Бомбардирование г. Смоленск, ж.д. узел Вязьма
746 АП ДД 29.3, 31.3.42 г.
<< | >>
КОМАНДУЮЩЕМУ АВИАЦИЕЙ ДАЛЬНЕГО ДЕЙСТВИЯ
Боевое донесение № 24 штаба 746 АП ДД Ковров 30.3.1942 г. 02.00, карта 500000
1. В ночь с 29.3 на 30.3.42 г. полк двумя кораблями бомбил г. Смоленск, с задачей уничтожения штаба противника, размещенного в здании бани, что 250 метров северо-западнее трамвайного моста через р. Днепр. Время бомбометания 20.55 - 21.15. Высота бомбометания - 5000-5450 метров. Бомбометание произведено с курсом 310-315°.
На цель сброшены: восемь ФАБ-500 и восемь ФАБ-250. Экипажи наблюдали взрывы 7 шт. ФАБ-500 и 7 шт. ФАб-250 среди зданий города к северо-западу от моста, цель прикрыта разрывами бомб.
Бомбы, разрываясь среди зданий и в зданиях, давали менее яркое пламя разрыва, чем при разрыве на открытом месте. В результате бомбометания в районе цели возник один очаг пожара.
Одна ФАБ-500 попала в здания, прилегающие с юга к вокзалу, от разрыва этой бомбы возник большой пожар, который наблюдался экипажем в течение 15 минут. Одна ФАБ-250 попала в здания, прилегающие с юго-запада к станции товарной.
2. На участке от Сычевка до цели и в районе цели сброшено 400 тыс. листовок.
3. ПВО противника: г. Смоленск прикрыт ЗА среднего и крупного калибра до 15 орудий, которые вели интенсивный огонь по самолету. Огонь велся со всех сторон города. Разрывы снарядов ниже и выше самолета. Одновременно действовало до 8 прожекторов, расположенных севернее города. ЗА малого калибра до 10 точек вела огонь по сброшенным САБ.
В момент бомбометания со встречным курсом, ниже, проследовали три одномоторных самолета.
4. Наблюдением экипажей установлено:
а) 20.25 - пожар в деревне Замомье в 30 км юго-западнее Сычевка.
б) 20.35 - отмечено действие одного зенитного прожектора и взлет одного самолета неустановленного типа и принадлежности в 10 км севернее станции Дорогобуж.
в) 30 км северо-западнее Вязьма горит населенный пункт.
г) 21.00 - наблюдалось бомбометание по г. Смоленск других самолетов. Разрывы бомб в районе города от реки до жел. дор. вокзала.
д) 21.40 - отмечено действие 4-х прожекторов у Сычевка.
е) 21.50 - у дер. Кучино, 25 км юго-восточнее г. Зубцов, отмечена работа приводного маяка. Маяк работал круговым вращением.
ж) На аэродроме у совхоза Дужно между совхозом и восточным лесом действовало 4 прожектора, расположенных квадратом.
г) 23.45 - два пожара в северо-восточной части г. Орша.
д) Все населенные пункты затемнены, на дорогах движения не наблюдали.
5. Метеоусловия: Над целью сплошная мощная облачность, шел мелкий снег, высота нижнего края 1200 - 1500 метров, высота верхнего края выше 5000 метров. На высоте 300-600 метров рваная облачность 4-5 баллов.
На маршруте преимущественно сплошная облачность. На участке Клин-Смоленск облачность с разрывами, местами ясно. Аэродром посадки - ясно.
Прогноз погоды, в особенности в районе цели, не оправдался.
6. Потерь нет.
7. Особые случаи:
а) Самолет № 4218, штурман майор Кирющенко, при возвращении с задания шел за облаками. Выйдя из облаков по расчету времени в районе Переяславль - Залесский - местность не опознал. Восстановить ориентировку при помощи средств радионавигации не смог из-за отказа РПК-2, больших помех в работе пеленгатора "Колба".
Кирющенко развернул самолет на запад, пройдя в течение 15 минут с курсом 260° и вышел к каналу Москва-Волга, южнее Кимры, где восстановил детальную ориентировку и по земным ориентирам прибыл на свой аэродром.
О потере ориентировке штурманом - майором Кирющенковым послано специальное донесение.
б) Светомаяк своего аэродрома ввиду дымки - виден на расстояние 8-10 км.
8. Материальная часть:
а) На самолете № 4221 - выработан дополнительный моторесурс. Самолет должен быть перегнан на завод для смены моторов.
б) Самолет № 4215 - в течение всего полета стрелял второй мотор.
в) Самолет № 4218 - через 7 часов полета упало давление масла 3-го мотора, отказал автопилот.
9. Полк готовится к очередному вылету на боевое задание.
10. Общий налет 23 час 37 мин, из них в ночное время - 21 час 07 мин.
Командир полка полковник Лебедев
Военком полка полковой комиссар Брюзгин
Начальник штаба майор Иващенко
***
Боевое донесение № 25 штаба 746 АП ДД Ковров 31.3.1942 г. 23.30, карта 500000
1. Самолет № 42086, командир корабля майор Асямов, штурман майор Томкевич в 18.57 31.3.42 г. стартовал с аэродрома Ковров на бомбардирование жел. дор. узла Вязьма с задачей уничтожения войск и жел. дор. эшелонов противника в 21.06 с высоты 5000 м.
На цель сброшены: 4 ФАБ-500, 4 ФАБ-250 и 8 ЗАБ-2,5.
Бомбы сброшены в один заход с интервалом 0,5 сек. Боевой курс 180°.
Экипаж наблюдал прямое попадание 4 ФАБ-500 и 4 ФАБ-250 по путям и станционным постройкам центральной части ст. товарной. В результате бомбометания на путях возник сильный взрыв с выбрасыванием клубов красного огня, развившийся в большой пожар, который был виден в течение 15 минут, пока не скрылся за горизонтом.
По характеру взрыва можно предполагать, что взорваны цистерны с горючим.
На участке от линии фронта и в районе цели сброшено 140 тыс. листовок.
ПВО противника: У цели ЗА крупного калибра до 3 орудий, прикрывающая ж.д. узел, вела огонь по самолету. Взрывы снарядов выше самолета.
21.16 - г. Гжатск - заградительный огонь ЗА среднего и крупного калибра, действовало 2 прожектора.
Метеоусловия: Над целью - тонкая облачность, просвечивалась луна, высота облачности 6000 м. На маршруте от г. Александров до Волоколамск - местами облачность высота 1500 метров. Прогноз погоды оправдался.
В 22.27 экипаж произвел посадку на своем аэродроме. Продолжительность полета 3 час 30 мин. Матчасть самолета исправна.
Потерь нет.
Командир полка полковник Лебедев
Военком полка полковой комиссар Брюзгин
Начальник штаба майор Иващенко
Дата размещения на сайте 22.04.2016г.
<< | >>
Источники
- Фото и документы из архива Олега Лисачева
|