Авиация Второй мировой
На главную   Поиск на сайте
 
Документы штаба 746 АП ДД 432 АП ДД 1941 г. 746 АП ДД 1942 г. 746 АП ДД 1943 г. 45 АД ДД 81 АД ДД 1941 г. 45 АД ДД 1942 г. 45 АД ДД 1944 г.

Бомбардирование ж. д. узлов Смоленск и Рославль

432 АП ДД 10 и 11.10.1941 г.

<< | >>

КОМАНДИРУ 81 АВИАДИВИЗИИ

Боевое донесение № 9, штаб 432 Авиаполка, Ковров 10.10.1941 г., 7.30, карта 1000000.

   1. В ночь с 9-го на 10-ое Октября 1941 г. полк шестью самолетами с аэродрома подскока Иваново бомбардировал жел. дор. узлы противника.

   2. Жел. дор. узел Смоленск бомбардировали четырьмя самолетами. Время бомбометания 04.10 - 05.00 10.10.41 г.

Высота бомбометания 4500-5100 метров.

На цель сброшено: двадцать четыре ФАБ-250, пятьдесят восемь ФАБ-100, восемнадцать ЗАБ-50, две САБ-50:

1. Самолет № 4221, командир корабля - полковник Лебедев, в 01.00 10.10.41 с аэродрома подскока Иваново стартовал для бомбардирования ж. д. узла Смоленск.

В 04.10 с высоты 4500 м на цель сброшены: ФАБ-250 - 8 шт., ФАБ-100 - 10 шт., ЗАБ-50 - 6 шт., САБ-50 - 2 шт.

Бомбы сброшены прицельно сериями в два захода. Экипаж наблюдал прямое попадание по путям жел. дор. узла, в результате возник один пожар со взрывом. Эшелонов на путях из-за большой высоты не наблюдали.

Противодействие ПВО: В районе цели по самолету вела огонь крупнокалиберная ЗА до пяти орудий. Разрывы снарядов наблюдали на высоте около 6000 м - впереди самолета и справа самолета.

На линии фронта экипаж наблюдал артиллерийскую стрельбу и много пожаров. При возвращении в 4 час 47 мин в районе г. Вязьма наблюдали разрывы бомб.

Метеоусловия: На маршруте до цели - ясно. В районе цели тонкая облачность, двуярусная 6-7 баллов, высота 4600 - 6000 м.

После выполнения задания экипаж в 6 час 18 мин 10.10.41 произвел посадку на аэродроме Ковров.

2. Самолет № 4215, командир корабля - капитан Асямов, в 01.23 10.10.41 с аэродрома Иваново стартовал для бомбардирования ж. д. узла Смоленск.

В 4 час 22 мин с высоты 4800 м на цель сброшены: ФАБ-250 - 8 шт., ФАБ-100 - 10 шт., ЗАБ-50 - 6 шт. Бомбы сброшены прицельно серией залпов в один заход - интервал 0,5 сек. Экипаж наблюдал разрывы бомб на путях жел. дор. узла, в результате возник один пожар.

Эшелонов на путях не наблюдали.

Противодействие ПВО: Над целью по самолету вела огонь ЗА среднего калибра до 10 орудий, разрывы снарядов наблюдались ниже самолета, примерно на высоте 4000 - 4500 метров.

В 3 час 50 мин, на высоте 4500 м южнее г. Белый, экипаж наблюдал три самолета, тип и принадлежность не определена, самолеты шли попутным курсом ниже нашего самолета, атаки не производили.

В районе цели в 4 час 25 мин, Н=5000 м, экипаж наблюдал один самолет - тип не определен, прошел в стороне, атаки не производил.

Метеоусловия: До цели - ясно, район цели - тонкая разорванная облачность 6-7 баллов.

После выполнения задания экипаж в 7 час 23 мин произвел посадку на аэродроме Ковров.

3. Самолет № 4218, командир корабля - майор Дмитриев, в 01 час 35 мин 10.10.41 с аэродрома подскока Иваново стартовал на бомбардирование жел. дор. узла Смоленск.

В 4 час 40 мин с высоты 5100 м на цель сброшены: ФАБ-100 - 32 шт. Бомбы сброшены прицельно сериями, в два захода. Экипаж наблюдал прямое попадание по путям ж. д. узла, в результате возник большой пожар со взрывом.

Противодействие ПВО: В районе цели ЗА крупного и среднего калибра вела огонь по самолету - до 5 орудий, разрывы снарядов наблюдались ниже самолета и слева на высоте примерно - 5000 метров.

Огонь ЗА вела с восточной и юго-западной стороны ж. д. узла. На линии фронта экипаж наблюдал интенсивную арт. стрельбу и много пожаров.

Метеоусловия: До цели - ясно. В районе цели - тонкая облачность 5-6 баллов.

После выполнения задания экипаж в 6 час 35 мин произвел посадку на аэродроме Ковров.

4. Самолет № 4222, командир корабля - майор Федоренко, в 01.40 10.10.41 с аэродрома подскока Иваново стартовал на бомбардирование жел. дор. узла Смоленск.

В 5 час 00 мин с высоты 5100 метров на цель сброшены: ФАБ-250 - 8 шт., ФАБ-100 - 6 шт., ЗАБ-50 - 6 шт.

Бомбы сброшены прицельно сериями, в два захода. Экипаж наблюдал разрывы бомб на путях жел. дор. узла.

Противодействие ПВО: В районе цели ЗА среднего и малого калибра вела интенсивный огонь по самолету.

Разрывы снарядов наблюдались на высоте 3000 - 3500 м. Работали до 10 прожекторов, из них один - мощный.

Метеоусловия: До цели - ясно. В районе цели - тонкая облачность 4-5 баллов.

После выполнения задания экипаж в 7 час 40 мин произвел посадку на аэродроме Ковров.

   3. Жел. дор. узел Рославль бомбардировали двумя самолетами. Время бомбометания - 4 час 13 мин - 4 час 50 мин 10.10.41. Высота бомбометания 900 - 3800 метров. На цель сброшены:

восемь ФАБ-250, сорок ФАБ-100, четыре ЗАБ-50, две САБ- .

1. Самолет № 42015, командир корабля - полковник Алексеев, в 01 час 34 мин 10.10.41 с аэродрома подскока Иваново стартовал на бомбардирование жел. дор. узла - Рославль.

В 4 час 13 мин с высоты 3800 метров на цель сброшены: ФАБ-100 32 шт. Бомбы сброшены прицельно сериями, в два захода. Экипаж наблюдал разрывы бомб на путях жел. дор. узла.

Противодействия ПВО: не было. Экипаж наблюдал восточнее г. Вязьма арт. стрельбу малокалиберной ЗА, а также пожары на линии фронта.

Метеоусловия: В районе цели многослойная снеговая облачность, высота нижнего яруса - 3500 м, при отсутствии горизонтальной видимости.

После выполнения задания, экипаж в 6 час 32 мин произвел посадку на аэродроме Ковров.

2. Самолет № 4226, командир корабля комбриг Водопьянов, в 01.49 10.10.41 г. с аэродрома подскока Иваново стартовал на бомбардирование жел. дор. узла Рославль.

В 4 час 55 мин с высоты 900 метров на цель сброшены: ФАБ-250 - 8 шт., ФАБ-100 - 8 шт., ЗАБ-50 - 4 шт., САБ-25 - 2 шт. Бомбы сброшены прицельно, серией залпов в один заход. Экипаж наблюдал прямое попадание шести бомб в станционные постройки и двух бомб - по путям жел. дор. узла. В результате, на южной стороне цели возник небольшой пожар. На путях экипаж наблюдал жел. дор. эшелон, состав и количество не определили.

Противодействие ПВО: В районе цели по самолету вела слабый огонь малокалиберная ЗА до 2-х орудий. Работал один прожектор.

Метеоусловия: На маршруте до г. Гжатск - ясно, далее до цели разорванная редкая облачность, высота нижнего слоя Н=900 метров.

Выйдя из облаков на высоте 900 м штурман привязался к жел. дороге, идущей от Рославль на восток и по ней выше, на цель. Из-за снегопада и плохой видимости экипаж находился в районе цели - 45 мин.

На восточной окраине города Рославль, между шоссейной и железной дорогой, экипаж видел большой аэродром с двумя бетонированными взлетными полосами, самолетов на аэродроме не обнаружил.

После выполнения задания экипаж в 7 час 15 мин произвел посадку на аэродроме Ковров.

   4. Потерь экипажи не имеют.

   5. Материальная часть самолетов:

Самолет № 4221 требует ремонта - оборвалась рессора нагнетателя четвертого мотора.

Остальные пять кораблей, выполнявших боевое задание, после последнего осмотра будут готовы к очередному вылету.

Самолет № 4224, командир корабля Тягунин, на боевое задание не вылетал, самолет завяз при выруливании.

Этот самолет находится на аэродроме подскока Иваново.

   6. Полк готовится к очередному вылету в ночь с 10-го на 11.10.41 г.

Командир полка полковник Лебедев

Военком полка ст. бат. комиссар Брюзгин

Начальник штаба подполковник Яроцкий.

Начальнику штаба 81 АД

Самолет нр 42015, командир корабля Алексеев в <…> 15 мин 11.10.41 с высоты 6500 метров бомбил жел. дор. узел Смоленск. На цель сброшено: ФАБ-250 - 8 шт., ФАБ-100 - 8 шт, ЗАБ-50 - 8 шт. Наблюдали разрывы бомб на путях жел. дор. узла. В результате бомбометания возникли три очага пожара.

Противодействие ПВО: ЗА до пятнадцати орудий вела интенсивный огонь, разрывы снарядов наблюдали ниже примерно на 5000 метров.

<…> 55, высота 900 метров, Калинин, самолет обстрелян интенсивным огнем своей ЗА, работали прожектора, сигнал "я свой" экипаж давал только бортовыми огнями, ракеты не срабатывали.

В районе цели облачность 6-7 баллов высотой 1500 - 2000 метров. Цель была открыта.

Посадка в Коврове в 6-47. Матчасть исправна.

Возвращение экипажа Тягунина будет дано дополнительно.

Донесение принял оперативный дежурный Наливайко.

Потерь нет. Иващенко

Дата размещения на сайте 10.10.2016 г.

<< | >>

Источники

  • Фото и документы из архива Олега Лисачева

10 10 2016.

Боевое донесение № 10 передано в штаб дивизии по телеграфу.

Обратите внимание, описываемые события происходили ровно 75 лет назад.

Оперативные сводки № 24 и 25 81 АД за 10 и 11 октября 1941 года

Форум

©AirPages
2003-