Авиация Второй мировой

Home English

Чкалов В.П. и "И-180 "

Летчик-испытатель

2.02.1904 - 15.12.1938

Valery Chkalov

И-180 - в нескольких вариантах проектировался и строился на замену И-16, как массовый истребитель для полутораста тысяч летчиков, которые должны были быть выпущены в ближайшие годы согласно выдвинутому лозунгу. По схеме он повторял И-16, но с несколько большими размерами и мощностью и значительно более высокими летно-техническими качествами.

Самолет И-180-1 готовили к первому вылету в спешке. В первом же полете 15 декабря 1938 года, Чкалов погиб. Причиной была остановка двигателя. В тот день был мороз 24 градуса. При снижении самолета на малых оборотах двигатель переохладился, и при попытке увеличить режим заглох. Чкалов совсем немного не дотянул до ВПП.

Имеет место версия о политическом преднамеренном убийстве Чкалова. Говорят, что весной 1938 года Сталин пригласил Чкалова к себе и предложил ему совместить два поста - наркома транспорта и наркома внутренних дел. На что Чкалов ответил дипломатичным отказом, сославшись на незавершенность работы над новым самолетом. Возможно, помятуя об этом разговоре, Чкалов и отклонился от маршрута полетного задания, пролетев над ближней дачей Сталина, желая сделать ему подарок. Вероятно готовили покушение на Чкалова - для охоты, куда он собирался после полета, были приготовлены патроны, которые могли привести при стрельбе к "несчастному случаю".

Для справки: 25 ноября 1938 года указом ПВС СССР Ежов отстранен от должности наркома ВД СССР. В этот же день был назначен Берия, но указ о его назначении будет опубликован только 8 декабря.

"Принятые меры" затронули ближайшее окружение Чкалова. Были арестованы заместитель Поликарпова - ведущий конструктор Д.Томашевич, директор завода №156 Усачев и др. Самого Поликарпова от ареста спасло только то, что он отказался подписать акт готовности самолета к первому полету и ходатайство Байдукова. Общий список репрессированных по делу Чкалова составил 60 человек. Никто из участников проекта И-180 не умер своей смертью. Некоторые погибли при загадочных обстоятельствах. На следующий день после катастрофы ведущий инженер по проекту И-180 Лазарев был сброшен с электрички и погиб, а арестованный начальник главка авиапромышленности Беляйкин, отсидев 5 лет, вышел на свободу и на следующий день был убит. Во время массовых арестов в Авиапроме был арестован некий заведующий отделом В. Чкалов, который потом был расстрелян.
Георгий Байдуков в своей книге "Чкалов" так описывает последний полет Чкалова:

"...Значит остыл движок или оборвалось управление им... На него надежд нет...- оценивает положение летчик.

Чкалов определил, до посадочной площадки осталось менее километра. "Убрать шасси и я дотяну..."- мелькнуло в голове опытного испытателя. Но он забыл, что по воле конструктора этой спасательной манипуляции сделать не может...

мое примечание: Вот оказывается как, будто бы этот самый конструктор не отказался подписать акт готовности самолета.

...Удар о столб был настолько сильным, что сиденье и соединенный с ним электрический аккумулятор, сорвались с креплений, были словно с катапульты, выброшены вместе с привязанным к ним летчиком.

От страшной перегрузки пилот потерял сознание, и тут же, после баллистического полета, он ударился головой о торец штабеля из дюймовых металлических арматурных прутьев. Этим завершился трагический полет бесстрашного волжского богатыря"

Довольно странное описание последнего "баллистического полета"...

Михаил Маслов в в своей монографии "И-180, И-185" указывает еще одну причину в трагической цепи обстоятельств, возможно сыгравшей решающую роль в гибели Чкалова. Причина в неправильном выборе траектории снижения при заходе на посадку:

"Что касается возможных попыток устранения Чкалова, то полностью отрицать их, конечно, нельзя. Слишком близко приблизился откровенный и прямодушный пилот к самой верхушке власти. Можно сказать, на опасное расстояние. И, тем не менее, в день катастрофы ни одним из участников событий признаков диверсии или постороннего вмешательства отмечено не было. Да и сами события этого рокового дня носили в основном трагически-случайный характер.

О выполнении полета вне границ аэродрома можно сказать следующее. Действительно, принятые правила первого вылета опытного самолета предусматривают возможность возникновения в воздухе любых неисправностей, в том числе и остановку двигателя. Именно поэтому полет должен был выполняться только в районе аэродрома, что позволяло практически в любой ситуации закончить его благополучно. Что за причина побудила Чкалова совершить столь бесспорное нарушение инструкции? Согласно одной из версий, объясняющей поспешность первого вылета И-180, полет Чкалова был своеобразным подарком ко дню рождения Сталина и он (то ли по договоренности, то ли по личной инициативе) покинул границы аэродрома, чтобы пролететь над ближней дачей вождя. Так или нет было на самом деле, сейчас уже спросить не у кого. В любом случае этот внеаэродромный полет не стал прямой причиной катастрофы.

Непредвиденное случилось в финальной части полета, при заходе на посадку. День 15 декабря выдался очень морозным, воздух остыл до-25°. Двигатель М-87, не имевший лобовых жалюзи, на планировании остыл и при попытке изменения режима его работы внезапно остановился. С одной стороны, это следствие недоработанности конструкции, с другой -ошибка пилота. Возможно, с этой неприятностью удалось бы справиться, ведь Чкалов, как опытный пилот, прибирал газ, имея достаточный запас высоты. Но все же высоты не хватило. Почему? Представляется, что расчет на посадку Чкалов строил как на И-16, который имел воздушный винт постоянного шага. Но на И-180 поставили винт изменяемого шага ВИШ-ЗЕ, имевший два фиксированных положения: малый шаг для взлета и посадки и большой - для режима максимальной скорости. А поскольку механизм поворота лопастей был еще не доведен (одна из многочисленных, так и не устраненных к моменту первого полета недоделок), пропеллер зафиксировали во взлетно-посадочном положении, то есть на малом шаге. В случае, если двигатель глохнет на малом шаге, лопасти винта, развернутые своей фронтальной плоскостью навстречу потоку, превращаются в довольно эффективные воздушные тормоза. Чкалов этого мог и не знать. Маловероятно, что ранее он уже сталкивался с чем-то подобным, ибо винты изменяемого шага были тогда новинкой в нашей авиации. В результате его расчет на посадку оказался ошибочным, самолет не дотянул до аэродрома и грубо приземлился на пустыре, снеся шасси. Пилота при столкновении с землей выбросило из кабины. Падая, он ударился головой о торчащий рельс. Немедленно примчалась «скорая», Чкалова отвезли в Боткинскую больницу, где через два часа он умер, не приходя в сознание. Оценивая произошедшее, можно утверждать, что с этого момента дальнейший ход истории самолета И-180 изменился коренным образом. Катастрофа имела ужасающие последствия для многих участников событий. Немедленно были арестованы Начальник 1-го Главного управления НКОП Беляйкин, ведущий конструктор И-180 Томашевич, директор завода №156 Усачев и начальник летно-испытательной станции полковник Порай. В числе виновников несчастья указывался и Поликарпов. Гибель Валерия Чкалова и первого опытного И-180 отрицательно сказалась на продолжении работ по развитию и совершенствованию самолета. Наихудшим явилось то, что Поликарпов потерял поддержку Сталина, а следовательно - и других руководителей, способных влиять на события. Открыто это не выражалось, однако достаточно было еще одной неудачи, чтобы недоверие к конструктору и его самолетам стало вполне ощутимым."

Чкалов испытал свыше 70 типов самолётов (И-15, -16, -180, ВИТ-2, НВ-1), разработал и внедрил новые фигуры высшего пилотажа: восходящий штопор и замедленную "бочку". Совместно с Г. Ф. Байдуковым и А. В. Беляковым совершил перелёты: Москва - о. Удд (ныне о. Чкалов), 1936 (за выполнение этого перелёта 24 июля 1936 года Чкалову присвоено звание Героя Советского Союза); Москва - Северный полюс - Ванкувер (США), 1937.

На фото внизу В.П. Чкалов, Г.Ф. Байдуков и А.В. Беляков. Париж, 1936г.

Чкалов, Байдуков, Беляков  И-180-3 на лыжном шасси, весна 1940
Схема И-180-1 И-180-1

Подробно

Источники

  • История конструкций самолетов в СССР,1938-1950гг." /В.Б. Шавров/
  • Чкалов" /Г.Ф. Байдуков/
  • Истребитель И-16." /Михаил Маслов/; приложение к журналу "М-ХОББИ", №2 1997 г.
  • И-180 И-185" /Михаил Маслов/; приложение к журналу "Техника - молодежи", 2003 г.
  • Валерий Чкалов. Легенда авиации. /Чкалова Валерия Валерьевна./