии фронта экипаж наблюдал артиллерийскую стрельбу и много пожаров. При возвращении в 4 час 47 мин в районе г. Вязьма наблюдали разрывы бомб.
Метеоусловия: На маршруте до цели - ясно. В районе цели тонкая облачность, двуярусная 6-7 баллов, высота 4600 - 6000 м.
После выполнения задания экипаж в 6 час 18 мин 10.10.41 произвел посадку на аэродроме Ковров.
2. Самолет № 4215, командир корабля - капитан Асямов, в 01.23 10.10.41 с аэродрома Иваново стартовал для бомбардирования ж. д. узла Смоленск.
В 4 час 22 мин с высоты 4800 м на цель сброшены: ФАБ-250 - 8 шт., ФАБ-100 - 10 шт., ЗАБ-50 - 6 шт. Бомбы сброшены прицельно серией залпов в один заход - интервал 0,5 сек. Экипаж наблюдал разрывы бомб на путях жел. дор. узла, в результате возник один пожар.
Эшелонов на путях не наблюдали.
Противодействие ПВО: Над целью по самолету вела огонь ЗА среднего калибра до 10 орудий, разрывы снарядов наблюдались ниже самолета, примерно на высоте 4000 - 4500 метров.
В 3 час 50 мин, на высоте 4500 м южнее г. Белый, экипаж наблюдал три самолета, тип и принадлежность не определена, самолеты шли попутным курсом ниже нашего самолета, атаки не производили.
В районе цели в 4 час 25 мин, Н=5000 м, экипаж наблюдал один самолет - тип не определен, прошел в стороне, атаки не производил.
Метеоусловия: До цели - ясно, район цели - тонкая разорванная облачность 6-7 баллов.
После выполнения задания экипаж в 7 час 23 мин произвел посадку на аэродроме Ковров.
3. Самолет № 4218, командир корабля - майор Дмитриев, в 01 час 35 мин 10.10.41 с аэродрома подскока Иваново стартовал на бомбардирование жел. дор. узла Смоленск.
В 4 час 40 мин с высоты 5100 м на цель сброшены: ФАБ-100 - 32 шт. Бомбы сброшены прицельно сериями, в два захода. Экипаж наблюдал прямое попадание по путям ж. д. узла, в результате возник большой пожар со взрывом.
Противодействие ПВО: В районе цели ЗА крупного и среднего калибра вела огонь по самолету - до 5 орудий, разрывы снарядов наблюдались ниже самолета и слева на высоте примерно - 5000 метров.
Огонь ЗА вела с восточной и юго-западной стороны ж. д. узла. На линии фронта экипаж наблюдал интенсивную арт. стрельбу и много пожаров.
Метеоусловия: До цели - ясно. В районе цели - тонкая облачность 5-6 баллов.
После выполнения задания экипаж в 6 час 35 мин произвел посадку на аэродроме Ковров.
4. Самолет № 4222, командир корабля - майор Федоренко, в 01.40 10.10.41 с аэродрома подскока Иваново стартовал на бомбардирование жел. дор. узла Смоленск.
В 5 час 00 мин с высоты 5100 метров на цель сброшены: ФАБ-250 - 8 шт., ФАБ-100 - 6 шт., ЗАБ-50 - 6 шт.
Бомбы сброшены прицельно сериями, в два захода. Экипаж наблюдал разрывы бомб на путях жел. дор. узла.
Противодействие ПВО: В районе цели ЗА среднего и малого калибра вела интенсивный огонь по самолету.
Разрывы снарядов наблюдались на высоте 3000 - 3500 м. Работали до 10 прожекторов, из них один - мощный.
Метеоусловия: До цели - ясно. В районе цели - тонкая облачность 4-5 баллов.
После выполнения задания экипаж в 7 час 40 мин произвел посадку на аэродроме Ковров.
3. Жел. дор. узел Рославль бомбардировали двумя самолетами. Время бомбометания - 4 час 13 мин - 4 час 50 мин 10.10.41. Высота бомбометания 900 - 3800 метров. На цель сброшены:
восемь ФАБ-250, сорок ФАБ-100, четыре ЗАБ-50, две САБ- .
1. Самолет № 42015, командир корабля - полковник Алексеев, в 01 час 34 мин 10.10.41 с аэродрома подскока Иваново стартовал на бомбардирование жел. дор. узла - Рославль.
В 4 час 13 мин с высоты 3800 метров на цель сброшены: ФАБ-100 32 шт. Бомбы сброшены прицельно сериями, в два захода. Экипаж наблюдал разрывы бомб на путях жел. дор. узла.
Противодействия ПВО: не было. Экипаж наблюдал восточнее г. Вязьма арт. стрельбу малокалиберной ЗА, а также пожары на линии фронта.
Метеоусловия: В районе цели многослойная снеговая облачность, высота нижнего яруса - 3500 м, при отсутствии горизонтальной видимости.
После выполнения задания, экипаж в 6 час 32 мин произвел посадку на аэродроме Ковров.
2. Самолет № 4226, командир корабля комбриг Водопьянов, в 01.49 10.10.41 г. с аэродрома подскока Иваново стартовал на бомбардирование жел. дор. узла Рославль.
В 4 час 55 мин с высоты 900 метров на цель сброшены: ФАБ-250 - 8 шт., ФАБ-100 - 8 шт., ЗАБ-50 - 4 шт., САБ-25 - 2 шт. Бомбы сброшены прицельно, серией залпов в один заход. Экипаж наблюдал прямое попадание шести бомб в станционные постройки и двух бомб - по путям жел. дор. узла. В результате, на южной стороне цели возник небольшой пожар. На путях экипаж наблюдал жел. дор. эшелон, состав и количество не определили.
Противодействие ПВО: В районе цели по самолету вела слабый огонь малокалиберная ЗА до 2-х орудий. Работал один прожектор.
Метеоусловия: На маршруте до г. Гжатск - ясно, далее до цели разорванная редкая облачность, высота нижнего слоя Н=900 метров.
Выйдя из облаков на высоте 900 м штурман привязался к жел. дороге, идущей от Рославль на восток и по ней выше, на цель. Из-за снегопада и плохой видимости экипаж находился в районе цели - 45 мин.
На восточной окраине города Рославль, между шоссейной и железной дорогой, экипаж видел большой аэродром с двумя бетонированными взлетными полосами, самолетов на аэродроме не обнаружил.
После выполнения задания экипаж в 7 час 15 мин произвел посадку на аэродроме Ковров.
4. Потерь экипажи не имеют.
5. Материальная часть самолетов:
Самолет № 4221 требует ремонта - оборвалась рессора нагнетателя четвертого мотора.
Остальные пять кораблей, выполнявших боевое задание, после последнего осмотра будут готовы к очередному вылету.
Самолет № 4224, командир корабля Тягунин, на боевое задание не вылетал, самолет завяз при выруливании.
Этот самолет находится на аэродроме подскока Иваново.
6. Полк готовится к очередному вылету в ночь с 10-го на 11.10.41 г.
Командир полка полковник Лебедев
Военком полка ст. бат. комиссар Брюзгин
Начальник штаба подполковник Яроцкий.
Начальнику штаба 81 АД
Самолет нр 42015, командир корабля Алексеев в <…> 15 мин 11.10.41 с высоты 6500 метров бомбил жел. дор. узел Смоленск. На цель сброшено: ФАБ-250 - 8 шт., ФАБ-100 - 8 шт, ЗАБ-50 - 8 шт. Наблюдали разрывы бомб на путях жел. дор. узла. В результате бомбометания возникли три очага пожара.
Противодействие ПВО: ЗА до пятнадцати орудий вела интенсивный огонь, разрывы снарядов наблюдали ниже примерно на 5000 метров.
<…> 55, высота 900 метров, Калинин, самолет обстрелян интенсивным огнем своей ЗА, работали прожектора, сигнал "я свой" экипаж давал только бортовыми огнями, ракеты не срабатывали.
В районе цели облачность 6-7 баллов высотой 1500 - 2000 метров. Цель была открыта.
Посадка в Коврове в 6-47. Матчасть исправна.
Возвращение экипажа Тягунина будет дано дополнительно.
Донесение принял оперативный дежурный Наливайко.
Потерь нет. Иващенко
Дата размещения на сайте 10.10.2016 г.
<< | >>
Источники
- Фото и документы из архива Олега Лисачева
10 10 2016.
Боевое донесение № 10 передано в штаб дивизии по телеграфу.
Обратите внимание, описываемые события происходили ровно 75 лет назад.
Оперативные сводки № 24 и 25 81 АД за 10 и 11 октября 1941 года
|