Бомбардирование г. Клинцы и аэродрома Олсуфьево
746 АП ДД 21.6 и 22.6.43 г.
<< | >>
КОМАНДИРУ 45 АВИАДИВИЗИИ ДД
Боевое донесение № 68 части подполковника Абрамова, 21.6.1943 г., 3 час 30 мин карта 500000 и 100000.
1. В ночь на 21.6.43 г. полк семью самолетами в период 23.59-00.13 с высоты 3500-4200 м бомбардировал скопление войск противника в г. Клинцы.
На цель сброшено: 2 ФАБ-2000 ТГА, 12 ФАБ-1000, 26 ФАБ-500, 18 ФАБ-250 и 4 САБ-100. Всего 62 штуки, общим весом 33 тонны 720 кг.
Общий боевой налет 30 час 50 мин.
2. Разрывы всех бомб экипажи наблюдали по цели: 2 ФАБ-2000ТГА, 10 ФАБ-1000, 22 ФАБ-500 и 14 ФАБ-250 разрывами покрыли площадь от центра до западной окраины города, в результате возникло: 8 пожаров и 5 взрывов, 3 взрыва преобразовались в небольшие кратковременные очаги пожаров. 2 ФАБ-100*, 4 ФАБ-500 и 4 ФАБ-250 разорвались в южной части города, образовав один большой пожар.
Листовки в районе цели не разбрасывались.
3. Противодействия ПВО противника ни один из самолетов не встретил.
4. При подходе к цели экипажи наблюдали: интенсивное бомбардирование города, в разное время возникло до 20 пожаров, сбрасывание САБ-ов, бомбардирование аэродрома Клинцы и возникновение там до 4-х очагов пожаров.
По маршруту наблюдали: бомбардирование г. Брянск, в 23.26 - действие ЗА крупного и среднего калибров до 5 батарей, работало до 18 прожекторов.
В 23.27 - на шоссе Олсуфьево-Сеща - работала "мигалка", дающая сигнал "А-Н", такая же мигалка отмечена в 23.14 на южной окраине Людиново, дающая сигнал "И-М".
В 00.40 в районе Брянск в лучах прожекторов огнем ЗА обстреливался самолет, тип не установлен, в 00.45 - взрыв самолета на земле.
В 00.23 в районе Почем отмечен истребитель противника, летевший на Н=4000 м с курсом 270°.
5. По докладу экипажей - хорошая видимость обеспечивала точный выход на цель и выбор точки прицеливания, что обеспечивало успешное бомбардирование цели.
6. Израсходовано снарядов ШВАК - 130 штук, при обстреле города.
7. Из кораблей, летавших на боевое задание: самолет ... - 3-й мотор выработал ресурс и работает на необогащенной смеси.
На самолете № 42077 - в полете отказал приемник радиостанции. Остальные корабли исправны.
8. Потерь и происшествий нет.
9. Погода: по маршруту и над целью - безоблачно.
10. Полк семью кораблями задание выполнил успешно.
Командир 746 АП ДД подполковник Абрамов
Начальник штаба 746 АП ДД майор Бондаренко
* - прим. админ. – очевидно, речь идет о ФАБ-1000
КОМАНДИРУ 45 АВИАДИВИЗИИ ДД
Боевое донесение № 69 части подполковника Абрамова, 22.6.43 г. 3 час 40 мин карта 500000 и 100000.
1. В ночь на 22.6.43 г. полк произвел семь самолетовылетов с задачей бомбардирования аэродрома Олсуфьево. Шесть самолетов бомбардировали заданную цель, 1 самолет № 42039, командир корабля майор Сумцов, штурман капитан Шараев вследствие отказа матчасти, (течь масла с фильтра мотора № 3), с маршрута возвратился, сбросив бомбы 4 ФАБ-500 и 4 ФАБ-250 на "пассив" и 2 ФАБ-1000 на "актив" в 6 км южнее Раменское, на болото, что 2,5 км северо-восточнее дер. Софьино. По доклада экипажа, 2 ФАБ-1000 взорвались в 23.18. Посадка произведена на свой аэродром благополучно в 23.27.
Аэродром Олсуфьево бомбардировали 6 самолетов в период 23.42 - 00.03 с высоты 4300 - 4800 м.
На цель сброшено: 6 ФАБ-1000, 12 ФАБ-500, 12 ФАБ-250, 48 ЗАБ-100 ТШ, 24 ЗАБ-100 ЦК и 6 РРАБ-2 (АО-25 - 72 шт., АО-10 - 120 шт., ЗАБ-2,5 - 180 шт.), и 4 САБ-100. Всего 108 шт., весом 24 т. 880 кг. Листовок в районе цели не разбрасывали.
Общий боевой налет 22 час 55 мин.
Выходу на цель и выбору точки прицеливания способствовала хорошая видимость по маршруту над целью, что дало возможность точно выйти на боевой курс.
Разрывы бомб экипажами наблюдались: 2 ФАБ-1000, 4 ФАБ-500 и 4 ФАБ-250 разорвались на летном поле в северной части аэродрома, пожаров и взрывов не возникло. 2 ФАБ-1000, 4 ФАБ-500, 4 ФАБ-250, 24 ЗАБ-100 ЦК и 2 РРАБ-2 накрыли площадь в юго-восточной части аэродрома, в результате возник 1 большой пожар на окраине леса, что примыкает к юго-восточному углу аэродрома, впоследствии развившийся в пожар больших размеров, в юго-восточной части аэродрома возникло до 12 кратковременных пожаров, из которых 3 горели продолжительное время.
24 ЗАБ-100 ТШ и 2 РРАБ-2 разорвались на опушке леса в восточной части аэродрома - возник 1 взрыв и 3 небольших пожара.
24 ЗАБ-100 ТШ и 2 РРАБ-2 разорвались в юго-западной части аэродрома в районе жел. дор. ветки, что к юго-западу от аэродрома, возникло 2 больших пожара, сопровождавшийся взрывами до 5 шт. 2 ФАБ-1000, 4 ФАБ-500 и 4 ФАБ-250 разорвались в центральной и западной части аэродрома, вызвав один взрыв, превратившийся в пожар.
3. Цель прикрывалась огнем ЗА орудий среднего калибра, в разное время, от 5 до 10 орудий, до 8 точек МЗА. Работало 6-8 прожекторов, расположенных, в большинстве своем, в районе ст. Жуковка.
Над целью в 23.28 из пулемета БТ обстрелян истребитель тип "Ме-109" на Н=4450 м. Израсходовано 30 шт. патронов.
4. Потерь и происшествий нет.
5. Матчасть самолетов, вылетавших на выполнение боевого задания: самолет № 42099 отказал автопилот и два газоанализатора.
Матчасть остальных самолетов исправна.
6. При подходе к цели и на маршруте наблюдали интенсивное бомбардирование цели другими самолетами, возникновение пожаров и взрывов.
В 23.30 на линии фронта артстрельба с обоих сторон. Фотографирование линии фронта - освещение ФОТАБ-ами.
В 23.29 г. Людиново на южной части на южной части города, "мигалка" давала сигнал "ТИ". В 23.15 - бомбардирование г. Орел.
7. Погода по маршруту и над целью - облачность 1-3 балла, местами безоблачно, дымка.
Вывод: Полк шестью самолетами задание выполнили успешно.
Командир 746 АП ДД подполковник Абрамов
Начальник штаба 746 АП ДД майор Бондаренко
Дата размещения на сайте 23.07.2016 г.
<< | >>
Источники
- Фото и документы из архива Олега Лисачева
|