Бомбардирование ж. д. узлов Могилев и Витебск
746 АП ДД 27.5 и 29.5.43 г.
<< | >>
КОМАНДИРУ 45 АВИАДИВИЗИИ ДД
Боевое донесение № 56 части подполковника Егорова, 28 мая 1943 г., 04 час 35 мин карта 500000.
1. В ночь с 27.5 на 28.5.43 г. произведено девять самолетовылетов. Все самолеты бомбардировали основную цель жел. дор. узел Могилев в период 23.45 - 23.55 с высоты 3250-4100 м. На цель сброшено:
2 ФАБ-5000 ТГА, 4 ФАБ-1000 ТГА, 30 ФАБ-500 ТГА, 26 ФАБ-250 ТГА, 36 ЗАБ-100 ЦК, 14 САБ-100. Всего 112 бомб, общим весом 39 т 870 кг.
Общий боевой налет - 42 час 45 мин.
Экипажи наблюдали разрывы всех бомб: 2 ФАБ-500 ТГА разорвались среди зданий города между Кооперативным переулком и ул. Карла Либкнехта, ФАБ-5000, сброшенная с самолета 42049 разорвалась с замедлением, выбросив большой столб дыма, впоследствии возникло до 6 мелких пожаров, ФАБ-5000 ТГА, сброшенная с самолета 42059, взорвалась мгновенно с сильным пламенем, осветившим кварталы города в радиусе более 200 м, 17 ФАБ-500 ТГА, 10 ФАБ-250 ТГА, 36 ЗАБ-100 ЦК разорвались в центральной части города, 2 ФАБ-1000 ТГА, 4 ФАБ-500ТГА.ю 4 ФАБ-250 разорвались в районе дома НКВДи тюрьмы (южнее ул. Урицкого) 7 ФАБ-500 ТГА, 6 ФАБ-250 ТГА разорвались среди зданий города, западнее реки Карабановка в районе ул. Виленская и Плеханова, 2 ФАБ-1000 ТГА, 2 ФАБ-500 ТГА, 6 ФАБ-250 ТГА разорвались на путях и среди станционных построек ст. Могилев-1. В результате бомбометания возникло 29 очагов пожаров и 6 взрывов. Из общего количества - 4 пожара и 3 взрыва возникли на ст. Могилев-1, остальные пожары и взрывы в городе.
При подходе и отходе от цели экипажи наблюдали интенсивное бомбометание самолетов и большое количество пожаров.
По донесению контролера подполковника Романова и членов контролирующего экипажа в 23.10 -23.45 отмечено большое количество пожаров (30-40) и разрыв двух серий бомб в центральной части города. Экипажами-осветителями над целью сброшено 24 САБ-100, которые хорошо осветили цель. Экипаж майора Чурилина, бомбивший цель в 23.45, при подходе к цели наблюдал до 10 крупных пожаров и до 10 мелких пожаров, при отходе от цели в 23.50 наблюдал до 15 крупных и до 15 средних и мелких очагов пожаров в городе и на жел. дор. узле.
2. ПВО противника: Семь экипажей противодействия ЗА и работы прожекторов не отмечают. Два экипажа, Чурилина и ..., бомбившие цель в 23.45 отмечают стрельбу одной батарей ЗА среднего калибра.
Воздушные стрелки с-та 42099 вели огонь по городу, израсходовано снарядов пушки ШВАК - 50 шт., патронов БС - 40 шт.
Пролет линии фронта всеми экипажами при полете туда и обратно производился на высоте 3000-4000 метров.
3. Потерь нет.
4. Метеоусловия: По маршруту до цели облачность 3-7 баллов, и над целью безоблачно, видимость 5-7 км.
5. Особые случаи. На самолете 42099 над целью зависли 1 ФАБ-500 ТГА и 1 ФАБ-250 ТГА, бомбы сброшены при повторных заходах в 23.59-00.07 вручную. ФАБ-500 ТГА сброшена с замком. Причины зависания бомб выясняются.
6. Матчасть самолетов, летавших на боевое задание:
Самолет № ... в полете не убираются шасси, самолет 42049 - раскрутка винта 2-го мотора, отказ редуктора 3 и 4 моторов, самолет 42077 неисправна водяная система 3-го мотора.
Остальные самолеты исправны.
Вывод: Все самолеты, бомбившие основную цель - город Могилев, задание выполнили успешно.
Командир 746 АП ДД подполковник Егоров
Начальник штаба 746 АП ДД подполковник Иващенко.
КОМАНДИРУ 45 АВИАДИВИЗИИ ДД
Боевое донесение № 57 части подполковника Егорова, 29 мая 1943 г., 04 час 0 мин, карта 500000.
1. В ночь с 28.5 на 29.5.43 г. произведено 7 самолетовылетов. Шесть самолетов бомбардировали основную цель, жел. дор. узел Витебск.
Один самолет № 42039 - командир корабля капитан Сумцов, штурман капитан Шараев задание не выполнил из-за отказа 4-го мотора (течь воды из под дюрита подвода к помпе), бомбы 2 ФАБ-2000 и 2 ФАБ-1000 сброшены на пассив на опушку леса, 3 км севернее деревни Петровская, 25 км южнее г. Загорск.
Общий боевой налет 29 час 57 мин
2. Жел. дор. узел Витебск бомбардирован шестью кораблями в период 23.55 - 00.07 с высоты 4200-4700 на цель сброшено: 4 ФАБ-1000 ТГА, 2 ФАБ-2000, 4 ФАБ-1000, 16 ФАБ-500, 14 ФАБ-250, 12 ЗАБ-100 ЦК, 14 САБ-100. Всего 66 бомб, общим весом 29 тонн 470 кг.
В районе г. Витебск сброшено 120 тыс. экз. листовок, из них 72 тыс на русском языке и 48 тыс. на белорусском языке: "Вести с Советской Родины 22. 5. 43 г."
Экипажи наблюдали разрывы всех бомб: 2 ФАБ-2000 ТГА, 5 ФАБ-500, ... ФАБ-250 и 12 ЗАБ-100 ЦК разорвались на путях центральной части станции, 2 ФАБ-500 разорвались на путях в 100 м севернее вокзала, 2 ФАБ-2000, 3 ФАБ-500, (4 ФАБ-250 разорвались на путях - 100-300 м южнее вокзала, 2 ФАБ-1000, 4 ФАБ-500, 2 ФАБ-2000 ТГА разорвались среди зданий города, прилегающих к вокзалу с востока, 2 ФАБ-1000, ... ФАБ-500,2 ФАБ-250 разорвались среди зданий города, прилегающих к станции с запада. 1 ФАБ-500, 2 ФАБ-250 разорвались среди зданий города, 600 м южнее депо.
В результате бомбометания возникло 9 очагов пожаров на путях и среди зданий, прилегающих к станции Витебск-пассажирская. Один из пожаров развился от взрыва ФАБ-500, сброшенной в 23.56 с самолета 42088, командир корабля капитан Сугак, что подтверждается контролирующим экипажем.
При подходе к цели экипажи наблюдали бомбометание по цели других самолетов и 8 очагов пожаров. Экипаж майора Ищенко бомбардировавший цель в 00.7 29.5.43 г., при подходе к цели в 23.55 наблюдал серию САБ-ов и разрывы серии бомб по цели, в 24.00 разрывы бомб по цели и 8 очагов пожаров на ж.д. путях станции пассажирская - 3 пожара большого размера и 2 малого, и 3 пожара в северо-западной части города.
3. ПВО противника: Цель прикрыта огнем ЗА до 8 орудий крупного и среднего калибра. Работы прожекторов не отмечено.
Экипаж майора Ищенко при подходе к цели наблюдал стрельбу по САБ-ам.
4. Потерь нет.
5. Метеоусловия: По маршруту от Загорска до Клина грозовая облачность, от Клина до линии фронта облачность 5-8 баллов, над целью облачность 1-2 балла, высотой 3000 м.
6. Экипажам майора Ищенко. капитана Макаренко и майора Лисачева бомбили цель вне заданного времени ввиду того, что на маршруте приходилось обходить грозовую облачность.
7. Матчасть самолетов, вылетавших на боевое задание:
самолет № 42099 тряска третьего мотора. Остальные самолеты исправны.
Вывод: Все экипажи, бомбившие основную цель ж.д. узел Витебск задание выполнили успешно.
Дата размещения на сайте 16.07.2016 г.
<< | >>
Источники
- Фото и документы из архива Олега Лисачева
|