Авиация Второй мировой
На главную   Поиск на сайте
 
Документы штаба 746 АП ДД 432 АП ДД 1941 г. 746 АП ДД 1942 г. 746 АП ДД 1943 г. 45 АД ДД 81 АД ДД 1941 г. 45 АД ДД 1942 г. 45 АД ДД 1944 г.

Бомбардирование г. Смоленск, ж.д. узел Вязьма

746 АП ДД 29.3, 31.3.42 г.

<< | >>

КОМАНДУЮЩЕМУ АВИАЦИЕЙ ДАЛЬНЕГО ДЕЙСТВИЯ

Боевое донесение № 24 штаба 746 АП ДД Ковров 30.3.1942 г. 02.00, карта 500000

1. В ночь с 29.3 на 30.3.42 г. полк двумя кораблями бомбил г. Смоленск, с задачей уничтожения штаба противника, размещенного в здании бани, что 250 метров северо-западнее трамвайного моста через р. Днепр. Время бомбометания 20.55 - 21.15. Высота бомбометания - 5000-5450 метров. Бомбометание произведено с курсом 310-315°.

На цель сброшены: восемь ФАБ-500 и восемь ФАБ-250. Экипажи наблюдали взрывы 7 шт. ФАБ-500 и 7 шт. ФАб-250 среди зданий города к северо-западу от моста, цель прикрыта разрывами бомб.

Бомбы, разрываясь среди зданий и в зданиях, давали менее яркое пламя разрыва, чем при разрыве на открытом месте. В результате бомбометания в районе цели возник один очаг пожара.

Одна ФАБ-500 попала в здания, прилегающие с юга к вокзалу, от разрыва этой бомбы возник большой пожар, который наблюдался экипажем в течение 15 минут. Одна ФАБ-250 попала в здания, прилегающие с юго-запада к станции товарной.

2. На участке от Сычевка до цели и в районе цели сброшено 400 тыс. листовок.

3. ПВО противника: г. Смоленск прикрыт ЗА среднего и крупного калибра до 15 орудий, которые вели интенсивный огонь по самолету. Огонь велся со всех сторон города. Разрывы снарядов ниже и выше самолета. Одновременно действовало до 8 прожекторов, расположенных севернее города. ЗА малого калибра до 10 точек вела огонь по сброшенным САБ.

В момент бомбометания со встречным курсом, ниже, проследовали три одномоторных самолета.

4. Наблюдением экипажей установлено:

а) 20.25 - пожар в деревне Замомье в 30 км юго-западнее Сычевка.

б) 20.35 - отмечено действие одного зенитного прожектора и взлет одного самолета неустановленного типа и принадлежности в 10 км севернее станции Дорогобуж.

в) 30 км северо-западнее Вязьма горит населенный пункт.

г) 21.00 - наблюдалось бомбометание по г. Смоленск других самолетов. Разрывы бомб в районе города от реки до жел. дор. вокзала.

д) 21.40 - отмечено действие 4-х прожекторов у Сычевка.

е) 21.50 - у дер. Кучино, 25 км юго-восточнее г. Зубцов, отмечена работа приводного маяка. Маяк работал круговым вращением.

ж) На аэродроме у совхоза Дужно между совхозом и восточным лесом действовало 4 прожектора, расположенных квадратом.

г) 23.45 - два пожара в северо-восточной части г. Орша.

д) Все населенные пункты затемнены, на дорогах движения не наблюдали.

5. Метеоусловия: Над целью сплошная мощная облачность, шел мелкий снег, высота нижнего края 1200 - 1500 метров, высота верхнего края выше 5000 метров. На высоте 300-600 метров рваная облачность 4-5 баллов.

На маршруте преимущественно сплошная облачность. На участке Клин-Смоленск облачность с разрывами, местами ясно. Аэродром посадки - ясно.

Прогноз погоды, в особенности в районе цели, не оправдался.

6. Потерь нет.

7. Особые случаи:

а) Самолет № 4218, штурман майор Кирющенко, при возвращении с задания шел за облаками. Выйдя из облаков по расчету времени в районе Переяславль - Залесский - местность не опознал. Восстановить ориентировку при помощи средств радионавигации не смог из-за отказа РПК-2, больших помех в работе пеленгатора "Колба".

Кирющенко развернул самолет на запад, пройдя в течение 15 минут с курсом 260° и вышел к каналу Москва-Волга, южнее Кимры, где восстановил детальную ориентировку и по земным ориентирам прибыл на свой аэродром.

О потере ориентировке штурманом - майором Кирющенковым послано специальное донесение.

б) Светомаяк своего аэродрома ввиду дымки - виден на расстояние 8-10 км.

8. Материальная часть:

а) На самолете № 4221 - выработан дополнительный моторесурс. Самолет должен быть перегнан на завод для смены моторов.

б) Самолет № 4215 - в течение всего полета стрелял второй мотор.

в) Самолет № 4218 - через 7 часов полета упало давление масла 3-го мотора, отказал автопилот.

9. Полк готовится к очередному вылету на боевое задание.

10. Общий налет 23 час 37 мин, из них в ночное время - 21 час 07 мин.

Командир полка полковник Лебедев

Военком полка полковой комиссар Брюзгин

Начальник штаба майор Иващенко

***

Боевое донесение № 25 штаба 746 АП ДД Ковров 31.3.1942 г. 23.30, карта 500000

1. Самолет № 42086, командир корабля майор Асямов, штурман майор Томкевич в 18.57 31.3.42 г. стартовал с аэродрома Ковров на бомбардирование жел. дор. узла Вязьма с задачей уничтожения войск и жел. дор. эшелонов противника в 21.06 с высоты 5000 м.

На цель сброшены: 4 ФАБ-500, 4 ФАБ-250 и 8 ЗАБ-2,5.

Бомбы сброшены в один заход с интервалом 0,5 сек. Боевой курс 180°.

Экипаж наблюдал прямое попадание 4 ФАБ-500 и 4 ФАБ-250 по путям и станционным постройкам центральной части ст. товарной. В результате бомбометания на путях возник сильный взрыв с выбрасыванием клубов красного огня, развившийся в большой пожар, который был виден в течение 15 минут, пока не скрылся за горизонтом.

По характеру взрыва можно предполагать, что взорваны цистерны с горючим.

На участке от линии фронта и в районе цели сброшено 140 тыс. листовок.

ПВО противника: У цели ЗА крупного калибра до 3 орудий, прикрывающая ж.д. узел, вела огонь по самолету. Взрывы снарядов выше самолета.

21.16 - г. Гжатск - заградительный огонь ЗА среднего и крупного калибра, действовало 2 прожектора.

Метеоусловия: Над целью - тонкая облачность, просвечивалась луна, высота облачности 6000 м. На маршруте от г. Александров до Волоколамск - местами облачность высота 1500 метров. Прогноз погоды оправдался.

В 22.27 экипаж произвел посадку на своем аэродроме. Продолжительность полета 3 час 30 мин. Матчасть самолета исправна.

Потерь нет.

Командир полка полковник Лебедев

Военком полка полковой комиссар Брюзгин

Начальник штаба майор Иващенко

Дата размещения на сайте 22.04.2016г.

<< | >>

Источники

  • Фото и документы из архива Олега Лисачева
Форум

©AirPages
2003-