Авиация Второй мировой

Home English

ДИ-8 (АНТ-46)

Дальний истребитель

ОКБ Туполева

АНТ-46 (ДИ-8)

АНТ-46 (ДИ-8) - тяжелый дальний истребитель (по тогдашней терминологии - "летающий крейсер") был создан на основе среднего бомбардировщика СБ (АНТ-40).

Цельнометаллическая конструкция ДИ-8 была во многом сходной и была уже хорошо отработана и доведена до приемлемой надежности летными испытаниями, правда, с моторами водяного охлаждения. В отличие от СБ на ДИ-8 устанавливались две динамореактивные пушки АПК-4 калибра 76,2 мм, которые разработало управление специальных работ (УСР НКТП). Установленные в отъемных частях крыла с проходом стволов через обшивку передней кромки и выхлопных труб с диффузорами над ребром обтекания крыла сквозь его верхнюю обшивку. Боезапас каждого орудия составлял 15 снарядов.

В центроплане крыла у правого борта фюзеляжа установили третью огневую точку - пулемет ШКАС с запасом 800 патронов. Отличия коснулись и оборонительного вооружения. В носовой кабине штурмана-бомбардира взамен спарки пулеметов ШКАС появился один подвижный крупнокалиберный пулемет ШВАК 12,7 мм. В хвостовой части фюзеляжа оружие осталось как на СБ - верхний турельный ШКАС на подвижной установке ТУР-9 и нижний люковый пулемет той же системы.

Кроме того, для защиты задней полусферы, у границ зализов стыка крыла и фюзеляжа чуть выше задней кромки центроплана устроили амбразуры двух неподвижных пулеметов ШКАС. Ведение огня из них должно было производиться при заходе вражеского истребителя точно в хвост. Направляемые самолетом и нацеливаемые с помощью перископа заднего обзора, эти ШКАСы представляли бы для неприятеля полную неожиданность. При отражении атаки противника со столь строгого ракурса, результативная стрельба из турельной и люковой установок была бы затруднена, и наличие неподвижных пулеметов в центроплане, значительно усложнило бы условия нападения с задней полусферы.

Состав бомбардировочного вооружения по сравнению с СБ уменьшили. В зоне центра тяжести самолета оставили вертикальный бомбовый отсек. Задний фюзеляжный и центропланные отсеки не использовались и были задраены. Общий вес бомб не превышал 250 кг, что соответствовало TTT, предъявляемым к "летающему крейсеру".

Компоновочная схема АНТ-46 (ДИ-8)

Конструкция ДИ-8 - металлическая, клепанная из дюралюминия. Фюзеляж стыковался из трех частей. В передней части за лобовым, прозрачным колпаком было устроено рабочее место штурмана. Его он занимал, поднявшись по лестнице через нижний люк. Этот же проем являлся аварийным для покидания самолета в воздухе.

Средняя часть фюзеляжа выполнялась заодно с центропланом крыла. В ней поместили пост управления самолетом внутри кабины летчика со сдвижным фонарем назад. Более длинный фонарь стрелка-радиста сдвигался вперед и открывал его кабину, расположенную в задней части фюзеляжа, несущей хвостовое оперение.


Характеристики АНТ-46 бис
Экипаж 3-4
Геометрия
Длина самолета, м 12,24
Размах крыла, м 20,30
Площадь крыла, м² 55,70
Массы, кг
пустого самолета 4180
нормальная взлетная 5910
Силовая установка
Мотор 2 × ПД М-34РНФ
Мощность, л.с. 2 × 1200
Лётные данные
Максимальная скорость, км/ч у земли 382
на высоте 404
Практическая дальность, км 1800
Практический потолок, м 9000

Вооружение. 2 × 76,2-мм динамореактивные пушки АПК-4 (по 15 снарядов) или 4 × 20-мм пушки ШВАК и один 7,62-мм пулемет ШКАС с запасом 800 патронов. Один подвижный 12,7-мм пулемет ШВАК. В хвостовой части фюзеляжа - верхний турельный ШКАС на подвижной установке ТУР-9 и нижний люковый пулемет той же системы. Бомбовая нагрузка до 250 кг.

Из-за снятия с плана динамореактивных пушек системы Курчевского в феврале 1936-го для дублера ДИ-8бис (АНТ-46бис) были разработаны два новых варианта наступательного вооружения. Один из них предусматривал применение нарезных пушек ШВАК (калибр 20 мм) по паре с каждой стороны крыла, в связи с чем ДИ-8бис получил новые консоли крыла.

Основные летно-тактические характеристики ДИ-8бис намечались выше данных СБ, чтобы успешно защищать бомбардировщики в полете. Для этого наметили в короткий срок установить на дальнем истребителе перспективные форсированные двигатели М-34РНФ конструкции А. А. Микулина. Однако из-за затянувшихся сроков подготовки к сдаче АНТ-46 на государственные испытания он был снят с плана, как неудавшийся. Анализ заводских испытаний вынудил заказчиков отказаться от этого "крейсера".

Фото Описание
Схема АНТ-46бис (ДИ-8) Схема АНТ-46 (ДИ-8)

Источники

  • "Летающий крейсер" Туполева /КР Ивнамин Султанов/
  • Скоростные бомбардировщики Сталина СБ и Ар-2 /Михаил Маслов/
  • История конструкций самолетов в СССР,1938-1950гг. /В.Б. Шавров/