Боевой вылет на ж.д. узел Шауляй
12 июля 1944 г.
<< | >> События, факты.
12-е июля 1944 года.
1. Обстановка в районе действия дивизии
- данных о ПВО противника нет.
2. Боевой состав дивизии:
К утру 12.7.44 года дивизия имела:
Исправных и готовых к бою самолетов Пе-8 = 16, Б-25 = 36
Боевых экипажей Пе-8 = 19, Б-25 = 22
Из них:
25 Гв. АП самолетов Пе-8 - 12
экипажей - Пе-8 = 13
890 АП самолетов Пе-8 = 4, Б-25 = 13
экипажей - Пе-8 = 6, Б-25 = 10
362 АП самолетов Б-25 = 23
экипажей Б-25 = 12
3. Задачи дивизии.
В ночь с 12 на 13.7.44 года уничтожать эшелоны, разрушать пути и станционные сооружения на ж.д. узле Шауляй.
4. КОМАНДИР АД ПРИНЯЛ РЕШЕНИЕ:
25 Гв. и 890 АП самолетами Пе-8 действовать по ж. д. узлу Шауляй (Шавли).
Точка прицеливания ж. д. станция Шауляй - южная.
Размер цели 200 х 1000.
Наряд самолетов: 25 Гв. АП - 11 Пе-8
890 АП - 4 Пе-8
По ж. д. узлу Шауляй перед ударом дивизии действуют самолеты других соединений АДД с высот до 5000 м.
Маршрут полета: ИПМ (КПП) - Орша, Лепель, цель, Лепель, Орша, КПМ (КПП).
Заход на цель с севера и северо-востока, уход с левым разворотом.
Бомбовая нагрузка: - крупнокалиберный ФАБ-2000, ФАБ-1000, ФАБ-500 и ФАБ-250. Корабль - осветитель не назначался, на каждом корабле иметь по 2 САБ-100, которые использовать обязательно для подсвета цели.
Взлет:
25 Гв АП 21.40 - 22.00
890 АП 22.02 - 22.10
Удар - для обоих полков в период 01.00 - 01.15.
Высоты бомбардирования:
25 Гв. АП от 5500 и выше через 100 м
890 АП от 5750 и выше через 100 м
Минимальная высота бомбардирования на случай сплошной облачности 4000 м.
При подготовке к боевому вылету иметь ввиду действовать по цели в сложных метеорологических условиях. Для этой цели на боевое задание послать только сильные экипажи.
Экипажам особо быть внимательными в наблюдении за воздухом, на маршруте и в районе цели, внимательно следить за наземной обстановкой наших войск на линии фронта.
5. Общая характеристика действия дивизии.
В ночь дивизия произвела 14 самолетами один боевой вылет и один Б-25 на разведку погоды.
Боевое задание выполнялось в сложных метеорологических условиях.
00.56 выйдя в район ж. д. узла Шауляй - экипажи встретили мощную кучевую и кучево-дождевую облачность 10 баллов.
Верхняя граница отдельных шапок более 5500 м. Часть экипажей пыталась пробить облачность, но снижаясь до высоты 3000-1800 м, облачность не пробили, т. к. нижний край ее был ниже 1000 м.
Из вылетавших на боевое задание кораблей Пе-8: 10 кораблей сбросили бомбы из-за облаков по расчету времени в р-не ж. д. узла Шауляй. Один корабль сбросил бомбы из-за облаков в р-не Тельшиай (70 км западнее Шауляй). Один корабль сбросил бомбы в р-не Таураге (100 км юго-западнее Шауляй), один корабль на маршруте встретил грозовую облачность, пытался обойти ее с севера, но не смог, прекратил выполнение задания, вернулся с маршрута и произвел посадку на своем аэродроме с бомбами. ОДин корабль на полигоне, севернее аэродрома Олсуфьево, и произвел посадку на своем аэродроме благополучно.
Из выполнявших боевую задачу 12 кораблей Пе-8 и один самолет Б-25 разведчик погоды, на свой аэродром вернулись: 9 кораблей Пе-8 и один самолет Б-25. Три корабля Пе-8 после выполнения боевого задания произвели посадку на своей территории, один из них: 25 Гв. № 42512 (Додонов - Владимиров) произвел посадку на аэродроме Орел. Один корабль 890 АП № 4214 (Откидач - Аккуратов) произвел посадку на аэродроме Гомель - центральный.
В результате чего самолет разбит, экипаж получил легкие и тяжелые ранения. Один корабль 25 Гв. АП № 42028 (Дмитриев-Поплавский) произвел вынужденную посадку в районе 30 км севернее Ярцево (место посадки корабля выяснилось 15.7.44 г.)
Из возвратившихся на свой аэродром самолетов посадка произведена в период 04.20 - 05.20 13.7.44 г.
Общий боевой налет 91 час 57 мин.
6. Ход выполнения боевой задачи
Боевое распоряжение о действии дивизии по ж. д. узлу Шауляй из АДД получено в 15.30.
В 16.00 частям спущено боевое распоряжение АД о действии по ж. д. узлу Шауляй.
В 19.20 по маршруту полета к цели выслан самолет 890 АП Б-25 (Кондратьев-Романов), для разведки погоды.
21.10 командир дивизии принял решение взлетать по плану - в 21.50.
21.44 начался взлет 25 Гв. АП, затем 890 АП. Взлет закончился в 22.26.
Взлетело 14 кораблей Пе-8. Один корабль 25 Гв. АП № 42112 (Симонов-Гончаров) по неисправности матчасти на боевое задание не вылетел. Через 01.01 полета - корабль 25 Гв. АП (Ищенко-Гладкий), не выполнив боевой задачи, по неисправности матчасти (отвернулась свеча) с маршрута возвратился, бомбы сбросил на пассив на полигоне.
23.05 произвел на своем аэродроме благополучно.
Все корабли установили связь с землей.
Полет к цели проходил в сложных метеоусловиях. Грозовая облачность препятствовала экипажам точно выдерживать маршрут полета к цели. Отдельные экипажи на маршруте к цели обходили грозовую облачность. В 02.03 возвратился из-за метеоусловий с маршрута корабль 890 АП № 385 Д (Лавровский - Рубинштейн), который не смог обойти грозовую облачность. Посадку произвел на своем аэродроме с бомбами благополучно.
На цели сброшено: 8 ФАБ-2000, 8 ФАБ-1000, 28 ФАБ-500, 16 ФАБ-250, 20 ЗАБ-100 цк, 8 САБ-100. Всего 88 бомб, общим весом 44 т 440 кг.
Район Шауляй по расчету времени из-за облаков в период 00.56 - 01.40 с высот 4000 - 6000 м бомбардировали 10 самолетов.
На цель сброшено: 6 ФАБ-2000, 8 ФАБ-1000, 24 ФАБ-500, 10 ФАБ-250, 20 ЗАБ-100 цк, 4 САБ-100. Всего 72 бомбы, общим весом 36 т 720 кг. Результаты бомбометания сквозь сплошную облачность экипажами не наблюдались.
Район Тильшиай (70 км западнее Шауляй) в о1.15 с высоты 5500 м из-за облаков бомбардировал один самолет. Сброшено: 2 ФАБ-2000, 2 ФАБ-250, 2 САБ-100. Экипаж из-за сплошной облачности результатов не наблюдал.
Район Таураге (100 км юго-западнее Шауляй) 01.19 с высоты 6000 м из-за облаков бомбардировал один самолет, сброшено: 4 ФАБ-500, 4 ФАБ-250, 2 САБ-100, результатов из-за сплошной облачности экипаж не наблюдал.
7. ПВО
В районах Шауляй, Тауроге* - противодействие ПВО не отмечено.
В районе Тельшиай велся огонь 2 батареями крупного и среднего калибров. Корабль № 42211, на высоте 5500 м получил 5 пробоин от осколков снарядов ЗА.
8. Боевых потерь нет.
9. Летные происшествия.
Из-за плохих метеоусловий 3 самолета не возвратились на свой аэродром и произвели вынужденную посадку на своей территории:
а) Самолет № 42512 25 Гв. АП (Грязнов-Владимиров) произвел благополучно посадку в 05.30 на аэродроме Орел. 12.40 13.7.44 г. самолет возвратился на свой аэродром и сел благополучно.
б) Самолет № 42028 25 Гв. АП (Дмитриев-Поплавский) произвел вынужденную посадку в районе 30 км севернее Ярцево, из-за плохих метеоусловий на обратном маршруте от цели.
в) Самолет № 4214 890 АП (Откидач-Аккуратов) произвел вынужденную посадку на аэродроме Гомель - центральный, в результате потерпел аварию. Самолет разбит и ремонту не подлежит. 4 человека получили тяжелые ранения, 7 человек легкие ранения. Виновником происшествия является командир корабля, который неправильно принял решение садиться на Гомельский аэродром, т. к. он мал по размерам для посадки и взлета самолетов Пе-8. К тому - же при посадке командир корабля держал увеличенную скорость 120 - 200 км/час.
10. Метеорологические условия полета:
До Орши облачность 5-8 баллов, тонкая на разных высотах, отдельные мощно - кучевые 1500-2000 м, верхняя граница до 4000 м. От Орши до цели и над целью с 01.00 - 02.00 облачность 9-10 баллов, мощно кучевая и кучево-дождевая, высотой 1000-1500 м, верхняя граница отдельных шапок до 5-6 км. Грозы, в облаках дождь, видимость 7-10 км. Севернее маршрута погода лучше. На обратном пути погода без изменений.
ВЫВОД: Из-за плохих метеоусловий вылетавшие корабли боевое задание не выполнили.
Дата размещения на сайте 15.08.2016 г.
Источники
- Фото и документы из архива Олега Лисачева
<< | >> События, факты.
15 08 2016.
Литовские города имеют правильные названия Тельшиай (Тельшай), Таураге.
|