Ер-2ОН
Транспортный самолет особого назначения
ОКБ Ермолаева
Ер-2 ОН — транспортный самолет особого назначения. Достоверно известно только об одном полете И.В, Сталина на самолете, в 1943 году на Тегеранскую конференцию для встречи с Ф. Рузвельтом и У. Черчиллем. Для этого наиболее подходящим оказался двухмоторный Ли-2, специально подготовленный для этого полета.
Однако Ли-2 не отвечал требованиям времени по скорости, дальности и комфортности полета. Даже переделки не могли устранить его недостатки. И тогда было принято решение о создании специального самолета для полетов высшего руководства страны. По приказу НКАП № 351 от 23 мая 1944 года разработка самолета "особого назначения" была поручена конструкторскому бюро В.Г. Ермолаева. Для быстрейшего выполнения задания самолет решили строить на базе бомбардировщика Ер-2 под обозначением Ер-2ОН. Кроме отличных полетных характеристик было еще одно важное условие - двигатели самолета работали на тяжелом дизельном топливе, намного более безопасном в пожарном отношении. Особое внимание было уделено комфортности пассажирского салона, его интерьеру, удобству общения важных персон в полете, проходу для разминок и т.д. Все это отрабатывалось на специальных натурных макетах и тщательно принималось комиссией.
Одновременно аналогичные заказы были выданы на переделку Пе-8 (Пе-8 ОН) и В-25С. Несмотря на "чрезвычайность" указаний, постройка машин затянулась, поскольку в августе 1944 г. пришлось пройти макетную комиссию, к этому же выявились и опасные дефекты серийных дизелей АЧ-30Б производства завода № 500, требовавшие безусловного устранения.
Ведущим инженером по Ер-2 ОН был назначен Н.В. Синельников. С самолета сняли все вооружение, а на месте бомбоотсека и фюзеляжных баков оборудовали пассажирский салон повышенной комфортабельности на девять кресел плюс место для стюарда. Экипаж самолета для полетов особого назначения был увеличен: он состоял из командира, второго пилота, штурмана, радиста и двух стюардесс.
Заводские испытания машины были начаты в феврале, а 16 апреля 1945 г. первый Ер-2 ОН под управлением Алексеева совершил успешный беспосадочный перелет из Иркутска в Москву, за 15 ч. 30 мин. Вторая такая машина в конце апреля проходила летные испытания.
Летными испытаниями было установлено, что самолет мог лететь со скоростью 435 километров в час на дальность в 5200 км на высоте 6000 м. Самолет малой серией должен был строиться в Иркутске, однако смерть Ермолаева накануне нового 1945 года нарушила эти планы.
Экипаж |
3 |
Геометрия |
Длина самолета, м |
16,65 |
Размах крыла, м |
23,01 |
Площадь крыла, м² |
79,10 |
Массы, кг |
Пустого |
8940 |
Нормальная взлетная |
12670 |
Силовая установка |
2 × ПД |
АЧ-30Б |
Мощность взлетная, л.с. |
2 × 1500 |
Лётные данные |
Максимальная скорость, км/ч |
455 |
Крейсерская скорость, км/ч |
390 |
Практическая дальность, км |
5500 |
Практический потолок, м |
7500 |
Полезная нагрузка, пассажиров: |
9 |
После смерти Ермолаева его КБ было слито с конструкторским бюро П.О. Сухого, где и велись дальнейшие работы по самолету особого назначения. Несколько машин было построено и успешно испытано. Требовалось только довести до расчетного ресурса его высокоэкономичные дизельные двигатели. Однако ОКБ П.О. Сухого, занятое разработкой истребителей, не было заинтересовано в тематике, доставшейся "по наследству". Постепенно работы были свернуты.
Источники
- "История конструкций самолетов в СССР,1938-1950 гг." /В.Б. Шавров/
- "Дальний бомбардировщик Ер-2"/Авиамастер. Александр Медведь, Дмитрий Хазанов./
31 05 2019.
Перелет СССР-Англия-США в фотодокументах 746 АП ДД.
--
|