Авиация Второй мировой
На главную   Поиск на сайте
 
Документы штаба 746 АП ДД 432 АП ДД 1941 г. 746 АП ДД 1942 г. 746 АП ДД 1943 г. 45 АД ДД 81 АД ДД 1941 г. 45 АД ДД 1942 г. 45 АД ДД 1944 г.

81 АД. Приказ 023. Оперативная сводка № 71

2 и 3.12.1941 г.

<< |

Приказ 81 авиационной дивизии № 023 Монино 2 декабря 1941 г.

§ 1

25 ноября 1941 г. в районе Павловское произошла катастрофа самолета ЛаГГ-3 6-й истребительной эскадрильи 433 авиаполка. При катастрофе погиб заместитель командира эскадрильи лейтенант Соколов Н.Ф. Самолет разбит; в районе села Старый двор произошла авария самолета ЛаГГ-3 6-й истребительной эскадрильи. При аварии тяжело ранен командир звена лейтенант Дегтярев Н.Н. Самолет разбит; в районе д. Козики потерпел аварию самолет ЛаГГ-3 6-й истребительной эскадрильи. При аварии легко ранен командир звена мл. лейтенант Бычков В.Ф. Самолет разбит.

По данным расследования обстоятельства представляются в следующем виде:

25 ноября 1941 года согласно плановой таблицы, утвержденной зам. командира 6 АЭ лейтенантом Соколовым и военкомом АЭ Политруком Диденко - производились тренировочные полеты трех звеньев на аэродроме Ундол.

В 15.00 вследствие ухудшения метеоусловий - полеты были прекращены. Заместителем командира АЭ лейтенантом Соколовым, оставшимся врид АЭ, было принято решение произвести тренировочный полет на групповую слетанность с командирами звеньев: старшим лейтенантом Дегтяревым Н.Н. и младшим лейтенантом Бычковым В.Ф.

Этот полет плановой таблицей предусмотрен не был. Задание перед взлетом было дано устно лейтенантом Соколовым. Содержание задания: ведущий лейтенант Соколов, ведомые - слева младший лейтенант Бычков, справа - старший лейтенант Дегтярев, 20-ти минутный полет по большому кругу над аэродромом, посадка по одному, "взлет звеном".

Взлетев в 15.15 лейтенант Соколов провел звено по кругу и ушел от аэродрома с курсом 60° из пределов видимости.

Лейтенант Соколов, уйдя со звеном от аэродрома, сделал правый, а затем левый разворот и в районе города Владимир попал в туман, звено потеряло общую ориентировку и продолжало полет на малой высоте, пытаясь в течение часа восстановить ее.

После 30-35 минут полета лейтенант Соколов дал условный сигнал ведомым, что он заблудился, ведущим вышел старший лейтенант Дегтярев, но и он восстановить ориентировку не смог - звено из тумана не вывел. Через 10-15 минут полета лейтенант Соколов от звена отстал, спустя 10-15 минут Бычков потерял Дегтярева. Таким образом, через 1 час 15 минут полета все звено растерялось в тумане и надвигающихся сумерках, что привело к следующему:

Лейтенант Соколов, потеряв из поля зрения землю, врезался в нее с углом на скорости, произошел двойной скоростной капот, при этом самолет разрушался на протяжении 80 метров, летчика из самолета выбросило, смерть наступила мгновенно.

Самолет командира звена старшего лейтенанта Дегтярева Н.Н., вследствие потери летчиком пространственного положения самолета, с небольшим креном ударился о землю, разрушаясь на протяжении 600 м и свалился в овраг.

Самолет командира звена младшего лейтенанта Бычкова В.Ф., вследствие потери летчиком пространственного положения самолета, на скорости ударился с правым креном о землю, разрушаясь, встретил на своем пути деревянный сарай, частично разрушил его и развернувшись от этого удара на 180° - упал на валежник.

§ 2

Основным виновником этого происшествия, повлекшего за собой потерю трех самолетов и гибель одного летчика, является - лейтенант Соколов, принявший решение производить непредусмотренный плановой таблицей полет звеном в сложных метеоусловиях, грубо нарушивший НПП-38 § 324, не сумевший вывести звено из тумана и поплатившийся жизнью за свою недисциплинированность.

Виновником является также комиссар эскадрильи ст. политрук Диденко, не принявший меры к отмене вылета при неизвестной погоде вне аэродрома, за что ст. политрука Диденко арестовать домашним арестом на 5 суток с удержанием 50% из основного оклада зарплаты.

§ 2

Приказ проработать со всем летным составом, обратив особое внимание на необходимость точного выполнения требований НПП-38 и внимательного учета метеообстановки, как на аэродроме, так и вне его.

Командир 81 АД генерал-майор авиации Голованов

Военком 81 АД полковой комиссар Хоробрых

Вр. начальника штаба 61АД майор Ольшвангер

Оперативная сводка № 71 штаб 81 авиадивизии Монино к 02.30 3.12.41, карта 1.000.000

1. 81 авиадивизия в течение дня 2.12.41 произвела двадцать девять самолетовылетов для бомбардирования войск противника в районе Истра, Еремеево, Павловское, Алексино, Давыдовское, Ивановское.

Сброшено бомб: 38 ФАБ-250, 57 ФАБ-100, 67 ЗАБ-100.

2. 212 авиаполк в течение дня 2.12.41 произвел семь самолетовылетов для бомбардирования войск противника в районе населенных пунктов Еремеево и Павловское.

Шесть кораблей ДБ-3Ф в период 10.25-10.50 2.12.41 с высоты 1000-4000 м бомбардировали войска противника в районе населенных пунктов: Еремеево и Павловское.

Сброшено бомб: 36 ФАБ-100, 24 ЗАБ-100, 12 ФАБ-250.

Экипажами отмечены прямые попадания бомб в войска противника.

В районе цели экипажи были обстреляны интенсивным огнем ЗА и атакованы истребителями типа Ме-109 и Ме-110.

Самолет ДБ-3Ф (командир экипажа Ермолаев) в воздушном бою с Ме-110 получил повреждения. Экипаж произвел посадку в районе населенного пункта Фурманово. Стрелки Ткаченко и Мазур - Ранены.

Один самолет ДБ-3Ф (командир экипажа Мартынов) после бомбардирования цели с задания не возвратился.

Один самолет ДБ-3Ф (командир экипажа Деренчук) не дойдя до цели был атакован двумя Ме-110. Во время атак самолет получил повреждения. Экипаж возвратился и произвел посадку с бомбами на своем аэродроме.

3. 40 авиаполк течение дня 2.12.41 произвел двадцать два самолетовылета для бомбардирования войск противника в населенных пунктах - Ивановское, Давыдовское, Алексино, Соколово и мотомехколонну на дороге 3 км северо-западнее Алексино.

Девять самолетов Пе-2 и одиннадцать самолетов Пе-3 в течение дня 2.12.41 с высоты 1200-4800 м бомбардировали войска противника в населенных пунктах - Ивановское, Давыдовское, Алексино, Соколово и мотомехколонну на дороге 3 км северо-западнее Алексино.

Сброшено бомб: 26 ФАБ-250, 43 ЗАБ-100, 21 ФАБ-100.

Экипажи наблюдали прямые попадания бомб в цель. Экипажи в районе Алексино, Зенькино, Соколово обстреливались интенсивным огнем ЗА среднего калибра и атаковывались десятью истребителями Хе-113, одним Ме-110 и двумя Фокке-Вульф.

Два самолета Пе-2 (командиры ст. лейтенант Станкевич и сержант Катаев) из-за неисправности материальной части задание не выполнили и с бомбами произвели посадку на своем аэродроме.

Один самолет Пе-3 (командир экипажа Васильченко) после выполнения задания был атакован и подожжен истребителями противника типа Хе-113. Экипаж произвел вынужденную посадку с невыпущенными шасси в районе Мытищи. Экипаж невредим. Самолет требует ремонта.

Один самолет Пе-2 (командир экипажа Шульгин) после бомбардирования цели был атакован и подожжен истребителями противника типа Хе-113. Экипаж произвел посадку на аэродроме Тушино. Штурман Токарев - убит. Самолет требует ремонта.

Один самолет Пе-2 (командир экипажа Порохин) с задания не возвратился.

4. Наблюдением экипажей установлено:

движение автоколонн с интервалами 50-70 м между машинами на дорогах Истра-Петровское, Истра - Алексино. Скопление автомашин и пехоты в Давыдовское. Движение колонны автотранспорта из Пятница в Курилово.

15.27 - движение автомашин до 20 шт. Курилово-Соколово.

10.20 - в районе ст. Крюково в воздухе 10 Ме-110 с курсом на восток.

10.25 - выдвижение автоколонны из Еремеево на северо-восток и юго-восток, численность не установлена.

10.30 - 10-15 км восточнее ст. Крюково - воздушный бой до 18 истребителей.

10.40 - колонна до 30 автомашин на дороге Павловская-Истра и скопление пехоты противника на северо-восточной окраине Истра. Количество не установлено.

5. Потери - один самолет ДБ-3Ф 212 АП (командир экипажа Мартынов) и один самолет Пе-2 40 АП (командир экипажа Порохин) с задания не возвратились.

6. Погода. По маршруту и в районе цели - ясно. Видимость 15-20 км.

Начальник штаба 81 АД подполковник Ильин

Начальник оперативного отделения майор Ольшвангер

Дата размещения на сайте 21.10.2016 г.

<< |

Источники

  • Фото и документы из архива Олега Лисачева

21 10 2016.

Конец 1941 года, советская истребительная авиация все еще отрабатывает слетанность в звене по три самолета...

Форум

©AirPages
2003-