Экипаж |
2 |
Геометрия |
Длина самолета, м |
11,10 |
Размах крыла, м |
19,19 |
Площадь крыла, м² |
56,86 |
Массы, кг |
пустого самолета |
3142 |
нормальная взлетная |
5300 |
Силовая установка |
2 ПД М-100 (Hispano-Suiza 12Ybrs), мощностью, л.с. |
2 × 760 |
Лётные данные |
Максимальная скорость, км/ч |
у земли |
296 |
на высоте |
352 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
526 |
Практический потолок, м |
9170 |
Вооружение |
1 × 102-мм пушка АПК-8 (16 снарядов)
3 × 7,62-мм пулемета ШКАС |
|
Особенностью конструкции самолета являлось применение полностью гладкой обшивки с потайной клепкой, а также, наличие динамореактивной пушки АПК-8 Л.В. Курчевского. Ствол пушки, не имевшей отдачи, проходил через весь фюзеляж самолета ДИП - от носка до хвостового среза, в котором находилось ее сопло. В момент выстрела такой пушки действие газов на дно снаряда уравновешивалось действием реактивной силы, развиваемой соплом.
На основе испытаний пришли к выводу, что необходимо увеличить стабилизатор, уменьшить руль высоты, а также повысить эффективность руля поворота. Для уничтожения заваливания самолета вправо требовалось на элеронах установить триммеры. Водяные радиаторы силовой установки не обеспечивали нормального охлаждения двигателей и давали течь после каждой посадки. Кроме того, на всех возможных эксплуатационных центровках самолет был неустойчив. Уборку шасси, испытание вооружения и радиооборудования не проводили.
В заключение Акта по испытаниям указывалось: "Считать рациональным в дальнейшем использовать самолет ДИП для проведения экспериментальных и научно-исследовательских работ, предварительно устранив указанные в отчете недостатки". После прекращения работ по пушке АПК-8 надобность в самолете отпала, и его сняли с заводских испытаний. Распоряжение о прекращении работ по самолету ДИП было получено 28 марта 1936 г.
Источники
- Двухместный истребитель пушечный /Николай Гордюков./
- Самолеты для пушек Курчевского /Михаил Маслов/
- Самолеты ОКБ А.Н. Туполева /Владимир Ригмант/
27 10 2020.
15 мая 1935 года. При катастрофе "Максима Горького" погибло 11 членов экипажа и 36 пассажиров из числа работников ЦАГИ и их семей. Катастрофа произошла при выполнении Николаем Благиным третей полубочки вокруг крыла АНТ-20. Его И-5 врезался в тандемную двигательную установку самолета-гиганта. Разрушение его обломками хвостового оперения и правого полукрыла АНТ-20 и привело к катастрофе. Николай Павлович Благин похоронен вместе со всеми погибщими в катастрофе, членам его семьи выплачено единовременное пособие и назначена пенсия.
Из письма руководителя НКВД Г.Г. Ягоды Сталину от 14 июня 1935-го: "... Нами привлечены к уголовной ответственности работники кинофабрики военно-учебных фильмов Ряжский В.Г. и Пуллин А.А., виновные в том, что, не имея никакого разрешения, договорились с Благиным о производстве им для киносъемки фигур высшего пилотажа, что явилось прямой причиной гибели самолета "Максим Горький."
05 11 2020.
АНТ-20 бис реально строился чисто как гражданская машина. После ареста Туполева самолет получил "нейтральное" обозначение ПС-124 и разрабатывался прибывшим в Казань И.Ф. Незвалем.
На ПС-124 установили шесть моторов М-34ФРНВ. По документам, их номинальная мощность равнялась 1050 л.с. при максимальной 1200 л.с. Правда, пишут, что реально номинальная мощность не превышала 1000 л.с. Архаичные деревянные пропеллеры "Максима" заменили на трехлопастные металлические винты изменяемого шага ВИШ-4 диаметром 4,1 м, втулки которых закрыли коками.
Пассажирский Самолет ПС-124 рассчитывался на перевозку 60 пассажиров. В фюзеляже размещались три салона. Шестимоторный гигант передали Московскому управлению ГВФ. С осени 1939 г. ПС-124 совершал регулярные рейсы на линии Москва - Харьков - Ростов-на-Дону - Минеральные Воды.
05 11 2020.
В ноябре 1941 г. немцы уже подходили к Москве. Летать на медлительном и неуклюжем гиганте в районе, где вовсю шныряли "мессершмитты", казалось явным самоубийством. И ПС-124 отправили подальше от фронта, в Среднюю Азию. Он вошел в состав Узбекского управления ГВФ и обосновался в Ташкенте. Машину использовали на линиях Ташкент - Чарджоу - Ургенч и Ташкент - Куйбышев (Самара). Возили не столько людей, сколько различные грузы.
В Узбекском управлении самолет пролетал чуть больше года. Эксплуатировался он там более интенсивно, чем ранее. Средний месячный налет почти вдвое превышал достигнутый в Московском управлении. На борт брали намного больше пассажиров, чем предусматривалось конструкцией. Как их размещали - не очень понятно, то ли поставили дополнительные кресла, то ли просто сажали на пол в проходах и коридорах.
12 декабря 1942 г. ПС-124 прилетел из Ургенча в Чарджоу, доставив 85 пассажиров и 1925 кг груза. Через два дня машина продолжила путь в Ташкент. На борту находились 26 пассажиров и груз. Не долетев 90 км до Ташкента, гигант вдруг начал снижаться. Снижение сначала было плавным, но угол постепенно нарастал. Кончилось тем, что ПС-124 вошел в пикирование и врезался в землю. Все пассажиры и десять человек экипажа погибли.
Расследование выявило, что в момент катастрофы квс Говяз в пилотской кабине отсутствовал. В его кресле сидел летчик Козлов, не входивший в состав экипажа и летевший пассажиром. Говяз разрешил ему "порулить". За ним должен был присматривать второй пилот Тропков. Причиной перехода самолета на пикирование явилось то, что Козлов намеренно или случайно включил электропривод перемещения стабилизатора на пикирование, выключатель которого находился на подлокотнике. Второй пилот или не заметил, что сделал Козлов, или не успел среагировать.
Так погиб дублер АНТ-20, наследник "Максима Горького", закончив линию тихоходных многомоторных гофрированных гигантов в нашей стране.
|