Налеты по порту Виндава
16 и 22 октября 1944 г.
<< | >>
16-го октября 1944 года.
1. Обстановка в районе действия дивизии.
Порт и город Виндава прикрывался огнем ЗА среднего калибра до 6 батарей при работе 4 прожекторов (данные штаба АДД от 10.9.44 г.). По данным штаба ВВС КА от 13.10.44 г. на аэродроме Виндава отмечено до 43 самолетов, из них 24 ФВ-190.
2. Боевой состав дивизии самолетов Б-25.
890 АП исправных самолетов - 11, планировалось для боя - 10.
362 АП исправных самолетов - 19, планировалось для боя - 16
Ночных экипажей, летавших в простых метеоусловиях:
890 АП - 13
362 АП - 17.
3. Задача дивизии.
В ночь с 16 на 17.10 1944 г. дивизия действует по судам, стоящим под погрузкой в порту Виндава.
4. Командир АД РЕШИЛ:
890 и 362 АП самолетами Б-25 в ночь с 16 на 17.10.44 г. уничтожать суда, стоящие под погрузкой в порту Виндава. Точка прицеливания - суда, стоящие под погрузкой у складов порта.
Маршрут: Балбасово, Двинск, цель, Двинск, Балбасово.
Заход на цель с юга, уход с правым разворотом.
Взлет: 890 АП 18.00-18.08
362 АП 18.09 - 18.20
Удар для обоих полков в период 20.10 - 20.20.
Высоты бомбардирования для всех самолетов 3500-3700 м.
Минимальная высота бомбардирования - 2000 м.
Запасная цель порт Виндава, высота бомбометания та-же, что и по основной. Бомбовая нагрузка: ФАБ-500, 250 и САБ-100.
Командирам АП организовать подсвет цели из расчета на каждые три самолета иметь один осветитель.
5. Общая характеристика действия дивизии.
В ночь дивизия произвела один боевой вылет. На задание вылетало 24 самолета Б-25, из них: 23 самолета на бомбометание цели, один на разведку погоды. Из вылетавших на цель 21 самолет бомбардировал цель, два самолета из-за неисправности материальной части задание не выполнили, с маршрута возвратились, бомбы сбросили на своей территории, после чего произвели посадку на своем аэродроме благополучно. На свой аэродром возвратились 23 самолета Б-25. Последний произвел посадку в 23.00.
С боевого задания не возвратился один самолет Б-25. Общий боевой налет 96 часов 09 минут.
6. Ход выполнения боевой задачи.
9.00 из штаба АДД получено предварительное распоряжение быть в готовности действовать по судам, стоящим под погрузкой в порту Виндава.
10.00 предварительное боевое распоряжение доведено до частей.
14.50 - 15.00 частям вручено письменное боевое распоряжение о действии по порту Виндава. Вылет на задание начался в 18.03 и закончился в 18.21. Все корабли после взлета установили связь, которая проходила нормально в течение всего полета.
Основную цель период 20.10 - 20.22 с высот 2500 - 3900 м бомбардировал 21 самолет. На цель сброшено 84 бомбы, весом 28 т 770 кг. В результате бомбардирования возникло 5 пожаров и 2 взрыва. Пожары наблюдались среди мастерских и в портовых складах. По донесению экипажей и контролеров цель была видна отчетливо, бомбардировалась прицельно и интенсивно.
7. ПВО
Цель прикрывалась огнем 12 орудий ЗА крупного и среднего калибров, 6 орудий МЗА, огонь велся прицельно. Разрывы снарядов давали шапки черного дыма без пламени. Один самолет получил пробоину от осколков снаряда.
Южнее цели 6-8 км работали 8 прожекторов. В районе цели патрулировали истребители противника типа Ме-109. Атака производилась сзади-снизу с дистанции 200-300 м, после открытия огня воздушными стрелками - истребитель отошел.
В 20.22 над целью экипажи наблюдали воздушный бой и загоревшийся самолет.
8. Боевая потеря
С боевого задания не возвратился самолет Б-25 362 АП № 33834, летчик лейтенант Болдырев, штурман корабля лейтенант Силин.
В 19.16 при полете к цели экипаж донес о проходе ж. д. Вильно-Двинск.
В 20.06 радист донес - "занят иду на пулемет", после этого самолет на связи не появлялся. Предположительно самолет над целью сбит истребителем противника. О судьбе экипажа ничего не известно.
9. Погода
Начало и конец маршрута и район цели - малооблачно. Середина маршрута облачность 10 баллов, высота верхней границы 2000 - 2500 м. Видимость 6-10 км.
Вывод:
Боевое задание 890 и 362 АП выполнено хорошо.
22-го октября 1944 года.
1. Обстановка в районе действия дивизии.
Обстановка в районе действия дивизии та-же, что и при боевом вылете в ночь на 17.10.44 г.
2. Боевой состав дивизии самолетов Б-25.
890 АП исправных самолетов - 9, в бой планировалось - 9.
362 АП исправных самолетов - 17, в бой планировалось -13.
Ночных экипажей, летающих в простых метеоусловиях:
890 АП - 13
362 АП - 16.
3. Задача дивизии.
В ночь на 23.10 1944 г. бомбардировать порт Виндава.
4. Командир АД принял РЕШЕНИЕ:
890 и 362 АП самолетами Б-25 бомбардировать порт Виндава.
Точка прицеливания - центр портовых складов (объект № 8 по плану цели 10.000). Размер цели 400 х 1200 м.
Маршрут: Балбасово, Поневеж, цель, Поневеж, Балбасово.
Взлет: 362 АП 17.45 - 17.55
890 АП - 17.56 - 18.05
Удар для обоих АП в период - 20.20 - 20.30.
Высота бомбардирования для всех самолетов 3700 - 3900 м.
Запасная цель - ж. д. узел Истербург.
Высота бомбометания 3700 - 3900 м. Быть в готовности произвести повторный вылет. Готовность к повторному вылету в 01.30 23.10.44 г.
Бомбовая нагрузка прежняя. Подсвет цели в период удара дивизии организовать командиру 362 АП, с высот 3100 - 3500 м.
Командиру 890 АП подготовить два самолета Б-25 на разведку погоды. Вылет разведчика в 14.45.
5. Общая характеристика действия дивизии.
В ночь дивизия произвела один боевой вылет на бомбардирование порта Виндава. Всего произведено 21 самолетовылет, из них: 18 самолетов бомбардировали цель, 3 самолета вылетали на разведку погоды.
Все самолеты, выполнив задание, возвратились и произвели посадку благополучно на своем аэродроме. Посадка последнего самолета в 23.55.
Выполнив задание все самолеты возвратились на свой аэродром и произвели посадку благополучно в период 23.02 - 23.59.
Общий боевой налет 95 часов 36 минут.
6. Ход выполнения боевой задачи.
В 9.00 из штаба АДД получено предварительное распоряжение быть в готовности действовать по порту Виндава. Иметь ввиду возможность действовать по порту Мемель.
В 11.00 предварительное распоряжение штаба АД доведено до частей.
14.00 частям вручено письменное боевое распоряжение.
Вылет самолетов на задание начался в 17.51 и закончился в 18.04. После взлета все самолеты установили связь с землей.
Основную цель в период 20.20 - 20.30 с высот 3000 - 4000 м бомбардировали 18 самолетов.
На цель сброшено 86 бомб, весом 23 т 930 кг.
По наблюдению экипажей и контролеров все сброшенные бомбы разорвались по цели. В результате возникло 5 пожаров и два взрыва, из них: 2 пожара у объекта № 10, два пожара в западной части объекта № 8 и один пожар красного пламени на реке севернее объекта № 5, предположительно горело транспортное судно. Два взрыва возникли среди пожаров портовых складов объекта № 8.
Подсвет цели осуществлялся 3 самолетами, с высот 3300 - 3500 м.
В период удара дивизии - цель просматривалась хорошо.
По заключению контролеров цель бомбардировалась прицельно, обработана хорошо.
7. ПВО
Цель прикрывалась слабым огнем 6-8 орудий ЗА крупного и среднего калибра, 4-6 орудиями МЗА, при работе 8 прожекторов. Огонь ЗА велся прицельный но малоинтенсивный.
Отмечено патрулирование истребителей. Один наш самолет был атакован одномоторным истребителем противника. Атака отбита.
8. Потерь нет.
9. Погода
До Поневеж облачность 7-10 баллов, высота нижних 300-600 м, верхняя кромка 1500 - 2000 м, местами дождь, видимость 4-7 км. От Поневеж до цели и над целью безоблачно, видимость 4-7 км. На обратном пути погода без изменений.
Вывод:
890 и 362 АП боевое задание выполнили хорошо.
Дата размещения на сайте 04.09.2016 г.
Источники
- Фото и документы из архива Олега Лисачева
<< | >>
04 09 2016.
Виндава - современный латышский город Вентспилс
|