Авиация Второй мировой
На главную   Поиск на сайте
 
Документы штаба 746 АП ДД 432 АП ДД 1941 г. 746 АП ДД 1942 г. 746 АП ДД 1943 г. 45 АД ДД 81 АД ДД 1941 г. 45 АД ДД 1942 г. 45 АД ДД 1944 г.

Бомбардирование военных объектов у г. Калинин

432 АП ДД 14 и 16.10.1941 г.

<< | >>

КОМАНДИРУ 81 АВИАДИВИЗИИ

Боевое донесение № 13, штаб 432 Авиаполка, Ковров 14.10.1941 г., 8.30, карта 500000.

1. В ночь с 13 на 14.10.41 г. полк тремя самолетами с аэродрома подскока Иваново бомбардировал мотомехвойска противника, двигающиеся по шоссейной дороге Старица-Калинин, на участке 3-5 км юго-западнее Калинин до деревни Борисково. Время бомбометания 4.20 - 4.30 14.10.41. Высота бомбометания 900 - 2450 м. На цель сброшены: четыре РРАБ-500, четыре ФАБ-250, сорок восемь ФАБ-100, две САБ-50, две САБ-25.

2. Самолет № 4218, командир корабля - майор Дмитриев, в 23.12 м 14.10.41 стартовал на бомбометание мотомехвойск противника на шоссейной дороге 3-5 км юго-западнее Калинин до деревни Даниловское в направлении Старица.

В 4.20 - 4.30 с высоты 1900 м на цель сброшены РРАБ-500 - 2 шт., ФАБ-100 - 24 шт. Бомбы сброшены в три захода серией залпов. При подходе к цели экипаж наблюдал на дороге огни от фар автомашин, которые с появлением нашего самолеты - потушены. Экипаж наблюдал прямые попадания бомб по дороге, в результате бомбометания возник большой пожар северо-восточнее деревни Даниловское.

Во время бомбометания стрелки кормовой и подшассийных точек вели огонь по колонне войск, выпущено до 150 снарядов.

Противодействие ПВО: После бомбометания два самолета, тип не опознан, шли за самолетом с превышением 500 м, один самолет шел под углом со снижением, стрелок открыл огонь, самолет отошел в сторону и скрылся.

После выполнения задания, экипаж в 6 час 10 мин произвел посадку на аэродром Ковров.

3. Самолет № 4221, командир корабля - ст. лейтенант Лисачев, в 2.50 м 14.10.41 г. стартовал на бомбардирование мотомехвойск противника на участке шоссейной дороги дер. Даниловское до деревни Борисково.

В 4 час 22 мин с высоты 900 м на цель сброшены: ФАБ-250 - 4 шт., ФАБ-100 - 24 шт., САБ-50 - 2 шт. Бомбы сброшены сериями вдоль дороги по колоннам войск, двигавшихся по дороге; глубина каждой колонны 800 - 1000 м, дистанция между колоннами 200 м. Экипаж наблюдал прямые попадания по колоннам. Стрелки с носовой, кормовой, подшассийных точек вели огонь по колоннам, выпустив около 400 снарядов и патронов. В результате бомбометания у деревни Некрасово и по дороге к дер. Борисково возникли несколько пожаров.

Противодействия ПВО - не было.

После выполнения задания экипаж в 6 час 15 мин произвел посадку на аэродроме Ковров.

4. Самолет № 4226, командир корабля - ст. лейтенант Пусэп, в 03.12 м 14.10.41 г. стартовал на бомбардирование мотомехвойск противника на шоссейной дороге Старица - Калинин между дер. Даниловское -Борисково.

В 4 час 20 мин с высоты 2450 м на цель сброшены: РРАБ-500 - 2 шт., ФАБ-100 - 16 шт., САБ-25 - 2 шт. У деревни Некрасово серией сброшено два РРАБ-500. В результате возник 1 пожар. По дороге между Некрасово - Даниловское сброшены 16 ФАБ-100 серией залпов, наблюдали разрывы бомб по дороге. Движения войск по дороге из-за большой высоты - 2450 метров экипаж не наблюдал. Наблюдению войск по дороге мешала также облачность.

Противодействия ПВО не было.

После выполнения задания экипаж в 6 час 20 мин произвел посадку на аэродроме г. Ковров.

5. Метеоусловия: В районе цели облачность 6-7 баллов, высота нижнего края 1000 метров, верхнего края 2500 метров.

6. Экипажи наблюдали большие пожары в г. Калинин, пожары по дороге Старица - Калинин, по г. Калинин ведется артиллерийский огонь.

7. Потерь экипажи не имеют.

8. Матчасть самолетов:

Самолеты № 4221 и 4226 исправны, на самолете № 4218 лопнул водомаслорадиатор третьего мотора.

9. Полк готовится к очередному вылету на боевое задание.

10. Общий налет с 13 на 14.10.41 г. 10 час 50 мин, из них в ночное время - 9 час 43 мин.

Командир полка полковник Лебедев

Военком полка ст. бат. комиссар Брюзгин

Начальник штаба майор подполковник Яроцкий

КОМАНДИРУ 81 АВИАДИВИЗИИ

Боевое донесение № 14, штаб 432 Авиаполка, г. Иваново, 16.10.1941 г., 22.00, карта 1000000.

1. Самолет № 4221, командир корабля - ст. лейтенант Лисачев, в 18 час 06 мин 16.10.41 г. стартовал с аэродрома Иванова на бомбардирование ж. д. мостов через реку Волга у г. Калинин.

В 19 час 30 мин с высоты 800 м на цель сброшены: ФАБ-500 - 2 шт., ФАБ-250 - 8 шт. Бомбы сброшены прицельно в два захода сериями. Экипаж наблюдал прямое попадание одной 250 кг бомбы в мост, мост поврежден, одна 500 кг бомба попала в полотно железной дороги у моста.

Противодействие ПВО: Над целью малокалиберная ЗА вела слабый огонь по самолету.
Экипаж наблюдал много пожаров в г. Калинин.

Метеоусловия: До г. Переяславль-Залесский - ясно, далее до цели и над целью сплошная облачность, высота 800 - 1000 метров.

После выполнения задания экипаж в 21 час 02 мин произвел посадку на аэродроме г. Иваново.

2. Самолет № 4215, командир корабля - капитан Асямов, в 18 час 20 мин 16.10.41 г. стартовал с аэродрома Иваново на бомбардирование ж. д. моста через реку Волга у г. Калинин. Экипаж задания не выполнил, над целью была сплошная облачность высотой 800 м, экипаж под облака не снизился, а вернулся обратно и 20 час 52 мин произвел посадку с бомбами на аэродроме Иваново.

3. Самолет № 4222, командир корабля майор Федоренко, в 19 час 05 мин 16.10.41 г. взлетел с аэродрома Иваново для выполнения боевого задания. Взлет был нормальный, набрав высоту около 50 метров самолет начал быстро разворачиваться вправо со снижением и с углом врезался в землю, раздался сильный взрыв. Самолет сгорел, экипаж, за исключением стрелка кормовой точки, - погиб.

4. Полк готовится к очередному вылету на боевое задание.

8. Общий налет за 16.10.41 г. 6 час 28 мин

из них в ночное время - 5 час 28 мин.

Зам нач-ка штаба майор Иващенко

Дата размещения на сайте 11.10.2016 г.

<< | >>

Источники

  • Фото и документы из архива Олега Лисачева

11 10 2016.

Можно с большой степенью вероятности утверждать, что ущерб противнику от бомбардировки экипажа Лисачева с высоты 900 м, проводившего бомбардировку прицельно и добавившего к разрывам бомб обильный огонь из бортового оружия, несравненно выше.
Второй экипаж Пусэпа "движения войск по дороге из-за большой высоты - 2450 метров не наблюдал."

В 14-м БД экипаж Лисачева с высоты 800 метров бомбил мост и его повредил, экипаж Асямова до нужной высоты не снизился и задания не выполнил.

11 10 2016.


10.10.41 комбриг Водопьянов успешно бомбардирует слабо защищенный ж. д. узел Рославль с высоты 900 метров в один заход.

13.10.41 комбриг Водопьянов прицельно бомбардирует хорошо защищенный аэродром Смоленска с высоты 7000 м! в пять заходов. При этом возникло 4 очага пожаров (два больших), разрывы по ангарам и летному полю.
При хорошей видимости прицельное бомбометание успешно выполнено с большой высоты. При этом интенсивная стрельба ЗА неэффективна, снаряды разрывались на высоте 5000 метров.

К слову сказать, эта тактика не нашла поддержку у собратьев по оружию. В это же время Федоренко бомбардировал аэродром с высоты 4000 м.
В следующем боевом вылете 24.10 при бомбардировке г. Орел Водопьянов бомбит с 6000 м, в это же время Пусэп с 3500 м...

11 10 2016.

Просматривая оригиналы документов (список л.с.) наткнулся на зачеркнутую строку, из которой ясно, что штурман корабля ст. лейтенант Соловьев Степан Иванович 15 числа был "посажен" под домашний арест, однако 16 -го вылетел в составе экипажа и погиб.
Вероятно, домашние аресты выносились, как необходимые наказания, но строго не соблюдались, и боевой вылет был той самой амнистией, который данный арест отменял...

Акт по расследованию. Лист 1.

Акт по расследованию. Лист 2.
--
Вячеслав Черкашин

11 10 2016.

Разумно объяснить бомбардировку Водопьянова с 7000 метров не могу.

Амеры города Японии бомбили с больших высот, но это были площадные цели
--
Вячеслав Черкашин

12 10 2016. Водопьянов

Мне трудно что-либо комментировать по поводу Водопьянова. Очень интересная личность.
Однозначно был психологический фактор. Идейный организатор дальней авиации, Герой Советского Союза № 6, выдающийся полярный летчик, получивший кард-бланш от самого Сталина вдруг с самой вершины оказывается разжалованным до командира корабля (обвинения звучали очень серьезные). Каждый его шаг под контролем. Он просто не имел права на ошибку - быть сбитым еще раз.
Второе, Водопьянов не имел опыта пилотирования ТБ-7- это факт.
Опять же, Смоленский аэродром - крупный аэродром, захваченный противником. Разведдонесения сомнительны - все-таки начало войны. Что там с ЗА? Что там с истребителями? Видимость была хорошая.
Но это вкратце... Размышления вслух,... так что я в действиях Водопьянова логику вижу.
--
Олег Лисачев

12 10 2016.

Я вот сейчас снова просматриваю документы. У моего деда в 1942 году была "веселая эскадрилья". - см. фото. Как он бедный с ними справлялся?
--
Олег Лисачев

13 10 2016.

Да уж, замполит - "Наумыч", комбриг - ГСС Водопьянов, по сути генерал, полковник Алексеев и - комэск, еще в прошлом году старший лейтенант...
--
Вячеслав Черкашин

13 10 2016.

Бомбардировка с 7000 м в дневное время едва не закончилась катастрофой. Все три самолета получили пробоины, самолет Водопьянова вернулся с отказавшим двигателем и разбитой рацией...
--
Вячеслав Черкашин

14 10 2016.

Оперативная сводка № 12 81 авиадивизии 30.9.41 г. Примерно в это же самое время 420 АП (из состава 81-й дивизии) на самолетах Ер-2 бамбардировал ж. д. узлы Витебска, Смоленска и аэродром Смоленска с высоты 200-300 м в дневное время...
--
Вячеслав Черкашин

18 10 2016.

Оперативная сводка № 31 штаб 81 АД от 14.10.1941 г. Бомбардирование войск пр-ка по дорогам Старица, Калинин, Микулино-Городище.

Оперативная сводка № 35 штаб 81 АД от 16.10.1941 г. Бомбардирование мостов через р. Волга у г. Калинин.

Форум

©AirPages
2003-