Бомбардирование ж. д. узлов Смоленск и Орша
746 АП ДД 2 и 5.10.1942 г
<< | >>
КОМАНДИРУ 45 АВИАДИВИЗИИ ДД
Боевое донесение № 113 части Егорова, 2.10.42 г. 07.20 карта 500000.
1. В ночь с 1.10 на 2.10.42 г. произведено шесть самолетовылетов. Четыре самолета бомбардировали основную цель жел. дор. узел Смоленск. Два самолета бомбардировали основную цель, жел дор. ст. Смоленск - сортировочная.
Общий налет 23 час 05 мин.
2. Всего сброшено бомб: 2 ФАБ-500, 12 ФАБ-250ТГА, 32 ФАБ-250, 24 ФАБ-100ТГА, 9 ФАБ-100, 9 ЗАБ-100 УК, 2 РРАБ-2 с (АО-25=48, ЗАБ-2,5=40) 12 САБ-100, 2 САБ-50, весом 18 т 190 кг.
3. Жел. дор. узел Смоленск - центральный бомбардирован четырьмя кораблями в период 01.30 - 02.35 с высоты 5300-5900 м. На цель сброшено: 2 ФАБ-500, 24 ФАБ-250, 12 ФАБ-250ТГА, 9 ФАБ-100, 9 ЗАБ-100УК, 8 САБ-100, 2 САБ-50.
Экипажи наблюдали разрывы всех бомб, три экипажа, бомбившие жел. дор. узел Смоленск в период 1.30 - 1.58, бомбили прицельно и наблюдали разрывы бомб на путях жел. дор. узла, среди станционных построек и часть бомб среди зданий города, прилегающих к вокзалу.
Один экипаж, к-р корабля Обухов, штурман Кононенко, бомбивший в 2.05-2.35 из-за густой дымки цели не смог наблюдать, сделал четыре захода на цель, сбросил бомбы в районе цели. Точно отметить, куда попали бомбы не смог. В результате бомбометания возникло 4 очага пожара, два из них кратковременные, а два продолжали гореть и наблюдались другими экипажами, бомбившими цель позднее.
Самолет поджигателя цели, командир корабля Зеленский, штурман Штепенко хорошо выполнили задачу в время с 1.45 над целью сбросили серию САБов, осветивших цель, сзади идущие экипажи использовали горящие САБы для выхода на цель.
4. Жел дор. ст. Смоленск - сортировочная бомбардирована двумя кораблями в период 01.45-01.47 с высоты 5100 - 5600 м.
На цель сброшено: 8 ФАБ-250, 24 ФАБ-100ТГА 2 РРАБ-2 с (АО-25=18, ЗАБ-2,5=40), 4 САБ-100.
Экипажи наблюдали разрывы бомб в районе ст. Сортировочная, часть бомб ФАБ-100 ТГА попала в деревню Шатновка, что южнее ст. Сортировочная, остальные разрывы бомб наблюдали севернее р. Днепр, точно отметить попадание по путям станции экипажи не могли из-за плохой видимости. Пожаров не возникло.
5. ПВО противника. Жел. дор. узел Смоленск прикрывается ЗА крупного и среднего калибра 30-35 орудий. Действовало 25-30 прожекторов. Часть самолетов попадало в лучи прожекторов и удерживалось в течение 1-2 мин.
6. Потерь нет.
7. Метеоусловия: По маршруту и над целью безоблачно, густая дымка.
8. Наблюдением экипажей установлено:
2.25 аэродром Дугино, действовало 8 прожекторов, вела огонь ЗА среднего калибра до 3-х батарей.
1.22 с аэродрома Шаталово взлетел самолет.
9. Матчасть самолетов, вылетавших на боевое задание:
Самолет 42107 на высоте 5000 м падает давление бензина на 1-м моторе. Остальные самолеты исправны.
Командир полка майор Егоров
Военком 746 АП ДД бат. комиссар Васильев
Начальник штаба подполковник Иващенко
КОМАНДИРУ 45 АВИАДИВИЗИИ ДД
Боевое донесение № 114 части Егорова, 5.10.42 г. 8 час 15 мин карта 5000000.
1. В ночь с 4.10 на 5.10.42 г. произведено шесть самолетовылетов. Пять самолетов бомбардировали основную цель, жел. дор. узел Орша. Один самолет, командир корабля Перегудов, из-за отказа 1-го мотора до основной цели не дошел, бомбы сбросил в районе Ляды, 50 км восточнее Орша.
2. Всего сброшено бомб: 4 ФАБ-1000, 4 ФАБ-500, 8 ФАБ-250, 16 ФАБ-250ТГА, 30 ФАБ-100, 36 ФАБ-100ТГА, 12 САБ-100 ЦК, 4 ЗАБ-100УК, 2 РРАБ-2 (48 АО-25, 40 АО-2,5), 14 САБ-100, 1 САБ-50. Итого весом 22 т 285 кг. Сброшено 42 тыс. листовок. Общий налет 30 час 34 мин.
3. Жел дор. ст. Орша бомбардирован пятью самолетами в период 3.34 - 4.27 с высоты 4200 - 4600 м.
На цель сброшено: 4 ФАБ-1000, 4 ФАБ-500, 16 ФАБ-250 ТГА, 8 ФАБ-250, 20 ФАБ-100, 24 ФАБ-100ТГА, 2 РРАБ-2 с (АО-25=48, ЗАБ-2,5=40), 11 ЗАБ-100, 6 САБ-100, 1 САБ-50 - всего 18 т 445 кг. Сброшено 42 тыс листовок.
Экипажи наблюдали разрывы бомб на жел. дор. путях и среди станционных построек. Часть бомб разорвалась среди зданий, прилегающих к жел. дор. путям с южной стороны. 2 ФАБ-1000 разорвались в юго-западной части жел. дор. станции пассажирская и 2 ФАБ-1000 на жел. дор. путях центральной части станции у вокзала.
2 ФАБ-500 и 8 ФАБ-100 разорвались на жел. дор. путях станции товарная.
В результате бомбометания возникло 4 очага пожаров. Один пожар сопровождался сильными взрывами красного пламени с густым черным дымом, возник на путях станции пассажирская, центральной части.
Один пожар сос взрывами с выбрасыванием синего цвета пламени возник в северо-восточной части узла. Один пожар возник на жел. дор. путях станции товарная, кроме того, в центральной части жел. дор. путях пассажирская - возник сильный взрыв синего цвета.
При подходе к цели в период 3.35-4.00 экипажи наблюдали бомбометание по станции пассажирская до 5-ти самолетов и два крупных пожара, которые наблюдались в период бомбометания и при отходе от цели и несколько очагов мелких пожаров, которые быстро затухали, а также несколько сильных взрывов на станции с выбрасыванием огней синего цвета.
4. Жел. дор. узел Орша прикрыт слабым огнем ЗА среднего калибра до 3-х орудий. Работы прожекторов не отмечено.
5. Самолет № 42077, командир капитан Перегудов, штурман ст. лейтенант Шараев из-за отказа 1-го мотора основной цели не достиг, бомбы сбросил в р-не Ляды, 50 км восточнее Орша по населенному пункту.
Сброшено бомб: 12 ФАБ-100 ТГА, 12 ЗАБ-100 ЦК, 10 ФАБ-100, 6 САБ-100. Всего весом 3 840 кг.
Наблюдали разрывы бомб, пожаров не возникло.
6. Метеоусловия. По маршруту до линии фронта - ясно, далее к цели тонкая облачность, местами до 5-6 баллов.
На обратном маршруте до Селижарово - высоко-перистая облачность до 4 - 5 баллов. От Селижарово до района посадки - ясно.
7. Матчасть самолетов, вылетавших на боевое задание:
Самолет 42015 - прогорел клапан 4-го мотора, самолет № 42077 - отказал 1-й мотор. Остальные самолеты исправны.
Вывод: Все пять экипажей, бомбардировавших основную цель жел. дор. узел Орша - задание выполнили успешно.
Командир полка майор Егоров
Военком 746 АП ДД бат. комиссар Васильев
Начальник штаба подполковник Иващенко
Дата размещения на сайте 1.06.2016г.
<< | >>
Источники
- Фото и документы из архива Олега Лисачева
|