Авиация Второй мировой |
Что мы взяли у Люфтваффе?Владимир КаписткаВ нашей стране уже немало написано о закупках в предвоенные годы образцов немецкой военно-авиационной техники. Вспомним хотя бы книгу А. С. Яковлева «Цель жизни». Говорилось о том, что, когда и в каком количестве поступило в Советский Союз из Германии и проходило здесь испытания. Но, к сожалению, до последнего времени почти ничего не было известно о практической реализации наркоматом авиапромышленности результатов заводских испытаний немецких самолетов. И только недавно открывшиеся документы российских архивов позволяют пролить свет на столь засекреченную доселе тему. Судя по обнаруженным источникам, внедрение германского опыта в советское авиастроение было поручено всем ведущим самолето-, моторо- и приборостроительным заводам. Всего было задействовано 20 заводов, а также Бюро новой техники ЦАГИ (21 -й отдел), ЦИАМ и НИИ ВВС. Из всех испытанных самолетов за основу были взяты истребители «Хейнкель-100»*, «Мессершмитт-109Е», бомбардировщик «Юнкерс-88», учебно-тренировочный «Фокке-Вульф-58» и связной Физилер «Шторх» («Аист»). Отдельные усовершенствования конструктивного характера были заимствованы у бомбардировщиков «Дорнье-215», «Хейнкель-111» и истребителя «Мессершмитт-110». Представляется важным дать хотя бы общую картину всего хода заводских работ, учитывая то, что в открытой печати этот материал, по понятным причинам, не освещался. Внимание советских специалистов первоначально было обращено на удививший всех истребитель Не 100. Его высочайшие скоростные возможности определили и характер производственных заданий. Основные работы НКАП поручил 132,115 и 28 авиазаводам, а также Бюро новой техники ЦАГИ. Заводам передали крыло немецкого самолета для постройки аналога на самолете конструкции А. Яковлева и ручку управления. Также решили внедрить конструкцию и установку сдвижного фонаря, изготовить лопасти винта и испытать их на истребителе И-16. На истребителях И-301 (ЛаГГ-1) и И-190 установили кок винта «Хейнкеля», а ЦАГИ разработал на его основе чертежи нового кока для других самолетов. На И-26 (Як-1) использовались замки капотов и лючков, которые у немцев открывались без применения инструментов. Были изготовлены и успешно прошли испытания на И-200 (МиГ-1) колесо по типу «Хейнкеля», аварийный выпуск закрылков и подвесные щитки шасси. Часть этих же работ выполнялась на И-26, а на самолете «240» использованы обтекатели патрубков. По типу немецкого синхронизатора, применяемого на моторах с воздушным и водяным охлаждением, завод № 132 изготовил опытные образцы для дальнейшего внедрения в производство. Часть новинок конструктивно-технического характера заимствовали у другого немецкого истребителя «Мессершмитт-109Е». КБ завода № 156 скопировало у «немца» ручку управления и поставило на новый тип советского истребителя. Этот же завод совместно с 21-м отделом ЦАГИ разработал и построил стандартную кабину самолета по образцу Ме-109Е. Кроме того, было предложено внедрить в производство аварийный сброс фонаря. Предкрылки немецкой машины запроектировали для дальнейшей установки на самолетах ТИС конструкции Поликарпова. Были разработаны штампованные капоты моторов и замки крепления для установки на И-185 и на самолетах СК и И-21. Стопоры хвостового колеса по типу «мессера» устанавливались на истребителях И-301 и И-26. С этого времени их внесли в тактико-техническое требование ВВС. И, наконец, на И-26 сделали пояснительные надписи, разноцветную окраску секторов, нанесли специальные знаки в местах разъема деталей ВМГ. Что касается немецких бомбардировщиков, то основное внимание НКАП уделил достижениям германских конструкторов на модели «Юнкерс-88». Пожалуй, этот самолет оставил самый заметный след в советском авиастроении. Факты | Документы | Моторы | Асы | РТЭ и РЛЭ | Сборник №7 Сборник 7 | 1942.10 | 1942.10.19 | 1943.03.07 | 1943.04.12 | 1943.05.21 | 1943.05.28 | 1943.07.14 | 1943.07 | 1943.08.14 | 1943.09.23 | 1943.весна | 1943.декабрь | 1943.12.29 | 1944 | 1944 | 1944.04.06 | 1944.05.29 | 1944.06 | 1944.06.08 | 1944.06.11 | 1944.06.13 | 1944.12.26 | 1945.01.12 | 1945.02 | 1945.02 | ПВО 1942.04.16 | 1942.04.30 | 1943.01.27 | 1943.09.01 | 1943 | 1944.01.07 | 1944.06.24 | 1945.04.04 | |