Боевой вылет по порту Рига
1 августа 1944 г.
<< | >> События, факты.
1-е августа 1944 года.
1. Обстановка в районе действия дивизии.
В районе цели Рига ожидается 6 батарей крупного и среднего калибров, 35 прожекторов. Огневые позиции ЗА и прожекторов располагались на юго-восточной, северо-западной окраинах города. По шоссе Митава-Рига располагалось до 50 прожекторов, группами по 2-3 прожектора. Над городом отмечено патрулирование истребителей. На аэродроме Рига базируются: 14 отряд 55 бомбоэскадры, 3 отряд 22 разведгруппы, одна группа 101 бомбоэскадры, 3 отряд 54 группы ночных разведчиков. (Данные штаба АДД от 21-23.7.44 г.)
2. Боевой состав дивизии.
25 Гв. АП исправных самолетов Пе-8 - 13, планировалось - 9.
экипажей - Пе-8 - 12
890 АП исправных самолетов Пе-8 - 4, планировались все.
экипажей - Пе-8 - 5
Самолетам Б-25 из-за отсутствия бензина задача не ставилась.
3. Задача дивизии.
В ночь с 1.8 на 2.8 1944 г. Уничтожать суда и портовые сооружения в порту Рига.
4. Командир АД решил:
Взлет произвести:
25 Гв. АП 22.00 - 22.16
890 АП 22.18 - 22.25
Удар - для обоих АП в период 00.50 - 01.00.
Высоты бомбардирования:
25 Гв. АП от 5000 и выше через 100 м
890 АП от 5250 для каждого корабля.
Минимальная высота бомбардирования 4000 м.
Бомбовая нагрузка: 25 Гв АП 6-8 ФАБ-2000, 6-8 ФАБ-1000, 24 ЗАБ-100 цк, остальные ФАБ-500 и 250.
890 АП 3-4 ФАБ-2000, 2-4 ФАБ-1000, 2-4 ЗАБ-100 цк, остальные ФАБ-250 и 500.
Маршрут: ИПМ (Рославль), Полоцк, цель, Полоцк, КПМ (Рославль).
Заход на цель с северной северо-восточной четверти, уход с левым разворотом.
Точка прицеливания - центр экспорт гавани (квадрат Г-2 юго-восточная четверть по плану по цели города Рига).
890 АП выслать самолет Б-25 для разведки погоды по маршруту: Олсуфьево, Рославль, Полоцк, Двинск, Полоцк, Рославль, Олсуфьево. Взлет 19.30.
5. Общая характеристика действия дивизии.
В ночь дивизия произвела один боевой вылет. На боевое задание вылетало 11 самолетов Пе-8 и 1 самолет Б-25 (разведчик погоды).
9 самолетов бомбардировали цель, (включая не возвратившийся).
Корабль 890 АП № 421011 (Черниченко-Малыхин) из-за отказа мотора задание не выполнил, сел вынужденно в районе Полоцк.
Корабль 25 Гв. АП № 42312 (Бездольный - Буряк) боевое задание не выполнил из-за отказа мотора, возвратился с маршрута и сел на своем аэродроме без бомб.
С боевого задания не возвратился корабль 25 Гв. АП № 42512 (Грязнов-Эйрамджан). На своем аэродроме село 9 самолетов Пе-8 и 1 самолет Б-25. Боевой налет 59 часов 27 минут.
6. Ход выполнения боевой задачи
17.30 из АДД получено боевое распоряжение о действии по порту Рига.
18.40-19.00 боевое распоряжение доведено до частей.
Корабли взлетели на задание, в основном, своевременно в период 22.00 - 22.29.
Все корабли установили связь с землей и проходили нормально до рубежа Полоцк.
Цель бомбардировалась в период 00.50 - 01.00 с высот 4800 - 6400 м.
На цель сброшено 76 бомб, весом 29 т 560 кг.
В результате среди зданий порта возникло 7 пожаров и один взрыв. Из них: 3 крупных пожара среди служебных зданий экспорт - гавани и один крупный пожар среди зданий в порту 200-300 м юго-восточнее городской электростанции.
7. ПВО
Цель прикрывалась интенсивным огнем 6-7 батарей ЗА крупного и среднего калибров, 30 орудиями МЗА при работе 40 прожекторов. Огонь ЗА прицельный, разрывы точно на высоте полета.
Два самолета Пе-8 имели осколочные пробоины от осколков снарядов ЗА.
При отходе от целив 01.10 - 01.13 на высоте 5200 м один корабль был атакован истребителем противника (не установленного типа), который произвел 3 захода, но встреченный огнем корабля отвалил.
8. Потери.
С боевого задания не возвратился корабль 25 Гв. АП № 42512, летчик гвардии капитан Грязнов, штурман корабля мл. лейтенант Эйрамджан.:
Предположительно корабль сбит над целью огнем ЗА.
Последняя радиосвязь была в 23.51 - донес о проходе Полоцк.
В 01.13 - 01.15 при отходе от цели экипажи наблюдали самолет, схваченный в лучи прожекторов, по которому велся интенсивный огонь ЗА. Самолет загорелся и упал на землю северо-восточнее цели - взорвался.
Из состава экипажа не возвратились в свою часть:
Командир корабля гвардии-капитан Грязнов И.В.
Второй летчик гвардии ст. лейтенант Полугаев В.И.
Штурман гвардии-мл. лейтенант Эйрамджан Л.А.
Стр. бомбардир гвардии старшина Синица М.А.
Радист гв. старшина Саблин В.Л.
Борттехник гвардии инж. капитан Дмитриев С.Н.
Пом. борттехника гв. ст. техник л-нт Ридченко К.Д.
В/стрелок гвардии сержант Завозин В.Т.
В/стрелок гвардии ст. сержант Евтеев В.И.
В/стрелок гвардии ст. сержант Крюков-Макаров Н.В.
В/стрелок гвардии сержант Николайченко И.Я.
9. Погода:
До Днепра облачность двухслойная 7-9 баллов, высота 1000-1500 метров, верхняя граница до 3000 м. От Днепра до цели малооблачно. Слева стена облачности.
Над целью с 00.50 до 01.10 облачность 2-5 баллов на высоте 3000-3500 м, густые дымки. Видимость 4-2 км. На обратном пути погода без изменений.
Вывод:
Боевое задание 25 Гв. и 890 АП выполнено ХОРОШО.
Дата размещения на сайте 19.08.2016 г.
Источники
- Фото и документы из архива Олега Лисачева
<< | >> События, факты.
18 08 2016.
Вторая подряд катастрофа самолета Пе-8, в часть никто не возвратился.
11 09 2016.
К сожалению, инициалы воздушных стрелков и звания по ссылке на документе, размещенном ранее, где Ф И О указано полностью, и в нашем разнятся, однако приводятся в том виде, как напечатано, ибо в данном случае мы приводим отчет, напечатанный в 1944 году.
Вероятно, погибший воздушный стрелок - Николайченко Василий Яковлевич, а Завозин Василий Тимофеевич к моменту гибели уже был повышен в звании до старшего сержанта.
Размещенный выше оригинал документа позволяет обнаружить ошибки.
Также обращаем Ваше внимание, что в большинстве случаев мы по возможности стараемся давать ссылку на оригинал документа, дабы избежать ошибок и будем делать это впредь.
Оригинал текста
--
Вячеслав
13 09 2016.
Приказ об исключении экипажа из списков части подписан 17-м августа, к этому времени, вероятно, был уже подписан приказ о присвоении двум воздушным стрелкам звания старшего сержанта. Инициалы Николайченко записаны с ошибкой, или с ошибкой записан документ от 17 августа?
ОБД-Мемориал дает на этот вопрос однозначный ответ. Николайченко Василий Яковлевич, 1922 г. рождения, уроженец поселка Чеховка Восточно-Сибирского края, гв. старший сержант, член ВКП(б) с 1944 г., пропал без вести с 1 на 2 августа.
Заметьте, и даже, когда экипажи видели охваченный пламенем самолет, упавший на землю и взорвавшийся, член экипажа считается пропавшим без вести.
Это совсем другая категория, а значит жена погибшего солдата не будет получать пенсию за потерю кормильца...
--
Вячеслав
28 05 2019.
Мой прадед был командиром этого самолета, он остался жив, попал в плен, бежал оттуда. А затем его посадили после войны очень надолго, профессиональная карьера его закончилась после этого вылета
--
fazzia
11 02 2020.
К сожалению, приславший пост "правнук - fazzia" не отозвался. По документам ОБД к/к Грязнов Иван Васильевич, как и весь экипаж - пропал без вести. Никаких данных о пленении и освобождении в ОБД нет.
obd-memorial.ru/html/info.htm?id=4696672 источник донесения: ЦАМО
obd-memorial.ru к/к Пе-8 42512
1 | Грязнов Иван Васильевич | гвардии капитан | командир корабля | 1911 г.р. | Не вернулся с б/задания в ночь с 01 на 02 августа 1944 г.
2 | Полугаев Виктор Иванович| гвардии ст. л-т | летчик | 1911 г.р. | -//-
3 | Эйрамджан Левон Артаваздавич| гвардии мл. л-т | штурман корабля | 1919 г.р. | -//-
obd-memorial.ru экипаж Пе-8 42512
4 | Синица Михаил Алексеевич | гвардии мл. л-т | бомбардир | 1922 г. р. | Не вернулся с б/задания в ночь 01 на 02 августа 1944 г.
5 | Дмитриев Семен Николаевич | гвардии инж. капитан | страший техник бортовой | 1913 г.р. | -//-
6 | Ридченко Константин Дмитриевич | гвардии ст. т/л-т | пом. борт. техника | 1916 г.р. | -//-
obd-memorial.ru экипаж Пе-8 42512
7 | Саблин Василий Лазаревич | гвардии старшина | воздушный стр. радист | 1919 г.р. | -//-
8 | Николайченко Василий Яковлевич | гв. старший сержант | в/стрелок | 1922 г.р. | -//-
9 | Завозин Василий Тимофеевич | гв. старший сержант | в/стрелок | 1912 г.р. | -//-
10 | Евтеев Владимир Иванович | гв. старший сержант | в/стрелок | 1917 г.р. | -//-
11 | Крюков-Макаров Николай Васильевич | гв. старший сержант | в/стрелок | 1914 г.р. | -//-
--
Вячеслав
12 02 2020.
Отсюда окончательный вывод, путаница с инициалами Николайченко, не более, чем техническая опечатка 1944 года. С двух разных источников имеем абсолютно одинаковые списки погибших.
--
Вячеслав
05 01 2022.
Жаль, что "правнук - fazzia" не отозвался!
Командир Грязнов Иван Васильевич, действительно остался жив, и попал в плен.
Вот Документ -
https://pamyat-naroda.ru/heroes/memorial-chelovek_dopolnitelnoe_donesenie76052124
А вот остальные слова "правнука - fazzia" ставит под сомнение вот эта УПК -
https://pamyat-naroda.ru/heroes/kld-card_uchet_officer3586614
Воинское звание: майор
Дата окончания службы: 28.02.1955г.
Как-то очередное (пропал без вести в звании гвардии капитан) звание, и дата окончания службы ставят под сомнение слова "правнука - fazzia" "посадили после войны очень надолго"!
Таким образом, можно предположить, что и у остальных членов экипажа судьба могла сложиться подобным образом. Или, как минимум, утверждать, что все "пропавшие без вести" из экипажа Грязнова погибли - нельзя.
--
Pavel_T
22 11 2022.
Добрый день. Грязнов Иван Васильевич - мой прадедушка. Правнук, который до этого написал, его правнучка, моя сестра.
Наш прадед действительно был в плену, из которого он бежал, с ним бежали ещё один советский офицер, фамилию не знаю, и французский лётчик российского происхождения Константин Фельдзер (личность довольно неординарная и даже известная в какой-то степени), прадед ездил позже на Украину на встречу с ним, сидел прадед наш, сидел, вернее, валил лес где-то в лагерях, могу у папы поинтересоваться, где именно и сколько, подозреваю, что амнистировали после смерти Сталина, а, может, и по полной.
--
Наталья
|