Боевой вылет на ж.д. узел Тапа
30 марта 1944 г.
<< | >> События, факты.
30-е марта 1944 года
1. Обстановка в районе действия Дивизии
В районе цели ожидается противодействие до дивизиона ЗА среднего калибра при работе прожекторов. Возможно противодействие истребителей противника, действующих с близь расположенных аэродромов.
2. Боевой состав Дивизии
К утру 30.3.44 года дивизия имела:
исправных и готовых к бою кораблей - 22
экипажей, готовых выполнять задание по дальним целям в любых условиях - 23
Из них:
25 Гв. АП кораблей - 10
экипажей - 12
890 АП кораблей - 12
экипажей - 11
3. Задача дивизии - уничтожать эшелоны, разрушать пути и станционные сооружения на ж.д. узле ТАПА.
4. КОМАНДИР АД РЕШИЛ:
25 Гв. АП - 10 кораблями; 890 АП - 11 кораблями уничтожать эшелоны, разрушать пути и станционные сооружения на ж.д. узле ТАПА.
Точка прицеливания для обеих полков - центр ж.д. станции.
МАРШРУТ: аэродром (Кратово), Загорск, Клин, Цель, Едрово, Клин, Загорск. Заход на цель с севера и северо-запада, уход от цели с левым разворотом.
Высоты бомбардирования: 890 АП 5000-6000 м
25 Гв. АП 5050-6050 м
Время удара: 890 АП 22.20-22.30
25 Гв. АП 22.31-22.40
ВЗЛЕТ: 890 АП 18.30-18.49
25 Гв. АП 18.51-19.10
Бомбовая нагрузка: простые и ТГА: ФАБ-2000, 1000, 500, 250.
Подсвечивает цель в течение всего времени удара дивизии один корабль 890 АП с внутренней бомбовой нагрузкой: 18 САБ-100 и 8 ЗАБ-100цк.
Контрольный рубеж - восточный берег оз. ЧУДСКОЕ пройти:
кораблям 890 АП 21.50-22.00
25 Гв. АП 22.00-22.10
5. Общая характеристика боевых действий.
В ночь дивизия произвела один боевой вылет в составе 21-го корабля.
16 кораблей бомбардировали основную цель. 4 корабля вследствие плохих метеоусловий над основной целью бомбардировали запасные цели. 1 корабль 890 АП ДД (Марусиченко-Глухов) из-за неисправности материальной части (разрушило мотор вследствие утечки масла) задание не выполнил, сбросил бомбы на пассив на Софринский полигон и после 45 минут полета произвел посадку на своем аэродроме.
Корабль 890 АП № 42078 (Белков-Сидоров) через 4 минуты после взлета произвел посадку с бомбами на своем аэродроме (не работал указатель скорости у первого и второго летчика вследствие разъединения проводки в месте соединения последней дюритом). После устранения дефекта через 38 минут после посадки корабль взлетел на выполнение боевого задания.
После выполнения боевого задания 16 кораблей возвратились и произвели посадку на своем аэродроме в период 01.25-02.11 31.3.44 г. благополучно. 3 корабля 890 АП произвели вынужденные посадки на чужих аэродромах: корабль № 42078 (Белков-Сидоров) для дозарядки горючим на аэродроме Мигалово, корабль № 421011 (Вихорев-Турковский) на аэродроме Чкаловская, экипаж принял его за свой. Корабль № 42810 из-за потери ориентировки на аэродроме Выползово. Один корабль 890 АП ДД (Кокорев-Селезнев) с боевого задания не возвратился.
6. Ход выполнения боевой задачи
Предварительное боевое распоряжение о действии по ж.д. узлу ТАПА (цель № 7) полкам спущено в 9.50 30.3.44 г.
В 14.15 полкам отдано письменное боевое распоряжение штаба дивизии о действии по цели № 7. В 17.00 из АДД получено подтверждение о действии дивизии по цели № 7, причем указывалось, что время удара, высота бомбардирования, заход и уход от цели - решением командира дивизии. В 17.07 получено сообщение из АДД о том, что по цели (ТАПА) действует только наше соединение. В 17.30 командир дивизии отдал распоряжение частям вылетать на боевое задание, вылет по времени, указанном в боевом распоряжении.
Взлет кораблей прошел, в основном, в установленное время.
Начало 18.31, конец в 19.21.
Опоздали со взлетом: корабль 42311 (Зеленский-Бурак), взлетевший в 19.ч 21 м и корабль 42078 при вторичном взлете взлетел в 19 ч 31 м.
После взлета все корабли установили связь с землей. Полет к цели и обратно происходил при двухсторонней радиосвязи по заданному маршруту. Нормально связь держали по маршруту полета, с остальными кораблями связь проходила с перебоями.
Заданные и фактически выполненные кораблями: время удара, высота и направление заходов.
Отклонение от заданных данных происходило вследствие плохих метеоусловий над целью.
Основную цель в период 22.20-22.55 с высот 4350-6000 м бомбардировали 16 кораблей.
На цель сброшено 20 ФАБ-2000, 9 ФАБ-2000тга, 4 ФАБ-1000тга, 14 ФАБ-500 тга, 22 ФАБ-500, 16 ФАБ-250тга, 15 ЗАБ-100цк, 1 ФОТАБ-50-35. Всего 94 бомбы общим весом 71 тонна 535 кг.
При обстреле истребителя противника израсходовано 70 снарядов пушки "ШВАК" и 15 патронов "УБТ".
Все сброшенные бомбы разорвались в районе цели, в результате возникло 6 очагов пожаров и 1 взрыв.
За точку прицеливания брался центр расположения ЗА и прожекторов. Характер пожаров и их расположение вследствие облачности определить не удалось.
Из-за сплошной облачности над основной целью 4 корабля бомбардировали запасные цели:
2 корабля: Обухов-Кононенко 25 Гв.АП и Белков-Сидоров 890 АП бомбардировали в период 22.49-23.20 с высот 5000-5300 метров ж.д. ст РЕКВЕРЕ.
На цель сброшено: 2 ФАБ-2000, 2 ФАБ-500. Всего 4 бомбы общим весом 5 тонн. Место разрыва бомб, вследствие сплошной облачности, экипаж не установил.
1 корабль 25 Гв.АП Зеленский Бурак в 22.45 с Н=4600 м по расчету времени из-за облаков сбросил бомбы в районе пункта ЛАИС (70 км юго-восточнее ТАПА).
Сброшено 2 ФАБ-2000, 2 ФАБ-500. Всего 4 бомбы общим весом 5 тонн. Экипаж результатов момбометания не наблюдал.
7. ПВО
Ж.д. узел ТАПА прикрывался огнем 16 орудий ЗА крупного и среднего калибра, при периодической работе 5-8 прожекторов. Пункт РЕКВЕРЕ прикрывался огнем 16 орудий ЗА крупного и среднего калибра, периодически работал 1 прожектор.
8. ПОТЕРИ
Корабль 890 АП № 42098 (Кокорев-Селезнев) не возвратился с боевого задания. Предположительно сбит истребителем противника, т.к. в 22.05-22.07 два экипажа наблюдали загоревшийся в воздухе самолет на высоте 4000-4500 м, который упав на землю в районе южнее порта КУНДА - взорвался.
9. Летные происшествия.
а). При возвращении после выполнения боевого задания корабль 42810 потерял ориентировку, в результате чего произвел вынужденную посадку на случайно обнаруженный аэродром.
Виновником данного происшествия является штурман 362 АП гвардии майор РОГОЗИН, который передоверил самолетовождение штурману корабля Ковалик в первый вывозной полет. После потери ориентировки капитаном Ковалик, взявший на себя самолетовождение майор Рогозин также не смог восстановить ориентировку и после 2 ч 30 м полета с различными курсами произвел посадку на первый обнаруженный аэродром.
б). Корабль 421011 890 АП ДД (Вихорев -Турковский) произвел посадку на аэродром Чкаловская, признав его за свой. Виновником вынужденной посадки являются: командир корабля гвардии майор Вихорев, который не определив принадлежности аэродрома с хода произвел посадку и штурман корабля капитан Турковский, который после слов командира корабля "Иду на посадку" прекратил ориентировку.
Нарушений в техники пилотирования нет.
10. а). Положительным в работе является удовлетворительная связь с кораблями.
б). Отрицательным в работе является большое количество вынужденных посадок, причем вынужденная посадка и невыполнение боевого задания кораблями 890 АП (42711 Марусиченко-Глухов) явилось по непосредственной вине пом. борттехника-лейтенанта Алехина, который при осмотре моторов в воздухе случайно открыл кран воздухо-масляного радиатора, открытие которого своевременно не было обнаружено, в результате через открытый кран выбило все масло.
11. Метеорологические условия полета.
По маршруту до озера Чудское - малооблачно. Видимость 10 км. От оз. Чудское до цели и над целью с 22 до 23 часа облачность 10 баллов с небольшими разрывами, однослойная, высота верхней границы около 2500-3000 м, густая дымка, видимость 2-4 км. На обратном маршруте погода без изменений.
12. ВЫВОД.
В дивизии на выполнение боевого задания вылетал 21 корабль, из них 20 кораблей задание выполнили, 1 корабль задание не выполнил.
КРАТКИЕ ИТОГИ БОЕВОЙ РАБОТЫ
45 АВИАЦИОННОЙ ДИВИЗИИ ДАЛЬНЕГО ДЕЙСТВИЯ ЗА МАРТ МЕСЯЦ 1944 Г.
В марте месяце:
1. Произведено самолето-вылетов - 40
2. Сброшено 247 бомб - общим весом 172 т 985 кг
3. Общий боевой налет ночью 281 час 59 минут
4. Напряжение на 1 исправный самолет:
а). в вылетах 1,7
б). По налету в часах 11.57
5. Боевых потерь на 40 самолето-вылетов - 1
6. Сбитых самолетов противника на 40 самолето-вылетов - нет
Нач. операт. отдела 45 АД ДД подполковник Овчинников
Дата размещения на сайте 26.03.2016 г.
Источники
- Фото и документы из архива Олега Лисачева
<< | >> События, факты.
26 03 2016.
В отчете не указана еще одна вынужденная посадка по личной вине:
"корабль 890 АП № 42078 (Белков-Сидоров) через 4 минуты после взлета произвел посадку с бомбами на своем аэродроме (не работал указатель скорости у первого и второго летчика вследствие разъединения проводки в месте соединения последней дюритом)"
Здесь очевидна вина техсостава, не подсоединивших дюриты, других вариантов не бывает...
Вероятно спасло технарей то, что обошлось без последствий. Через 38 минут самолет вылетел повторно. И никаких расследований инцидента!
Заметьте и все 890 АП.
Уход масла по вине экипажа и загубленный движок, негерметичность анероидно-мембранных приборов и вынужденная посадка, потери ориентировки экипажами и посадки на чужие аэродромы.
Сбит корабль 890 АП № 42098 (Кокорев-Селезнев) в районе южнее порта Кунда, это на севере Эстонии...
--
Вячеслав
|