Бомбардирование аэродромов Олсуфьево и Брянск
746 АП ДД 16.6 и 19.6.43 г.
<< | >>
КОМАНДИРУ 45 АВИАДИВИЗИИ ДД
Боевое донесение № 66 части подполковника Абрамова, 17.6.1943 г., карта 500000.
1. В ночь с 16.6 на 17.6.43 г. произведено восемь самолетовылетов. Семь самолетов бомбардировали основную цель аэродром Олсуфьево. Один самолет № 42099, командир корабля майор Макаренко, задание не выполнил, из-за отказа 1-го мотора - лопнул дюрит 1-го мотора подвода масла, после одного часа полета вернулся и бомбы 2 ФАБ-1000, 4 ФАБ-500, 4 ФАБ-250 сбросил на "пассив" на ложный аэродром, что 3 км юго-восточнее Кратово, с высоты 1800 м в 22 час 50 мин по наблюдению экипажа все бомбы взорвались.
2. Основную цель аэродром Олсуфьево бомбардировали семью самолетами в 23.37-00.35 с высот 3100-4400 м.
На цель сброшено: 4 ФАБ-1000, 14 ФАБ-500, 12 ФАБ-250, 88 ЗАБ-100 ЦК, 8 РРАБ-2 (АО-25 - 103 шт., АО-10 120 шт., ЗАБ-2,5 - 240 шт.), всего 126 бомб, общим весом 27,3 тонны + 846 кг - общий вес РРАБ-ов).
В районе цели сброшено листовок: 120 тыс. экз. листовок на немецком языке "Международная информация", 12,5 тыс. экз. на немецком языке "Фронтовая иллюстрация".
Общий налет - 24 час 42 мин.
(2 ФАБ-1000, 4 ФАБ-500, 4 ФАБ-250, сброшенные экипажем Макаренко не учтены).
Разрывы бомб экипажи наблюдали: 44 ЗАБ-100 ЦК, 6 ФАБ-500, 4 ФАБ-250 и 4 РРАБ-2 разорвались на юго-западной части аэродрома и среди строений, прилегающих к аэродрому в юго-западной части аэродрома и среди строений, прилегающих к аэродрому в юго-западной части, где возникло 12 средних пожаров, образовавшиеся 12 малых пожаров на летном поле погасли через 3-5 минут. 22 ЗАБ-100 ЦК, 2 ФАБ-100, 2 ФАБ-500, 4 ФАБ-250 и 2 РРАБ-2 разорвались в районе ... части аэродрома, где возникло 12 пожаров, предположительно горели самолеты противника, из числа пожаров до 7 сопровождались взрывами. 2 ФАБ-500 разорвались на южной границе аэродрома, где наблюдалось 2 больших взрыва красного пламени.
2 ФАБ-1000, 4 ФАБ-500 и 4 ФАБ-250 разорвались в восточной части аэродрома - возник 1 небольшой по продолжительности пожар. 22 ЗАБ-100 ЦК и 2 РРАБ-2 с перелетом разорвались в лесу юго-восточнее аэродрома.
2. Цель прикрывалась огнем ЗА крупного и среднего калибров до 6 орудий, 3-5 точек МЗА, работало в разное время до 7 прожекторов.
Экипаж Обухова, штурман Кононенко в 23.35 над целью наблюдал 4 трассы пуль, идущие сверху вниз, истребителей не видел.
Корабль № 42039 был обстрелян над целью в 23.43, корабль получил большое количество пробоин, повреждено управление и правый пневматик, по докладу экипажа корабль был обстрелян 4-х моторным самолетом, тип установить не удалось.
Из состава экипажа легко ранен инженер-капитан Андреев, отправлен в госпиталь.
С кораблей вели огонь по прожекторам противника, израсходовано снарядов ШВАК - 56 шт. и патронов БС-200 шт.
3. При подходе к цели экипажи наблюдали: бомбардирование цели другими самолетами, освещение цели САБ-ами, на аэродроме наблюдалось до 8 пожаров и несколько пожаров в лесу и в южной и западной части аэродрома - 7-10 км.
4. Боевых и небоевых потерь нет.
5. Из состава кораблей, летавших на боевое задание: корабль № 42099 лопнул дюрит подвода масла 1-го мотора,
43049 - разлетелся кок 2-го мотора, самолет № 42039 имел несколько пробоин - требует осмотра.
6. Метеоусловия: По маршруту и над целью -
По маршруту до Сухинич - ясно, над целью до 23.40 облачность 2-4 балла Н=3200 м, после 23.40 облачность 8-10 баллов Н=3000 м.
7. Из семи кораблей, бомбардировавших цель - 5 задание выполнили успешно и два задание выполнили.
Командир 746 АП ДД подполковник Абрамов
Начальник штаба 746 АП ДД майор Бондаренко
КОМАНДИРУ 45 АВИАДИВИЗИИ ДД
Боевое донесение № 67 части подполковника Абрамова, карта 500000.
1. В ночь с 19.6 на 20.6.43 г. произведено восемь самолетовылетов с задачей бомбардирования аэродрома пр-ка Брянск. Семь самолетов бомбардировали заданную цель, 1 самолет № 42099, командир корабля Макаренко, штурман капитан Гладкий из-за неисправности матчасти (выбивание масла с 3-го мотора, предположительно вследствие прогара поршня 5-го цилиндра, в результате чего мотор загорелся), после 50 мин полета с маршрута возвратился, сбросив бомбы на "пассив" в 3 км южнее ложного аэродрома Кратово. По наблюдениям экипажа все бомбы взорвались.
Аэродром Брянск бомбардирован 7 самолетами в 23.52 - 00.04 с высоты 5100 - 5600 м.
На цель сброшено: 4 ФАБ-1000, 14 ФАБ-500, 12 ФАБ-250, 8 РРАБ-2 (АО-25 - 108 шт., АО-15 - 70 шт., АО-2,5 - 40 шт., ЗАБ-2,5 - 280 шт., ЗАБ-100 ТШ - 96 шт. Всего 134 шт.
Общий вес 25 т 710 кг. Листовок сброшено в районе цели 300 000 экз. на немецком языке, из них 100 000 экз.: "Два года восточного похода" и 200 000 экз.: "Что сулит Вам 3-й год войны в России".
Общий налет 24 час 32 мин.
2. Разрывы всех бомб экипажи наблюдали: 2 ФАБ-1000, 2 ФАБ-500, 4 ФАБ-250, 24 ФАБ-100 ТШ и 2 РРАБ-2 разорвались в южной и юго-западной части аэродрома в районе ангаров и бетонированных стоянок самолетов, где возник один большой пожар, наблюдавшийся 20-25 мин и 3 взрыва, образовавшие кратковременные небольшие пожары.
2 ФАБ-500 разорвались с недолетом северо-восточнее аэродрома в пос. Городище. 2 ФАБ-1000, 4 ФАБ-500, 4 ФАБ-250, 24 ЗАБ-100 ТШ и 2 РРАБ-2 - разорвались в центральной части аэродрома, отмечено попадание нескольких бомб в бетонированную взлетную полосу, возникло 3 небольших очага пожаров. 6 ФАБ-500 и 4 ФАБ-250 разорвались на юго-восточной части аэродрома в районе ангаров.
В результате возник 1 большой пожар, сопровождавшийся взрывами красного пламени с черным дымом, и 4 кратковременных пожара.
48 ЗАБ-100 ТШ и 4 РРАБ-2 покрыли площадь западной и северо-восточной части аэродрома, где возник 1 большой пожар и 2, сопровождавшихся взрывами небольшой силы до 12 штук.
3. Цель прикрывалась огнем ЗА орудий среднего и крупного калибра 10-12 орудий, 3 точки МЗА. Работало от 8 до 15 прожекторов. Экипажи наблюдали над целью красные ракеты, даваемые самолетами по 2 шт., при этом огонь ЗА либо прекращался, либо переносился в другой сектор. ...
Один из самолетов, приблизившийся к кораблю № 42049 был обстрелян последним из БТ - израсходовано 15 патронов.
4. Выход на цель осуществлялся визуальной ориентировкой, наличие луны обеспечивало хорошую видимость контрольных ориентиров, выход на боевой курс и выбор точки прицеливания.
5. При подходе к цели экипажи наблюдали успешное бомбардирование цели, в результате чего возникли пожары и взрывы.
В 24.03 экипаж Угрюмова наблюдал горящий самолет на Н=4000 м, тип не установлен, место падения горящего самолета также не определено.
6. Потерь боевых и происшествий нет.
7. Из вылетавших на боевое задание кораблей: на 42058 прихватывает левый тормоз, правая покрышка требует замену.
На самолете № 42099 предположительно прогар поршня 5 цилиндра 3-го мотора.
8. Погода по маршруту и над целью - ясно, слабая дымка.
Полк семью кораблями задание выполнили успешно.
Командир 746 АП ДД подполковник Абрамов
Начальник штаба 746 АП ДД майор Бондаренко
Дата размещения на сайте 22.07.2016 г.
<< | >>
Источники
- Фото и документы из архива Олега Лисачева
|