Бе-8 "Mole"
Многоцелевой самолет-амфибия
ОКБ Бериева
Самолет-амфибия Бе-8 выходит по времени за рассматриваемый период Второй мировой войны, однако Бе-8 завершил семейство гидросамолетов, начало которому положил еще МБР-2, и мы посчитали возможным разместить краткое описание этого самолета в разделе самолетов Бериева.
Бе-8, получивший в НАТО обозначение "Моул" (Крот) - амфибия с двигателем АШ-21 в 570/700 л.с., той же схемы, что Бе-4, парасоль с крылом на тонком пилоне и коротких подкосах центроплана, но значительно больших размеров и массы. Конструкция также металлическая, с добавлением шасси, убираемого в борта лодки, и хвостового колеса, поднимаемого в лодку за вторым реданом.
Наличие убираемого шасси позволило сделать самолет многофункциональным, существенно улучшив его аэродинамику. На втором прототипе электромеханическая система уборки-выпуска шасси была заменена на гидравлическую.
В лодке - закрытая кабина летчиков и за ней - шестиместная пассажирская кабина, обе - обогреваемые от двигателя, имелось и противообледенительное устройство. Оборудование было электро-, радио-, фото-, и аэронавигационное. Управление самолетом - двойное, тросовое, управление посадочными закрылками - электромеханическое.
Назначение - амфибия связная и пассажирская. Платная нагрузка - шесть пассажиров или 400 кг груза. Вооружения никакого не было. Самолет был выпущен в 1947 г. и показал неплохие летные качества, возможные при его массе и мощности: скорость до 266 км/ч на высоте 1800 м и потолок - 5550 м. Дальность в перегрузочном варианте- до 1200 км.
На Бе-8 испытаны подводные крылья, которые разрабатывались в ЦАГИ. Два передних «крыла» и хвостовое крепились на стойках шасси вместо колес, имели выпуклый сверху профиль и очень эффективно выгоняли лодку из воды на разбеге раньше, чем на крыле самолета возникала подъемная сила, необходимая для взлета. Вместо бега на редане происходил бег на подводных крыльях, что сопровождалось значительно меньшими перегрузками при волнении.
Хотя проведенные летные эксперименты дали интересные результаты, внедрить их на серийных машинах не удалось из-за значительного усложнения конструкции гидросамолета и повышения сопротивления в воздухе и в воде. Улучшая характеристики отрыва, гидролыжи и подводные крылья отнимали значительную часть мощности, задерживая выход лодки на редан.
Всего было построено два опытных экземпляра Бе-8. Серийно не строился.
|