Авиация Второй мировой
На главную   Поиск на сайте
 
Документы штаба 746 АП ДД 432 АП ДД 1941 г. 746 АП ДД 1942 г. 746 АП ДД 1943 г. 45 АД ДД 81 АД ДД 1941 г. 45 АД ДД 1942 г. 45 АД ДД 1944 г.

Боевой вылет по порту Рига

1 августа 1944 г.

<< | >> События, факты.

1-е августа 1944 года.

1. Обстановка в районе действия дивизии.

В районе цели Рига ожидается 6 батарей крупного и среднего калибров, 35 прожекторов. Огневые позиции ЗА и прожекторов располагались на юго-восточной, северо-западной окраинах города. По шоссе Митава-Рига располагалось до 50 прожекторов, группами по 2-3 прожектора. Над городом отмечено патрулирование истребителей. На аэродроме Рига базируются: 14 отряд 55 бомбоэскадры, 3 отряд 22 разведгруппы, одна группа 101 бомбоэскадры, 3 отряд 54 группы ночных разведчиков. (Данные штаба АДД от 21-23.7.44 г.)

2. Боевой состав дивизии.

25 Гв. АП исправных самолетов Пе-8 - 13, планировалось - 9.

экипажей - Пе-8 - 12

890 АП исправных самолетов Пе-8 - 4, планировались все.

экипажей - Пе-8 - 5

Самолетам Б-25 из-за отсутствия бензина задача не ставилась.

3. Задача дивизии.

В ночь с 1.8 на 2.8 1944 г. Уничтожать суда и портовые сооружения в порту Рига.

4. Командир АД решил:

Взлет произвести:

25 Гв. АП 22.00 - 22.16

890 АП 22.18 - 22.25

Удар - для обоих АП в период 00.50 - 01.00.

Высоты бомбардирования:

25 Гв. АП от 5000 и выше через 100 м

890 АП от 5250 для каждого корабля.

Минимальная высота бомбардирования 4000 м.

Бомбовая нагрузка: 25 Гв АП 6-8 ФАБ-2000, 6-8 ФАБ-1000, 24 ЗАБ-100 цк, остальные ФАБ-500 и 250.

890 АП 3-4 ФАБ-2000, 2-4 ФАБ-1000, 2-4 ЗАБ-100 цк, остальные ФАБ-250 и 500.

Маршрут: ИПМ (Рославль), Полоцк, цель, Полоцк, КПМ (Рославль).

Заход на цель с северной северо-восточной четверти, уход с левым разворотом.

Точка прицеливания - центр экспорт гавани (квадрат Г-2 юго-восточная четверть по плану по цели города Рига).

890 АП выслать самолет Б-25 для разведки погоды по маршруту: Олсуфьево, Рославль, Полоцк, Двинск, Полоцк, Рославль, Олсуфьево. Взлет 19.30.

5. Общая характеристика действия дивизии.

В ночь дивизия произвела один боевой вылет. На боевое задание вылетало 11 самолетов Пе-8 и 1 самолет Б-25 (разведчик погоды).

9 самолетов бомбардировали цель, (включая не возвратившийся).

Корабль 890 АП № 421011 (Черниченко-Малыхин) из-за отказа мотора задание не выполнил, сел вынужденно в районе Полоцк.

Корабль 25 Гв. АП № 42312 (Бездольный - Буряк) боевое задание не выполнил из-за отказа мотора, возвратился с маршрута и сел на своем аэродроме без бомб.

С боевого задания не возвратился корабль 25 Гв. АП № 42512 (Грязнов-Эйрамджан). На своем аэродроме село 9 самолетов Пе-8 и 1 самолет Б-25. Боевой налет 59 часов 27 минут.

6. Ход выполнения боевой задачи

17.30 из АДД получено боевое распоряжение о действии по порту Рига.

18.40-19.00 боевое распоряжение доведено до частей.

Корабли взлетели на задание, в основном, своевременно в период 22.00 - 22.29.

Все корабли установили связь с землей и проходили нормально до рубежа Полоцк.

Цель бомбардировалась в период 00.50 - 01.00 с высот 4800 - 6400 м.

На цель сброшено 76 бомб, весом 29 т 560 кг.

В результате среди зданий порта возникло 7 пожаров и один взрыв. Из них: 3 крупных пожара среди служебных зданий экспорт - гавани и один крупный пожар среди зданий в порту 200-300 м юго-восточнее городской электростанции.

7. ПВО

Цель прикрывалась интенсивным огнем 6-7 батарей ЗА крупного и среднего калибров, 30 орудиями МЗА при работе 40 прожекторов. Огонь ЗА прицельный, разрывы точно на высоте полета.

Два самолета Пе-8 имели осколочные пробоины от осколков снарядов ЗА.

При отходе от целив 01.10 - 01.13 на высоте 5200 м один корабль был атакован истребителем противника (не установленного типа), который произвел 3 захода, но встреченный огнем корабля отвалил.

8. Потери.

С боевого задания не возвратился корабль 25 Гв. АП № 42512, летчик гвардии капитан Грязнов, штурман корабля мл. лейтенант Эйрамджан.:

Предположительно корабль сбит над целью огнем ЗА.

Последняя радиосвязь была в 23.51 - донес о проходе Полоцк.

В 01.13 - 01.15 при отходе от цели экипажи наблюдали самолет, схваченный в лучи прожекторов, по которому велся интенсивный огонь ЗА. Самолет загорелся и упал на землю северо-восточнее цели - взорвался.

Из состава экипажа не возвратились в свою часть:

Командир корабля гвардии-капитан Грязнов И.В.

Второй летчик гвардии ст. лейтенант Полугаев В.И.

Штурман гвардии-мл. лейтенант Эйрамджан Л.А.

Стр. бомбардир гвардии старшина Синица М.А.

Радист гв. старшина Саблин В.Л.

Борттехник гвардии инж. капитан Дмитриев С.Н.

Пом. борттехника гв. ст. техник л-нт Ридченко К.Д.

В/стрелок гвардии сержант Завозин В.Т.

В/стрелок гвардии ст. сержант Евтеев В.И.

В/стрелок гвардии ст. сержант Крюков-Макаров Н.В.

В/стрелок гвардии сержант Николайченко И.Я.

9. Погода:

До Днепра облачность двухслойная 7-9 баллов, высота 1000-1500 метров, верхняя граница до 3000 м. От Днепра до цели малооблачно. Слева стена облачности.

Над целью с 00.50 до 01.10 облачность 2-5 баллов на высоте 3000-3500 м, густые дымки. Видимость 4-2 км. На обратном пути погода без изменений.

Вывод:

Боевое задание 25 Гв. и 890 АП выполнено ХОРОШО.

Дата размещения на сайте 19.08.2016 г.

Источники

  • Фото и документы из архива Олега Лисачева

<< | >> События, факты.

18 08 2016.

Вторая подряд катастрофа самолета Пе-8, в часть никто не возвратился.

11 09 2016.

К сожалению, инициалы воздушных стрелков и звания по ссылке на документе, размещенном ранее, где Ф И О указано полностью, и в нашем разнятся, однако приводятся в том виде, как напечатано, ибо в данном случае мы приводим отчет, напечатанный в 1944 году.
Вероятно, погибший воздушный стрелок - Николайченко Василий Яковлевич, а Завозин Василий Тимофеевич к моменту гибели уже был повышен в звании до старшего сержанта.
Размещенный выше оригинал документа позволяет обнаружить ошибки.
Также обращаем Ваше внимание, что в большинстве случаев мы по возможности стараемся давать ссылку на оригинал документа, дабы избежать ошибок и будем делать это впредь.

Оригинал текста
--
Вячеслав

13 09 2016.

Приказ об исключении экипажа из списков части подписан 17-м августа, к этому времени, вероятно, был уже подписан приказ о присвоении двум воздушным стрелкам звания старшего сержанта. Инициалы Николайченко записаны с ошибкой, или с ошибкой записан документ от 17 августа?

ОБД-Мемориал дает на этот вопрос однозначный ответ. Николайченко Василий Яковлевич, 1922 г. рождения, уроженец поселка Чеховка Восточно-Сибирского края, гв. старший сержант, член ВКП(б) с 1944 г., пропал без вести с 1 на 2 августа.

Заметьте, и даже, когда экипажи видели охваченный пламенем самолет, упавший на землю и взорвавшийся, член экипажа считается пропавшим без вести.
Это совсем другая категория, а значит жена погибшего солдата не будет получать пенсию за потерю кормильца...
--
Вячеслав

28 05 2019.

Мой прадед был командиром этого самолета, он остался жив, попал в плен, бежал оттуда. А затем его посадили после войны очень надолго, профессиональная карьера его закончилась после этого вылета
--
fazzia

11 02 2020.

К сожалению, приславший пост "правнук - fazzia" не отозвался. По документам ОБД к/к Грязнов Иван Васильевич, как и весь экипаж - пропал без вести. Никаких данных о пленении и освобождении в ОБД нет.

obd-memorial.ru/html/info.htm?id=4696672 источник донесения: ЦАМО

obd-memorial.ru к/к Пе-8 42512
1 | Грязнов Иван Васильевич | гвардии капитан | командир корабля | 1911 г.р. | Не вернулся с б/задания в ночь с 01 на 02 августа 1944 г.
2 | Полугаев Виктор Иванович| гвардии ст. л-т | летчик | 1911 г.р. | -//-
3 | Эйрамджан Левон Артаваздавич| гвардии мл. л-т | штурман корабля | 1919 г.р. | -//-
obd-memorial.ru экипаж Пе-8 42512
4 | Синица Михаил Алексеевич | гвардии мл. л-т | бомбардир | 1922 г. р. | Не вернулся с б/задания в ночь 01 на 02 августа 1944 г.
5 | Дмитриев Семен Николаевич | гвардии инж. капитан | страший техник бортовой | 1913 г.р. | -//-
6 | Ридченко Константин Дмитриевич | гвардии ст. т/л-т | пом. борт. техника | 1916 г.р. | -//-
obd-memorial.ru экипаж Пе-8 42512
7 | Саблин Василий Лазаревич | гвардии старшина | воздушный стр. радист | 1919 г.р. | -//-
8 | Николайченко Василий Яковлевич | гв. старший сержант | в/стрелок | 1922 г.р. | -//-
9 | Завозин Василий Тимофеевич | гв. старший сержант | в/стрелок | 1912 г.р. | -//-
10 | Евтеев Владимир Иванович | гв. старший сержант | в/стрелок | 1917 г.р. | -//-
11 | Крюков-Макаров Николай Васильевич | гв. старший сержант | в/стрелок | 1914 г.р. | -//-
--
Вячеслав

12 02 2020.

Отсюда окончательный вывод, путаница с инициалами Николайченко, не более, чем техническая опечатка 1944 года. С двух разных источников имеем абсолютно одинаковые списки погибших.

--
Вячеслав

05 01 2022.

Жаль, что "правнук - fazzia" не отозвался!
Командир Грязнов Иван Васильевич, действительно остался жив, и попал в плен.
Вот Документ -
https://pamyat-naroda.ru/heroes/memorial-chelovek_dopolnitelnoe_donesenie76052124
А вот остальные слова "правнука - fazzia" ставит под сомнение вот эта УПК -
https://pamyat-naroda.ru/heroes/kld-card_uchet_officer3586614
Воинское звание: майор
Дата окончания службы: 28.02.1955г.
Как-то очередное (пропал без вести в звании гвардии капитан) звание, и дата окончания службы ставят под сомнение слова "правнука - fazzia" "посадили после войны очень надолго"!
Таким образом, можно предположить, что и у остальных членов экипажа судьба могла сложиться подобным образом. Или, как минимум, утверждать, что все "пропавшие без вести" из экипажа Грязнова погибли - нельзя.

--
Pavel_T

22 11 2022.

Добрый день. Грязнов Иван Васильевич - мой прадедушка. Правнук, который до этого написал, его правнучка, моя сестра.
Наш прадед действительно был в плену, из которого он бежал, с ним бежали ещё один советский офицер, фамилию не знаю, и французский лётчик российского происхождения Константин Фельдзер (личность довольно неординарная и даже известная в какой-то степени), прадед ездил позже на Украину на встречу с ним, сидел прадед наш, сидел, вернее, валил лес где-то в лагерях, могу у папы поинтересоваться, где именно и сколько, подозреваю, что амнистировали после смерти Сталина, а, может, и по полной.
-- Наталья

Riga, 1944
Форум

©AirPages
2003-