Авиация Второй мировой
На главную   Поиск на сайте   English
 
Люди и самолеты Люди Летчики о самолетах Алексеев Голодников Горелов Дудник Клименко Ковачевич Шварёв Летчики о Ла-7

Борис Степанович Быстрых

лётчик, командир Пе-2

28 03 1916 - 03 06 1943

Старший лейтенант, Борис Степанович Быстрых.

Герой Советского Союза. Командир звена 99-го бомбардировочного авиационного полка 270-й бомбардировочной авиационной дивизии 8-й воздушной армии Сталинградского фронта.

Борис родился на станции Мысовая (сейчас это бурятский город Бабушкин) на самом берегу Байкала. Семья Быстрых приехала сюда в 1915 году. Отец, Степан Митрофанович, был с Вятки, Мать, Ольга Афанасьевна, родилась в Пермской губернии. Глава семьи работал на строительстве Забайкальской железной дороги с 1908 года.

Большая семья жила в просторной казенной квартире, по тем временам безбедно: отец работал начальником конторы службы пути на станции Мысовая. Но в 1926 году отец умер, служебную квартиру у семьи отобрали. Пришлось перебиваться случайными заработками. Трудно было Ольге Афанасьевне Быстрых воспитывать семерых детей.

Старшая сестра Людмила, вышла замуж и уехала в Ленинград, со временем и вся семья перебралась в северную столицу.

Борис после школы устроился слесарем в авиамастерские, позже поступил в Балашовское летное училище. Окончив его, Борис Быстрых был распределен в Тюменский авиаотряд ГВФ, летая на Ш-2, перевозил пассажиров, почту и грузы, одновременно учился летать на новом двухмоторном ПС-40.

В октябре 1940 года, будучи пилотом 4 класса, был переведен в распоряжение Главного управления ВВС Красной армии и откомандирован в состав 99-го бомбардировочного авиационного полка подо Ржевом.

* * *

Уже на шестой день ВОВ в бою самолет Быстрых был поврежден, но лётчик пошел на второй бомбовой удар, добил колонну вражеской техники.

Указом Президиума ВС СССР от 11 сентября 1941 года за этот подвиг был награждён орденом Красного Знамени.

В августе 1941 года Борис Степанович получает новую машину - пикирующий бомбардировщик Пе-2, на котором в дальнейшем и воевал.

2 марта 1942 года Быстрых получил задание оборвать три пролета проводов над железной дорогой Сумы — Белополье. На бреющем полёте он разбомбил железнодорожный эшелон. Взорванный котел паровоза и ушедшие под откос вагоны решили задачу обрыва проводов телеграфной связи. Возвращаясь, был атакован шестью истребителями противника, пилоты которых требовали посадить самолёт на их аэродроме. Быстрых, пойдя на хитрость, дал согласие на посадку и на бреющем полёте ушёл от погони, приземлившись на своей базе, несмотря на серьёзные повреждения: пробоины в бензобаке, потерю левого элерона, а также несколько сотен пулевых пробоин в плоскостях и фюзеляже.

Приказом ВС Юго-Западного фронта №: 77/н от: 17.06.1942 года пилот 99-го ближнебомбардировочного авиационного полка лейтенант Быстрых был награждён орденом Ленина за 115 боевых вылетов на самолете Пе-2, участие в боях над Новгород-Северским, Конотопом, Харьковом и исключительную храбрость и лётное мастерство.

13 июля 1942 года в районе населённого пункта Ольшана Быстрых обнаружил вражеский аэродром, на котором размещалось около 130 самолётов различных типов. Невзирая на огонь зенитных орудий и истребителей противника, сумел сфотографировать аэродром. 28 июля 1942 года, проводя разведку на участке Калач — Цимлянск, самолёт Быстрых был атакован тремя немецкими истребителями, в результате чего он был подбит на расстоянии 40 километров за линией фронта. Быстрых удалось довести повреждённый самолёт до линии фронта. Когда бомбардировщик стал разваливаться в воздухе, экипаж выпрыгнул с парашютами. Во время приземления Быстрых с радистом получили сильные ушибы, а штурман погиб.

8 августа 1942 года Быстрых, выполняя разведку к югу от Калача, обнаружил немецкий аэродром, на котором размещалось около 100 самолётов, и немедленно сообщил о нём командованию.

К 1 сентября 1942 года командир звена 99-го бомбардировочного авиаполка 270-й бомбардировочной авиадивизии 8-й воздушной армии Сталинградского фронта старший лейтенант Борис Быстрых совершил 168 боевых вылетов, 35 из которых — разведывательные.

В ноябре 1942 года родным Бориса, которые жили в эвакуации в Красноярске пришло письмо: "Здравствуйте, дорогие родные! Могу вас порадовать, что ваш сын и брат - Герой Советского Союза. Приказом Верховного Совета наградили меня 5 ноября 1942 года, так что можете сами судить, как ваш сын, бывший пастух на всю деревню, теперь большой человек и как приятно носить два ордена Ленина и один Красного Боевого Знамени. Но еще приятнее, когда бомбы разносят в куски всю эту сволочь, кто нарушил нашу мирную жизнь..."

Брянская область. Над лесом скользит "пешка" - советский двухмоторный пикирующий бомбардировщик. Штурман высматривает позиции карательного отряда вермахта, который взял в кольцо отряд партизан. Полоса леса внезапно обрывается и на поляне обнаруживаются несколько бронемашин неприятеля. Машина резко клюет носом вниз, входит в управляемое пике, чтобы точно поразить цель, от подкрыльевых пилонов отделяются бомбы и летят на врага. Задание выполнено. Но и немцы яростно огрызаются, бьют по самолету из зенитных пулеметов с двух машин. Пе-2 выходит из пике на малой высоте, становясь мишенью для зенитчиков. Повреждены рули и оба мотора, ранен командир экипажа. С трудом он сажает самолет на опушке леса, но из-за кровопотери выбраться из кресла сил у него уже нет. Штурман отводит в лес, подальше от немецкого оцепления раненого радиста, а тело командира достают из самолета уже вражеские солдаты. В его планшете - документы на имя Николая Фунаева, штурмана экипажа. Под этим именем его и хоронят прямо на месте посадки самолета немцы - таковы обычаи войны. Тело летчика партизаны позже эксгумировали и перезахоронили в селе Пролысово Навлинского района Брянской области уже под настоящим именем - Борис Быстрых. А в 1975 году его прах был перезахоронен в селе Рёвны той же области.

* * *

Боевая биография Быстрых имеет много совпадений с сюжетом снятого в СССР в 1967 году художественного фильма «Хроника пикирующего бомбардировщика». В роли командира экипажа Пе-2 Сергея Архипцева (прототип Б. С. Быстрых) — Геннадий Сайфулин.

Хроника пикирующего бомбардировщика

В фильме воспроизведены те же вылеты на разведку аэродромов с их фотографированием и вызовом штурмовиков; уход от пытающихся посадить бомбардировщик истребителей противника, хитростью с пикированием и бреющим полётом над верхушками деревьев, с сотнями пробоин в самолёте после этого. И последняя посадка бомбардировщика смертельно раненым лётчиком: именно так Б. С. Быстрых погиб в июне 1943 года. Военным консультантом фильма был Герой Советского Союза генерал-майор А. А. Анпилов, который в январе−августе 1942 года был заместителем командира 99-го бомбардировочного авиационного полка, в котором служил Б. С. Быстрых.

Сейчас его имя увековечено на памятной стеле на Аллее Героев в Волгограде.

В мае 2022 года самолету авиакомпании «ЮТэйр» с регистрационным номером RA-73068 присвоено имя летчика Бориса Быстрых.

Вечная слава Героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины!

Источники

  • ОБД Мемориал
  • ЮТэир / Елена Лантранова /
Форум

©AirPages
2003-