Авиация Второй мировой

Home  Custom Search

Модификации самолета ДБ-3

ЦКБ-26 — опытный экспериментальный скоростной дальний бомбардировщик. По схеме представлял собой двухмоторный низкоплан. Конструкция фюзеляжа деревянная, передняя и средняя части обшиты фанерой толщиной 5 мм, обшивка задней и хвостовой части выклеена из 2,5-мм шпона. Крыло и стабилизатор — металлические. В соответствии с техническим заданием самолет был сделан трехместным. Кабина пилота по образцу самолета И-16 оборудовалась сдвижным фонарем и закабинным обтекателем. Предусмотренное проектом оборонительное вооружение не устанавливалось. Первый полет ЦКБ-26 совершил летом 1935 г. В1936—1937 гг. летчиком-испытателем В.К. Коккинаки было установлено несколько международных рекордов. Он же впервые в СССР выполнил «петлю Нестерова» на двухмоторном самолете.

ЦКБ-30 — опытный самолет. Построен с учетом результатов летных испытаний ЦКБ-26, с незначительными конструктивными изменениями. Полностью отвечал требованиям ВВС. Установлено необходимое для боевого самолета оборудование и оборонительное вооружение: один пулемет ШКАС в кабине штурмана в подвижной полубашенной установке, а также два ШКАС в оборудованной кабине стрелка-радиста на башенной турели и в кинжальной установке. Конструкция — цельнометаллическая. Весной 1936 г. успешно прошел испытания и был рекомендован к крупносерийному производству. Стал прототипом для ДБ-3.

ДБ-3 — серийный. В августе 1936 г. принят на вооружение ВВС и запущен в серию на авиазаводах в Воронеже и Москве, несколько позже — в Комсомольске-на-Амуре. Устанавливались двигатели М-85 (760 л.с). При нормальной полетной массе 7000 кг с 1000 кг бомб на внутренней подвеске развивал скорость 400 км/ч на высоте 4500 м, дальность полета составляла 3100 км. Максимальная бомбовая нагрузка — 2500 кг (1500 кг на наружной подвеске). Вооружение: три пулемета ШКАС с общим боезапасом 2500 патронов.

ЦКБ-30 «Москва» — модифицированный для выполнения беспосадочного трансатлантического перелета серийный самолет ДБ-3. Штатное оборудование кабин штурмана и пилота заменено на более совершенное. Все вооружение было снято, вместо него в бомбоотсеке и кабине стрелка размещены дополнительные топливные баки. Доработана система управления, установлены новые двигатели. Для обеспечения плавучести самолета, на случай вынужденной посадки на воду, в носовой части фюзеляжа размещался надувной баллон из прорезиненной ткани, а в крыльях — герметичные кессонные баки. Стартовав в 4 ч 19 мин 28 апреля 1939 г. самолет «Москва», пилотируемый В.К. Коккинаки и М.Х. Гордиенко, преодолел 8000 км со средней скоростью 348 км/ч за 22 ч 56 мин и в условиях непогоды совершил посадку с убранным шасси на болотистом островке Мискоу в заливе Св. Лаврентия (Канада).

ДБ-3 «Украина» — аналогичен самолету «Москва», предназначался для установления новых женских мировых рекордов дальности полета по замкнутому маршруту и по прямой. Работы, начатые в 1940 г., были прерваны войной. В октябре 1941 г. переоборудован в штатный бомбардировщик.

ДБ-36 — серийный. С 1937 г. в связи с ростом полетной массы на серийные самолеты начали устанавливать новые двигатели М-86 с увеличенной взлетной мощностью (950 л.с. вместо 760 л.с. у М-85). Летные данные улучшились на малых высотах. Установка на серийные ДБ-3 в 1938 г. двигателей М-87А (950 л.с.) с винтами переменного шага позволила повысить скоростные характеристики на средних высотах. Кроме использования по прямому назначению, бомбардировщик ДБ-Зб приспосабливали для выполнения десантных операций. В 1939 г. была разработана цельнометаллическая десантная кабина, рассчитанная на размещение на бортовых сиденьях 10 бойцов с личным оружием. Кабина в полевых условиях силами технического состава подвешивалась под фюзеляж самолета на трех наружных бомбодержателях. Десантники при посадке входили в кабину и в воздухе покидали ее с парашютом через кормовой двухстворчатый люк. При необходимости пустая кабина могла сбрасываться. В 1939—1940 гг. были также разработаны наружные подвески на бомбодержатели под фюзеляжем для транспортировки и сбрасывания на парашюте 45-мм пушки, 120-мм миномета, мотоцикла с коляской, различных видов вооружения и боеприпасов массой до 1000 кг.

ДБ-ЗТ (торпедоносец) — морская модификация берегового базирования, созданная в 1937 г. Оборудование самолета позволяло производить атаку двумя типами торпед: прямоходной, предназначенной для низковысотного (с 30 м) прицельного сбрасывания, или циркулирующей по замкнутому кругу на курсе цели — для высотного сбрасывания. Помимо торпеды или морской мины на наружной подвеске, в бомбоотсек ДБ-ЗТ загружались бомбы массой до 1000 кг. Самолет применялся также для дальней разведки. Строился серийно. В 1939-1940 гг. была сформирована минно-торпедоносная авиация ВМФ, основу которой составили самолеты ДБ-ЗТ.

ДБ-ЗТП (торпедоносец поплавковый) -опытный гидросамолет. Создавался для Северного и Тихоокеанского флотов, не имевших к концу 30-х годов подготовленных береговых аэродромов для базирования сухопутных ДБ-ЗТ. ДБ-ЗТП представлял собой серийный торпедоносец с двигателями М-86, установленный на поплавки типа «Ж» от самолета ТБ-1 П. Предварительно несколько усилили силовой набор крыла и стыковые узлы центроплана с фюзеляжем. Устанавливалось вооружение, аналогичное ДБ-ЗТ Объединенные заводские и государственные испытания проводились в июне-сентябре 1938 г. в Севастополе. Несмотря на то, что ДБ-ЗТП испытания прошел и был рекомендован для принятия на вооружение морской авиации, серийно он не строился.

ЦКБ-54 — самолет сопровождения дальних бомбардировщиков. Создан в марте 1938 г. на базе серийного ДБ-3. Отличался мощным вооружением: пулеметы в кабине штурмана и турели стрелка-радиста заменены на пушки ШВАК, а вместо люкового ШКАС на шкворневой установке размещался дистанционно управляемый пулемет в поворотном обтекателе со специальным прицелом. Для обслуживания этой установки был введен четвертый член экипажа. Из-за ухудшения устойчивости самолета при поворотах подфюзеляжной установки в полете, сопровождаемых рысканиями машины в стороны и креном до 10°, весной 1939 г. вместо нее установили два бортовых пулемета ШКАС. Самолет прошел испытания, однако серийно не выпускался, поскольку был объявлен конкурс на двухмоторный скоростной истребитель сопровождения.

ДБ-ЗЛЛ (летающая лаборатория) — экспериментальный самолет для проведения исследований аэродинамических свойств крыльев различных профилей, отсеки которых устанавливались вертикально над фюзеляжем с различными углами атаки.

ДБ-ЗУПС — экспериментальный самолет для проведения исследований. Установленный в бомбоотсеке двигатель ЗиС-101А(116 л.с.) со специальным компрессором обеспечивал отсос пограничного слоя воздушного потока с верхней поверхности крыла через специальную щель. На самолете было установлено новое крыло с полной механизацией. Исследования, проводившиеся в ходе летных испытаний 1941—1943 гг., выявили увеличение подъемной силы и снижение посадочной скорости самолета.

Источники

  •   "Самолеты СССР Второй мировой войны." /В.Е. Юденок/