Авиация Второй мировой |
Михаил Петрович Девятаев и "He-111H-22"Летчик истребитель8.07.1917-24.11.2002Самым невероятным образом Heinkel 111H-22 сыграл роль спасителя в судьбе советского летчика Михаила Девятаева. Командир звена 104-го гвардейского истребительного авиационного полка (9-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт) гвардии старший лейтенант Девятаев Михаил Петрович в воздушных боях сбил 9 вражеских самолётов. Вечером 13 июля 1944 года вылетел в составе группы истребителей "Аэркобра" P-39 на отражение налёта вражеской авиации. В неравном воздушном бою в районе Львова был ранен в правую ногу, а его самолёт подожжён. В последний момент покинул падающий истребитель с парашютом. С тяжёлыми ожогами захвачен в плен. В конце октября 1944 года его в составе группы из 1500 заключённых отправили в лагерь на остров Узедом, где находился секретный полигон Пенемюнде, на котором испытывалось ракетное оружие. Так как полигон был секретным, для узников концлагеря был только один выход - через трубу крематория. 8 февраля 1945 года, Девятаев вместе с заключёнными Иваном Кривоноговым, Владимиром Соколовым, Владимиром Немченко, Федором Адамовым, Иваном Олейником, Михаилом Емецом, Пётром Кутергиным, Николаем Урбановичем и Дмитрием Сердюковым, убив конвоира, захватили Не-111Н-22 и перелетев через линию фронта, совершил посадку на брюхо южнее населённого пункта Голлин в расположении артиллерийской части 61-й армии. Самолеты | Белл | P 39 | P 59 | P 63 | Боевое применение P 39 | P 39 в СССР | Голодников | Девятаев | Ковачевич | Клубов | РТЭ P-39 V-1710-04 | P-39Q-1 | Фото и схемы | |
Heinkel 111H-22. Все самолеты серии H, включая H-20, имели двигатели Jumo-211, но с начала 1944г в производство пошел Jumo-213. Его было решено использовать на Hе.111. Hовая двигательная установка включала два Jumo-213 с трехскоростным двухступенчатым нагнетателем и промежуточным охладителем, взлетной мощностью 1750 л.с. и 1320 л.с. на высоте 10000 м. Максимальный взлетный вес при этом возрос до 16000 кг, а бомбовая нагрузка до 3т. Вариант с Jumo-213Е получил обозначение Hе.111H-21. Вариант с новыми двигателями стал поступать на вооружение в конце лета 1944 г. С ними самолет без бомб развивал скорость до 475 км/ч. В течение зимы 1943-44г. в Пенемюнде проводились испытания по запуску с Hе.111H ракет "Физелер" Fi.103 (FZG-76). Планы продолжения операции "Румпелькаммер" - обстрелов Англии ракетами Fi.103 были теперь связаны с Hе.111, так как наземные пусковые установки были потеряны во время налетов союзников перед открытием Второго фронта. К этому времени производство Hе.111H быстро катилось вниз. Hесколько H-21 уже на сборочной линии были переделаны в носители Fi.103, получив держатели либо под левым, либо под правым крылом между двигателем и фюзеляжем. Самолет получил обозначение Hе.111H-22. В ноябре 1945 года Девятаев был уволен в запас.
Умер 24 ноября 2002 года. Похоронен на аллее Героев Арского кладбища Казани. Источники
|