Бомбардирование ж. д. узлов Орша и Витебск
746 АП ДД 26 и 28.10.1942 г
<< | >>
КОМАНДИРУ 45 АВИАДИВИЗИИ ДД
Боевое донесение № 119 части Егорова, 27.10.42 г. 02 час 00 мин карта 500000
1. В ночь с 26.10 на 27.10.42 г. произведено шесть самолетовылетов. Один самолет, командир корабля капитан Перегудов, бомбардировал основную цель жел. дор. узел Орша. Один самолет, командир корабля капитан Обухов, достиг основной цели, но из-за сплошной облачности бомбометаний не производил и бомбардировал запасную цель аэродром Боровское. Один самолет, командир корабля капитан Сумцов, достиг основной цели, но из-за сплошной облачности бомбометание не производил и бомбардировал запасную цель жел. дор. узел Брянск-1. Три самолета, командиры кораблей капитан Пономаренко, капитан Ищенко, майор Додонов, достигли основной цели, но из-за сплошной облачности бомбометание не произвели и бомбардировали запасную цель аэродром Шаталово.
Общий налет 28 час 09 мин.
2. Всего сброшено бомб: 12 ФАБ-500, 8 ФАБ-250, 90 ФАБ-100, 30 ЗАБ-100 ЦК и 3 САБ-100 (один из них не загорелся).
Всего весом 20 т 115 кг.
3. Жел. дор. узел Орша бомбардирован одним самолетом в период 20.30 - 20.42 с высоты 4900 м. На цель сброшено: 18 ФАБ-100, 6 ЗАБ-100 ЦК, 1 ФАБ-500, 1 САБ-100. Одна ФАБ-500 зависла и сброшена аварийно над г. Смоленск.
Экипаж наблюдал разрывы всех бомб. 11 ФАБ-100 разорвались в северо-западной части города, 7 ФАБ-100, 6 ЗАБ-100 ЦК и 1 ФАБ-500 разорвались в районе жел. дор. узла. В результате бомбометания возникло два очага пожара, один из них в северо-западной части города и один из них в районе жел. дор. узла. Точно определить место разрыва бомб экипаж не мог из-за облачности.
4. Аэродром Боровское бомбардирован одним самолетом в период 20.26-20.41 с высоты 5000 м. На цель сброшено: 2 ФАБ-500, 18 ФАБ-100, 6 ЗАБ-100 ЦК.
Экипаж наблюдал разрывы всех бомб. 16 ФАБ-100, 6 ЗАБ-100 ЦК разорвались в юго-восточной части аэродрома, 2 ФАБ-500 и 2 ФАБ-100 сброшены по пожару в районе г. Починок, 50 км юго-восточнее г. Смоленск. В результате бомбометания в районе аэродрома возник один очаг пожара и один взрыв.
Точно определить места разрыва бомб экипаж не мог из-за облачности.
5. Жел. дор. узел Брянск-1 бомбардирован одним самолетом в 21.50 с высоты 4800 м. На цель сброшено: 6 ФАБ-100 ЦК, 18 ФАБ-100, 2 ФАБ-500 и 1 САБ-100, (который не загорелся).
Экипаж наблюдал разрывы всех бомб. Серия перекрыла восточную часть города, ст. Брянск-1 и пос. им Володарского. В результате бомбометания возникло 3 очага пожара (два из них небольших размеров) в районе ст. Брянск-1.
6. Аэродром Шаталово бомбардирован тремя самолетами в период 20.23-20.41 с высоты 4800 - 5100 м. На цель сброшено: 6 ФАБ-500, 8 ФАБ-250, 36 ФАБ-100, 12 ЗАБ-100 ЦК, 1 САБ-100.
Экипажи наблюдали разрывы всех бомб в южной и юго-восточной части аэродрома. Точно определить место разрыва бомб экипажи не могли из-за облачности. Выход на цель и бомбометание производилось по прожекторам, огню ЗА и по пожару в г. Починок. В результате бомбометания возникло два очага пожара в районе аэродрома.
7. ПВО противника: жел. дор. узел Орша прикрыт огнем ЗА до 5 орудий среднего калибра. Работало 2 прожектора.
Аэродром Боровское прикрыт ЗА среднего калибра до 4-х орудий и 2-х огневых точек МЗА. Работало до 4-х прожекторов.
Жел дор. узел Брянск-1 прикрыт интенсивным огнем ЗА среднего и крупного калибра до 16 орудий. Работало 3 прожектора. Аэродром Шаталово прикрыт огнем ЗА среднего калибра до батареи и до 6-ти огневых точек МЗА. Действовало 4 прожектора.
8. Метеоусловия: До Вязьмы - ясно, от Вязьмы до цели жел. дор. узел Орша - облачность 10 баллов, Н= 1000 - 1500 м.
Над целями жел. дор. узел Орша, аэродромы Боровское, Шаталово - облачность 10 баллов, Н=1000 - 1500 м.
Над целями жел. дор. узел Орша, аэродромы Боровское, Шаталово - облачность 10 баллов, над Брянском ясно.
8. Наблюдением экипажей установлено:
19.09 - экипаж самолета № 42028, командир Перегудов, наблюдал в районе Спас-Деменск разрывы двух серий бомб и 4 САБ-а.
20.00 - 20.05 - разрывы трех серий бомб в г. Смоленск и 6 - САБ-ов.
19.10 - отмечена наземная артстрельба в районе г. Бородино, 60 км юго-восточнее Вязьма.
5. Матчасть самолетов, вылетавших на боевое задание:
Самолет № 42057 - не полностью убирается нога шасси.
Самолет № 42067 - отказал термометр воды и масляный манометр 2-го мотора.
Остальные самолеты исправны.
Командир 746 АП ДД подполковник Егоров
За начальника штаба капитан Мухин
КОМАНДИРУ 45 АВИАДИВИЗИИ ДД
Боевое донесение № 120 части Егорова, 28.10.42 г. 24 час 00 мин карта 5000000.
1. В ночь с 28.10 на 29.10.42 г. произведено шесть самолетовылетов. Все самолеты бомбардировали основную цель жел. дор. узел Витебск в период 19.04 - 19.32 с высоты 5800-6300 м.
На цель сброшено: 12 ФАБ-500, 14 ФАБ-250, 96 ФАБ-100 и 3 САБ-100.
Всего весом 19 тонн 265 кг.
Общий налет 30 час 14 мин.
Экипажи наблюдали разрывы всех бомб: 4 ФАБ-250, 2 ФАБ-500 разорвались с перелетом среди зданий южной части города.
12 ФАБ-100 и 1 ФАБ-500 разорвались на жел. дор. путях и среди прилегающих к ним построек ст. Витебск - товарная. Остальные бомбы разорвались на путях и среди станционных построек ст. Витебск - пассажирская. В результате бомбометания возникло 7 очагов пожаров, из них 2 пожара в юго-западной части, один пожар со взрывом в южной части, один очаг пожара в районе ст. Витебск - товарная, три очага возникло среди станционных построек, прилегающих к ст. Витебск - пассажирская.
Экипаж самолета № 42077, бомбивший цель в 19 час 30 мин наблюдал при отходе от цели шесть крупных очагов пожаров и до 7 мелких.
Все экипажи при подходе к цели наблюдали интенсивное бомбометание других самолетов по цели.
2. ПВО противника: Цель прикрыта интенсивным огнем ЗА среднего и крупного калибра до двух Дивизионов и МЗА до 15 огневых точек. Действовало 10-12 прожекторов.
На высоте 3000 м патрулировало два (одиночных) истребителя противника. Один из них вел огонь по сброшенному нашими самолетами САБ-у.
3. Метеоусловия. По маршруту и над целью - ясно.
На обратном маршруте экипажи отмечают: от Загорск до аэродрома и в районе Клина - туманы.
4. Особые случаи: На самолете № 42077, командир корабля Сумцов, зависли 2 бомбы ФАБ-250. Причина зависания: из-за неправильной подвески (посадки обоймы замка в заднюю защелку балки держателя). Виновник техник по вооружению самолета техник-лейтенант Мишин.
5. Потери: После выполнения задания потерпел катастрофу на своем аэродроме самолет № 42015, пилотируемый командиром корабля, капитаном Пономаренко В.В.
Обстоятельства: аэродром был закрыт туманом, командир корабля Пономаренко повел самолет на посадку и произвел приземление левее "Т". После приземления на пробеге врезался в другой самолет Пе-8, стоявший у стоянки и подготавливающийся к боевому вылету. При катастрофе погибли: ст. борттехник инж. капитан Масюк Ф.Д., штурман корабля ст. лейтенант Смирнов П.Т., стрелок бомбардир мл. лейтенант Евдокимов В.П.
Получили не жизнеопасные ушибы: возд. стрелок радист сержант Глухов В.П., командир корабля Пономаренко В.В.
6. Матчасть самолетов, вылетавших на боевое задание - исправна. Один самолет № 42015 разбит при катастрофе.
Командир 746 АП ДД подполковник Егоров
Начальника штаба подполковник Иващенко
Дата размещения на сайте 5.06.2016г.
<< | >>
Источники
- Фото и документы из архива Олега Лисачева
|