Бомбардирование г. Калуга и Орел
432 АП ДД 25 и 27.10.1941 г.
<< | >>
КОМАНДИРУ 81 АВИАДИВИЗИИ
Боевое донесение № 17, штаб 432 Авиаполка, Ковров 25.10.1941 г., 20.00, карта 1000000.
1. 25.10.41 г. полк тремя самолетами бомбардировал г. Калуга. Время бомбометания 14.44 - 17.29. Высота бомбометания 7300 - 7450 метров. На цель сброшены: шесть ФАБ-500, семьдесят две ФАБ-100. Все бомбы положены в цель. Разрывы бомб наблюдали на территории ж. д. узла, в центральной, юго-западной, северной и восточной частях города. В результате бомбометания возникло пять очагов пожара.
2. Самолет № 4226, командир корабля комбриг Водопьянов, в 12.56 м 25.10.41 г. стартовал с аэродрома Ковров на бомбардирование г. Калуга.
В 14 час 44 мин с высоты 7300 м на цель сброшены: ФАБ-500 - 2 шт., ФАБ-100 - 24 шт. Бомбы сброшены прицельно сериями в два захода.
Экипаж наблюдал разрывы бомб на территории ж. д. узла, в центральной и юго-восточной части города.
В результате бомбометания возник один большой пожар на территории ж. д. узла.
Противодействие ПВО: За 10 км до цели самолет встречен сильным огнем ЗА крупного калибра до 12 орудий, расположенных на юго-восточной и северо-западной окраинах города. Разрывы снарядов наблюдали под самолетом и выше самолета. Разрывы снарядов давали облако черного дыма. От осколков снарядов выведен из строя четвертый мотор, повреждена радиостанция. Самолет подучил до 15 пробоин. Пробоины имеются - в правой и левой плоскостях, в Ф-1, Ф-2, в нижней части фюзеляжа у бомболюков и в стабилизаторе.
Потерь - нет.
После выполнения боевого задания командир корабля на трех моторах привел самолет на свой аэродром и в 16 час 02 мин произвел посадку на своем аэродроме благополучно.
3. Самолет № 4218, командир корабля майор Дмитриев, в 13.15 м 25.10.41 г. стартовал с аэродрома Ковров на бомбардирование г. Калуга.
В 15 час 08 мин с высоты 7450 м на цель сброшены: ФАБ-500 - 2 шт., ФАБ-100 - 24 шт. Бомбы сброшены прицельно сериями в два захода.
Экипаж наблюдал разрывы бомб в центральной и северной части города. Две бомбы разорвались на площади, по очертаниям экипаж считает, что это стадион, на этой площади стрелок кормовой точки, после бомбометания наблюдал движение по рассредоточению мотомехчасти.
В результате бомбометания возникло два очага пожара.
Экипаж наблюдал пожар в районе ж. д. узла, вызванный бомбометанием экипажа Водопьянова.
Противодействие ПВО: При подходе к цели и над целью самолет встречен сильным огнем ЗА крупного калибра до 12 орудий, огонь вели с юго-восточной и северо-западной окраины города. Разрывы снарядов наблюдали под самолетом и выше самолета. Разрывы снарядов давали облако черного дыма. Самолет получил до 13 пробоин.
Пробоины имеются: руль поворота - две пробоины, на левой плоскости разбита фара, в фюзеляже у третьего, усиленного шпангоута - четыре пробоины, в правой плоскости - две пробоины, в Ф-1 и Ф-3.
В 14 час 58 мин при подходе к цели на параллельном курсе к г. Калуга следовали три двухмоторных самолета, шли ниже нашего самолета, тип не определен, скрылись в облака. Потерь нет. После выполнения задания экипаж в 16 час 40 мин произвел посадку на своем аэродроме.
4. Самолет № 42015, командир корабля старший лейтенант Пусэп в 15.46 м 25.10.41 г. стартовал с аэродрома Ковров на бомбардирование г. Калуга.
В 17 час 29 мин с высоты 7300 м на цель сброшены: ФАБ-500 - 2 шт., ФАБ-100 - 24 шт. Бомбы сброшены прицельно в один заход.
Экипаж наблюдал разрывы бомб в центральной и восточной части города. В результате бомбометания возникло два очага пожара. Экипаж наблюдал два очага пожара, вызванные бомбометанием предыдущими нашими экипажами Водопьянова и Дмитриева.
Противодействие ПВО: При подходе к цели за 10-15 км самолет был встречен сильным огнем ЗА крупного калибра - 10-12 орудий, огонь велся с восточной и северо-восточной окраин города. Разрывы снарядов давали облако черного дыма. Разрывы снарядов наблюдали на уровне и выше полета самолета.
Самолет имеет пробоины, но в темноте нельзя определить количество пробоин и повреждения. Потерь - нет.
После выполнения боевого задания экипаж в 18 час 48 мин произвел посадку на своем аэродроме.
5. Метеоусловия: На маршруте до г. Зарайск - сплошная облачность, высота 800-1200 м. От Зарайска к цели - облачность разорванная. В районе цели облачность редка 2-3 балла. Цель открыта. Последний экипаж наблюдал приближение к цели фронта, несущего мощную облачность.
6. Матчасть самолетов неисправна - повреждена осколками снарядов зенитной артиллерии.
7. Полк готовится к очередному вылету на боевое задание.
8. Общий налет за 25.10.41 г. - 3 полета: 9 час 33 мин, из них ночью - 1 час 30 мин.
Командир полка полковник Лебедев
Военком полка ст. бат. комиссар Брюзгин
Начальник штаба подполковник Яроцкий.
КОМАНДИРУ 81 АВИАДИВИЗИИ
Боевое донесение № 18, штаб 432 Авиаполка, Ковров, 27.10.1941 г., 23.30, карта 1000000.
1. 27.10.41 г. полк двумя самолетами бомбардировал г. Орел. Время бомбометания 19.36 - 20.48. Высота бомбометания 3000 - 5100 метров. На цель сброшены: четырнадцать ФАБ-250 и четырнадцать ФАБ-100. Все бомбы положены в цель, наблюдали разрывы в центральной и юго-западной части города, в результате бомбометания возникло два новых очага пожара.
2. Самолет № 4218, командир корабля майор Дмитриев, в 16 час 58 мин 27.10.41 г. стартовал с аэродрома Ковров на бомбардирование г. Орел.
В 19 час 36 мин - 19 час 45 мин с высоты 5100 м на цель сброшены: ФАБ-250 - 6 шт., ФАБ-100 - 6 шт. Две ФАБ-250 и две ФАБ-100 не сброшены по невнимательности штурмана капитана Бондаренко. Бомбы сброшены прицельно в два захода. Экипаж наблюдал разрывы бомб в юго-западной части города, в результате бомбометания возникло два новых очага пожара.
Противодействие ПВО - не было
Метеоусловия: На маршруте до Спасск-Рязанский - слоисто кучевая облачность 10 баллов, высота 600 метров. Далее разорванная облачность 3-5 баллов. В районе цели ясно, слабая дымка, вертикальная видимость хорошая.
Экипаж наблюдал много пожаров в г. Орел, а также наземную артстрельбу в районе цели, со стороны наших частей и со стороны противника.
Матчасть неисправна - потек блок первого мотора, лопнул шланг гидросистемы.
Посадка в Коврове в 21 час 48 мин.
3. Самолет № 42015, командир корабля ст. лейтенант Пусэп в 17 час 51 мин 27.10.41 г. стартовал с аэродрома Ковров на бомбардирование г. Орел.
В 20 час 48 мин - с высоты 3000 м на цель сброшены: ФАБ-250 - 8 шт., ФАБ-100 - 8 шт. Бомбы сброшены прицельно в один заход. Экипаж наблюдал разрывы бомб среди пожаров, которыми охвачен город Орел.
Противодействие ПВО: Над целью работали четыре прожектора и с западной части города по самолету вели огонь два орудия ЗА, разрывы снарядов наблюдали выше самолета и в стороне.
Метеоусловия: На маршруте до Спасск-Рязанский, облачность 10 баллов, высота 500 м. От Спасск-Рязанский до Архангельское - ясно, от Архангельское до цели облачность, высота 3500 м. С запада на цель надвигался фронт со снежными осадками.
Экипаж наблюдал: В 18 час 50 мин в районе Спасск-Рязанский прошел со встречным курсом справа самолет, тип не опознан. Матчасть неисправна.
Посадка в Коврове - 22 час 50 мин.
4. Потерь нет.
5. Полк готовится к очередному вылету на боевое задание.
6. На старте своего аэродрома наблюдали: 8.00 - 8.15 через аэродром проследовали два самолета Ер-2, за ними следовал самолет, по звуку моторов полковник Яроцкий определил, что это был Ю-88. Когда ЗА Коврова по нему открыла огонь, самолет дал сигнал "я свой", развернулся и ушел на запад.
7. Общий налет за 27.10.41 г. 2 полета 9 час 49 мин
из них ночью - 9 час 30 мин.
Командир полка полковник Лебедев
Военком полка ст. бат. комиссар Брюзгин
Начальник штаба подполковник Яроцкий
Дата размещения на сайте 12.10.2016 г.
<< | >>
Источники
- Фото и документы из архива Олега Лисачева
12 10 2016.
Бомбардировка в дневное время едва не закончилась для самолетов катастрофой. Не спасала и высота в 7 и более км.
Совершенно очевидно, что в дневное время резко возрастает точность наводки зениток. С помощью дальномеров (это устройства с разнесенными призмами, измеряющие расстояние методом паралакса - по аналогии с дальномерными фотокамерами, если кто такие помнит) возрастает точность определения высоты и более точно рассчитывается упреждение при наводке на цель и соответственно возрастает точность стрельбы. Более совершенное устройство - ПУАЗО - прибор управления зенитным огнем...
Об определении высоты полета с-та можно прочитать здесь: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЫСОТЫ (ДАЛЬНОСТИ) ЦЕЛИ
В результате обстрела, все три самолета привезли большое число пробоин, на самолете Водопьянова в результате обстрела остановился двигатель и повреждена рация.
Отсюда очевидный вывод, к которому в дальнейшем пришла бомбардировочная авиация дальнего действия, бомбить только ночью...
|