Авиация Второй мировой
На главную   Поиск на сайте
 
Документы штаба 746 АП ДД 432 АП ДД 1941 г. 746 АП ДД 1942 г. 746 АП ДД 1943 г. 45 АД ДД 81 АД ДД 1941 г. 45 АД ДД 1942 г. 45 АД ДД 1944 г.

Бомбардирование ж. д. узел Орел

746 АП ДД 13, 14 и 17.7.43 г.

<< | >>

КОМАНДИРУ 45 АВИАДИВИЗИИ ДД

Боевое донесение № 76 части подполковника Абрамова, 14.7.1943 г., карта 500000 и 200000.

1. В ночь с 13.7 на 14.7.43 г. произведено семь самолетовылетов. Все самолеты бомбардировали основную цель - жел. дор. узел Орел, в период с 22.55 - 23.15 с высоты 5000 - 5700 м.

На цель сброшено: 1 ФАБ-2000, 14 ФАБ-1000, 12 ФАБ-500 тр, 8 ФАБ-500, 20 ФАБ-250, 12 ЗАБ-100 цк, 16 САБ-100. Всего весом 33 т 080 кг.

Общий боевой налет 22 час 37 мин.

В районе цели сброшено 227 тыс. листовок на немецком языке: "Наступление немцев на Орловско-Курском направлении" и "Лжецы из ставки Гитлера".

Экипажи наблюдали разрывы всех бомб: 1 ФАБ-2000, 12 ФАБ-1000, 4 ФАБ-500, 8 ФАБ-500 тр, 14 ФАБ-250 разорвались на путях центральной части узла (Елецкий парк), 2 ФАБ-1000, 4 ФАБ-500 тр, 4 ФАБ-250 разорвались на путях в южной части узла (200 м севернее ст. Семинарская), 4 ФАБ-500 разорвались среди зданий города (200 м западнее центральной части узла), 1 ФАБ-250 сброшена по прожекторам дер. Леженки (3 км северо-восточнее узла), 1 ФАБ-250 разорвалась с недолетом восточнее жел. дор. путей в районе лесопильного завода.

В результате бомбометания на путях центральной части узла, 480-600 м севернее ст. Семинарская и среди прилегающих к узлу построек, возникло 6 очагов пожаров, один из них сопровождался сильным взрывом красного пламени через 7 мин после возникновения пожара и один пожар развился от взрыва.

При подходе к цели экипажи наблюдали интенсивное бомбометание других самолетов по цели.

Экипаж самолета № 42028, командир корабля майор Кондратьев, штурман ст. лейтенант Гончаров, контролирующий бомбометание, при подходе к цели наблюдал в районе цели 5 очагов пожаров, при отходе от цели в 23.25 наблюдал 2 очага пожара, один из них большой. В 23.22 от бомбометания возник сильный взрыв в северной части узла.

2. ПВО противника: Цель прикрыта интенсивным огнем ЗА крупного и среднего калибра до 16 орудий, работало до 10 прожекторов. Воздушные стрелки самолета № 42210 вели огонь по прожекторам, израсходовано 35 снарядов пушки "ШВАК" и 215 патронов "БК".

3. Потерь нет.

4. Метеоусловия: По маршруту и над целью облачность 10 баллов, высота нижней кромки 2500-3500 м.

В период бомбометания над целью образовалось большое окно, что способствовало прицельному бомбометанию.

5. Состояние матчасти самолетов, вылетавших на боевое задание:

самолет № 42057 - заменить свечи 2-го мотора, не горит правая фара, с-т № 42058 требует просмотра 1-й мотор, остальные самолеты исправны.

Вывод: Все самолеты, бомбардировавшие основную цель жел. дор. узел Орел, задание выполнили успешно.

Командир 746 АП ДД подполковник Абрамов

Начальник штаба 746 АП ДД майор Бондаренко

КОМАНДИРУ 45 АВИАДИВИЗИИ ДД

Боевое донесение № 77 части подполковника Абрамова, 15.7.43 г. 3 час 30 мин карта 500000 и планы целей 1:15000.

1. В ночь на 15.7 полком произведено 8 самолетовылетов с задачей бомбардирования жел. дор. узла Орел (Елецкий парк).

Вследствие ухудшихся метеоусловий (сплошная облачность) над основной целью, при временном появлении небольших окон - основную цель бомбардировали 2 самолета, запасную цель г. Болхов, бомбардировали 4 самолета, 1 самолет бомбардировал запасную цель д. Григорово, что 14 км юго-восточнее г. Болхов и 1 самолет бомбардировал аэродром Карачев.

Общий боевой налет 26 час 31 мин.

2. Всего на цель сброшено: 2 ФАБ-2000 тга, 1 ФАБ-2000, 6 ФАБ-1000 тга, 10 ФАБ-1000, 12 ФАБ-500 тр, 8 ФАБ-500, 20 ФАБ-250, 12 ЗАБ-100 цк и 18 САБ-100. Всего 89 штук, общим весом 39 т 190 кг.

Над основной целью г. Орел сброшено 60 тыс. экз. листовок на немецком языке: "Известия с фронта" и 40 тыс. экз. над Болховом.

3. Жел. дор. узел Орел (Елецкий парк) бомбардировали 2 самолета в период 23.07 - 23.15 с высоты 5400 м. На цель сброшено: 1 ФАБ-2000, 4 ФАБ-1000, 4 ФАБ-500 тр, 4 ФАБ-500. Всего 13 штук, весом 9 тонн. Разрывы бомб экипажи наблюдали в южной части Елецкого парка на путях (бомбардирование произведено в разрыв облачности), в результате возник 1 пожар и 1 взрыв большой силы.

Цель прикрывалась интенсивным огнем ЗА крупного и среднего калибров до 20 орудий, работало 5 прожекторов.

4. Запасную цель г. Болхов бомбардировали 4 самолета в период 23.40-00.09 с высоты 2000-2700 м. Цель бомбардировалась прицельно при хорошей видимости (над целью облачность 5-8 баллов).

На цель сброшено: 2 ФАБ-2000 тга, 2 ФАБ-1000 тга, 6 ФАБ-1000, 8 ФАБ-500 тр, 4 ФАБ-500, 12 ФАБ-250 и 4 САБ-100. Всего 38 бомб, общим весом 21 тонна 220 кг.

Разрывы экипажи наблюдали: 2 ФАБ-1000 тга, 2 ФАБ-1000, 4 ФАБ-500 тр, 4 ФАБ-500 и 8 ФАБ-250 разорвались в центральной части города, вызвав 3 очага пожаров. 2 ФАБ-2000 тга и 2 ФАБ-1000 в южной части города, 3 ФАБ-500 и 4 ФАБ-250 разорвались в северо-западной части города, где возник 1 пожар.

2 ФАБ-1000 и 1 ФАБ-500 разорвались с перелетом в юго-восточной части города. Над целью кораблям противодействовала огнем МЗА ..., работало 4-6 прожекторов. Цель обстреляна с кораблей пулеметно-пушечным огнем, израсходовано снарядов 20 мм 340 штук, патронов 12,7 мм - 335 штук.

5. Дер. Григорово, что 14 км юго-восточнее Болхов, бомбардировал 1 самолет (майор Обухов, капитан Кононенко), в 00,03 с высоты 1900 м. На цель сброшено: 2 ФАБ-1000 тга, 12 ЗАБ-100 цк, и 14 САБ-100. Всего 28 шт., весом 3 тонны 770 кг.

Разрывы наблюдали по цели, возникли 1 пожар и 1 взрыв на ... части Григорово.

ПВО не наблюдалось.

6. Аэродром, что 4 км восточнее г. Карачев, бомбардировал 1 самолет (майор Каминский, штурман Шараев) в 23.50 с высоты 1500 м. Перед бомбардированием работал ночной старт, производились посадки самолетов.

На цель сброшено: 2 ФАБ-1000 тга, 4 ФАБ-500, 4 ФАБ-250, всего 10 шт., весом 5 тонн. Израсходовано снарядов 120 шт. и патронов 130 шт. Разрывы наблюдались в западной части летного поля, возникло 3 очага пожаров, предположительно горели самолеты, над аэродромом по кругу стрелками были обстреляны 2 самолета противника, один из которых загорелся в воздухе, упал и взорвался на земле, второй обстрелянный самолет отвалил в сторону, пошел в сферу зенитного огня и был сбит. В районе аэродрома обстреляны прожекторы, два из них работу прекратили.

Цель прикрывалась 4 точками МЗА при работе 4-х прожекторов.

7. Особые случаи: Экипаж капитана Шатрова в 23.10 над Орлом на БК-220°, справа-сзади 1,5-2 км на высоте около 5000 м наблюдал четырехмоторный самолет, атакованный истребителем, последний дал 2 очереди, в 23.13 на встречных курсах прошел самолет Пе-8, за которым шли два одномоторных истребителя с попутно пересекающимися курсами.

Экипаж майора Каминского в 22.58 над Орлом наблюдал, предположительно, горение самолета в воздухе и потом взрыв на земле.

Экипаж капитана Пономаренко в 22.54 над Орлом наблюдал, предположительно, горение самолета в воздухе и потом взрыв на земле.

8. Потерь и происшествий нет.

9. Метеоусловия: До линии фронта облачность 5 баллов, на высоте до 3000 м. Над Орлом облачность до 10 баллов, высота нижней кромки 1800-2000 м, высота верхней кромки 4000 м.

Над Болховом облачность 10 баллов, высота нижней кромки 2400 м.

10. Матчасть кораблей, вылетавших на боевое задание:

корабль № 42057 - отказал 4-й мотор, возник пожар, после выключения пожар прекратился. Причины выясняются.

Остальные корабли исправны.

Вывод: Полк 5 кораблями задание выполнил успешно и 3 кораблями задание выполнил.

Командир 746 АП ДД подполковник Абрамов

Начальник штаба 746 АП ДД майор Бондаренко

КОМАНДИРУ 45 АВИАДИВИЗИИ ДД

Боевое донесение № 78 части подполковника Абрамова, 18.7.43 г. карта 500000 и 1:15000.

1. В ночь на 18-ое июля 1943 г. 746 АП произвел 8 самолетовылетов с задачей бомбардирования жел. дор. узла Орел.

Семь самолетов бомбардировали основную цель. Один самолет (Пономаренко-Легкоступ) из-за отказа матчасти - лопнули манометр и подводящая магистраль (хомут) бензина 1-го мотора - бомбардировал ст. Отрада, 25 км северо-восточнее г. Орел.

Общий боевой налет 22 час 41 мин.

2. Всего на цель сброшено: 2 ФАБ-2000 тга, 12 ФАБ-1000 тга, 10 ФАБ-500 тр, 20 ФАБ-500, 24 ФАБ-250, 12 ЗАБ-100 цк, 18 САБ-100. Всего 98 штук, весом 39 т 190 кг.

3. Основную цель жел. дор. узел Орел (Елецкий парк) бомбардировали 7 самолетов в период 22.39 - 22.51 с высоты 5200 - 6100 м.

Выходу на цель способствовала хорошая видимость по маршруту и освещение цели САБ-ами.

На цель сброшено: 2 ФАБ-2000 тга, 10 ФАБ-1000 тга, 26 ФАБ-50, 20 ФАБ-250, 12 ЗАБ-100 цк, 18 САБ-100. Общим весом 34 т 190 кг.

Разрывы бомб экипажи наблюдали: 2 ФАБ-250 и 1 ФАБ-500 на путях в северной части ст. пассажирская, где возник один взрыв,

2 ФАБ-2000 тга, 3 ФАБ-1000 тга, 7 ФАБ-500, 2 ФАБ-500 тр и 6 ФАБ-250 разорвались на путях в южной части Елецкого парка, возникло 4 пожара и 1 взрыв. 2 ФАБ-1000 тга, 4 ФАБ-500 и 4 ФАБ-250 - на путях центральной части ст. Семинарская, возникло 2 пожара и 1 взрыв; 7 ФАБ-500 и 4 ФАБ-250 на путях северной части Елецкого парка. 3 ФАБ-1000 тга, 5 ФАБ-500 и 4 ФАБ-250 разорвались среди зданий парка, прилегающих к жел. дор. узлу с западной стороны.

2 ФАБ-1000, 12 ЗАБ-100 цк разорвались восточнее станции Семинарская 100-200 метров.

Цель прикрывалась интенсивным огнем ЗА крупного и среднего калибров до 20 орудий, работало 15-18 прожекторов. Над целью отмечено патрулирование истребителей противника, пытавшегося атаковать наши корабли, в 22.35 к самолету № 42088 пытался подойти истребитель одномоторный с миганием фар, после обстрела отвалил.

4. Станция Отрада, что 25 км северо-восточнее Орел бомбардировал самолет (командир корабля к-н Пономаренко, штурман майор Легкоступ) в 22.30 с высоты 4900 м. На цель сброшено: 2 ФАБ-1000, 4 ФАБ-500 и 4 ФАБ-250. Бомбы разорвались: 4 ФАБ-500 и 4 ФАБ-250 на путях центральной части станции, где возник 1 большой пожар, образовавший 2 отдельных очага пожара.

ПВО не отмечено.

5. Потерь и происшествий нет.

6. Метеоусловия: По маршруту до линии фронта облачность 5-6 баллов, Н=3000 м. Над целью - безоблачно.

7. Матчасть самолетов, вылетавших на боевое задание:

на корабле № 42058 - лопнула магистраль масла к манометру, лопнул хомут магистрали бензина 1-го мотора.

На корабле № 42067 - выбросило масло из дренажной трубки ... мотора. На 4-м моторе сорвало магнето (правое).

Остальные корабли исправны.

Особые случаи: Экипажи кораблей № 42088 и 42077 в 22.27 наблюдали горевший самолет в воздухе, упал на землю и взорвался. Тип не установлен.

Вывод: Полк 8 кораблями задание по с основной и запасной цели выполнил успешно.

Командир 746 АП ДД подполковник Абрамов

Начальник штаба 746 АП ДД майор Бондаренко

Дата размещения на сайте 28.07.2016 г.

<< | >>

Источники

  • Фото и документы из архива Олега Лисачева
Форум

©AirPages
2003-