Бомбардирование г. Бомбардирование ж.д. узлов Вязьма, Невель и Витебск
746 АП ДД 26 - 30.12.1942 г
<< | >>
КОМАНДИРУ 45 АВИАДИВИЗИИ ДД
Боевое донесение № 138 части Егорова, 27.12.42 г. 01 час 35 мин карта 500000 и 100000.
1. В ночь с 26.12 на 27.12.42 г. произведено десять самолетовылетов. Все самолеты бомбардировали основную цель жел. дор. узел Вязьма. В период 17.11 - 00.40 с высоты 3500 - 4100 м на цель сброшено: 4 ФАБ-1000, 48 ФАБ-500 и 16 ФАБ-250, Всего весом 32 тонны.
Сброшено 387 тыс. листовок на немецком языке в районе Вязьма.
Общий налет 23 час 35 мин.
Наблюдали разрывы всех бомб. Отмечено попадание по путям и станционным постройкам жел. дор. узла Вязьма - пассажирская.
7 ФАБ-500 разорвались в восточной части города. В результате бомбометания на путях станции и среди станционных построек возникло 9 очагов пожаров, один из них сопровождался периодическими взрывами, которые наблюдались тремя экипажами при отходе от цели, кроме того, от разрыва бомб произошло 4 сильных взрыва с черным дымом. При подходе к цели экипажи отмечают интенсивное бомбометание другими самолетами по цели.
17.10 экипаж Обухова наблюдал на путях станции Вязьма шесть эшелонов с паровозами под парами.
17.15 - 17.20 - на путях станции экипаж наблюдал три очага пожара, один из них со взрывами.
23.23 - 23.47 - на путях станции и среди станционных построек экипажи продолжали до 10 очагов пожаров, один из них большой, сопровождавшийся периодическими взрывами, взрывы продолжались около 40 мин.
Экипаж капитана Сугак, бомбивший цель в 00.40 наблюдал 11 очагов пожаров на путях жел. дор. станции Вязьма и среди станционных построек, из них 4 очага крупных пожаров в северной части станции. Горел один эшелон на путях станции.
2. ПВО противника: при первом вылете экипажи отмечают интенсивный огонь ЗА до 12 орудий среднего и крупного калибра, 6-ти точек МЗА. Отмечена работа 2-х прожекторов.
При повторном вылете экипажи отмечают более интенсивный огонь ЗА среднего и крупного калибра до дивизиона, до 8 точек МЗА, отмечена работа до 15 прожекторов. Самолеты попадали в лучи прожекторов и удерживались до 2-х минут. Самолет № 42057 получил повреждение от осколков снарядов ЗА, пробит фонарь кабины второго пилота.
Экипаж капитана Сумцова над целью наблюдал два самолета противника, один на высоте 4000 м, один на высоте 800-1000 м.
Воздушные стрелки самолетов № 42057 и 42067 вели огонь по прожекторам и ЗА противника. Израсходовано патронов БС - 720 шт. и ШКАС - 250 шт. и снарядов пушки ШВАК - 270 шт. В результате обстрела прекратил работу один прожектор. Во время ведения стрельбы ряд прожекторов прекращали временно работу.
3. Потерь нет.
4. Метеоусловия: По маршруту и над целью ясно, дымка.
5. Матчасть самолетов, вылетавших на боевое задание:
Самолет № 42057 - требует проверки тормозных колодок. Остальные самолеты исправны.
Командир 746 АП ДД подполковник Егоров
Начальника штаба 746 АП подполковник Иващенко
КОМАНДИРУ 45 АВИАДИВИЗИИ ДД
Боевое донесение № 139 части Егорова, 30.12.42 г. 2 час 35 мин карта 500000.
1. В ночь с 29.12 на 30.12.42 г. произведено шесть самолетовылетов. Все самолеты бомбардировали основную цель город и жел. дор. станцию Невель. В период 19.11 - 21.50 с высоты 3100 - 3600 на цель сброшено: 2 ФАБ-1000, 30 ФАБ-500, 12 ФАБ-250 и 6 САБ-100. Всего весом 20 тонн 330 кг. Сброшено 367 тыс. листовок: "Немецко - румынские солдаты в русском плену спаслись от Сталинградской мясорубки" - 130 тыс. и "Привет на Родину" - 237 тыс.
Общий налет 26 час 06 мин.
Экипажи наблюдали разрывы всех бомб: 2 ФАБ-1000 разорвались на жел. дор. путях ст. Невель, 6 ФАБ-500 разорвались на жел. дор. путях севернее г. Невель, остальные бомбы разорвались среди зданий центральной, западной, восточной, северной и юго-восточной части города. В результате бомбометания возникло 5 очагов пожаров, из них один крупный пожар возник на жел. дор. путях севернее г. Невель, два очага пожара в восточной части города, один крупный пожар в юго-восточной части города, и один небольшой пожар возник в западной части города.
Все экипажи отмечают интенсивное бомбометание по цели другими самолетами. Экипаж капитана Макаренко в 19.10 наблюдал два очага пожара на жел. дор. узле Невель, экипаж капитана Сугак в 19.11 наблюдал три очага пожара в центральной части города, экипаж майора Обухова в 19 час 18 мин наблюдал три очага пожара, экипаж капитана Сумцова, бомбивший цель в 21.50, наблюдал один крупный пожар в юго-восточной части города и до 4-х пожаров среднего размера в северо-восточной части города.
2. ПВО противника: Цель город Невель прикрывалась огнем ЗА до 8 орудий крупного и среднего калибра, до 20 точек МЗА, действовало до 6 прожекторов.
Воздушные стрелки самолетов № 42028, 42077 и 42057 вели огонь из пушек и пулеметов по городу Невель, прожекторам и ЗА - израсходовано 145 снарядов пушки ШВАК и 30 патронов БС.
3. Потерь нет.
4. Метеоусловия. По маршруту и над целью - ясно, дымка.
5. Наблюдением экипажей установлено: 19.00 бомбометание двумя самолетами по г. Великие Луки.
19.05 - 19.10 - наблюдалось несколько очагов пожаров в г.г. Великие Луки и Новосокольники.
6. Матчасть самолетов, вылетавших на боевое задание:
самолет № 42076- лопнул штуцер подвода масла к нагнетателю второго мотора.
Остальные самолеты исправны.
Командир 746 АП ДД подполковник Егоров
Начальника штаба подполковник Иващенко
КОМАНДИРУ 45 АВИАДИВИЗИИ ДД
Боевое донесение № 140 части Егорова, 30.12.42 г. 7 час 45 мин карта 500000 и 100000.
1. В ночь с 29.12 на 30.12.42 г. произведено шесть самолетовылетов. Все самолеты бомбардировали основную цель жел дор. станцию Витебск-товарная в период 2.57 - 5.05 с высоты 4100 - 4700 м.
На цель сброшено: 2 ФАБ-1000, 26 ФАБ-500, 16 ФАБ-250, 2 САБ-100. Всего весом 19 тонн 110 кг. Сброшено 112 тыс. листовок на немецком языке: "Привет на Родину" - 70 тыс, "Немцы соотечественники и соотечественницы" (от антифашистов) - 42 тыс.
Общий налет 27 час 06 мин.
Наблюдали разрывы всех бомб: 22 ФАБ-5 и 10 ФАБ-250 разорвались на путях и станционных постройках ст. Витебск - товарная, 3 ФАБ-250 разорвались в южной части ст. Витебск - пассажирская, 4 ФАБ-500 и 2 ФАБ-1000 разорвались среди зданий, непосредственно прилегающих к станции - товарная с западной стороны, 3 ФАБ-250 разорвались среди зданий, прилегающих к станции товарная с восточной стороны. В результате бомбометания возникло 5 очагов пожаров и до 15 взрывов, пламя взрывов с синеватым оттенком, по характеру взрывов рвались боеприпасы.
Экипаж, производивший наблюдение за бомбометанием, командир корабля капитан Сугак, отмечает, что в 3.24 была сброшена по цели серия бомб, после разрыва бомб на ст. товарная возник очаг пожара, сопровождавшийся периодическими взрывами, экипаж насчитал 13 взрывов.
Этот пожар и взрывы вызваны бомбометанием экипажа № 42067, командир корабля Обухов, шт. корабля ст. л-т Кононенко.
В 4.15 экипаж командира корабля Перегудова наблюдал при подходе к цели два больших пожара. Один из них сопровождался взрывами и три пожара небольшого размера. Все экипажи отмечают хорошие результаты бомбометания. Станция Витебск - товарная охвачена пожарами и сопровождавшимися взрывами.
2. ПВО противника: Город Витебск прикрывался интенсивным огнем ЗА крупного и среднего калибра до 2-х дивизионов, МЗА от 1 батареи, действовало 12 прожекторов.
Некоторые самолеты брались в лучи прожекторов и по ним велся прицельный огонь, снаряды разрывались вблизи у самолетов.
Воздушные стрелки кораблей № 42067, к-р майор Обухов и № 42028, к-р корабля капитан Перегудов, вели огонь по зенитным средствам. Израсходовано 130 снарядов пушки ШВАК, 130 патронов УБТ. В результате обстрела три прожектора прекратили работу.
3. Потерь нет.
4. Метеоусловия. По маршруту и над целью - безоблачно, слабая дымка.
5. Наблюдением экипажей установлено: 3.10 - бомбометание по городу жел. дор. ст. Сычевка, 3.40 - на жел. дор. станции Сычевка горел эшелон.
6. Матчасть самолетов, вылетавших на боевое задание:
самолет № 42107 - выбивает масло на 1-м моторе и падает давление масла. Остальные самолеты исправны.
7. Особые случаи:
Самолет № 42067 при полете к цели в районе Старица в момент переключения питания горючим из баков с октаном 93 остановились два левых мотора. Вновь были запущены горючим с октаном 95.
Командир 746 АП ДД подполковник Егоров
Начальника штаба подполковник Иващенко
Дата размещения на сайте 12.06.2016 г.
<< | >>
Источники
- Фото и документы из архива Олега Лисачева
30 05 2016.
14.06.2016
"...в момент переключения питания горючим из баков с октаном 93 остановились два левых мотора. Вновь были запущены горючим с октаном 95."
Во как! А я у себя 92-й вместо 95-го лью и ничего!
|