Авиация Второй мировой
На главную   Поиск на сайте    English
 
СССР Бартини Ермолаев ДБ 240 Ер-2 с АМ-35А, 37 АМ-35А, АМ-37 Ер-2 с АЧ-30Б Ер-2 ОН Фото и схемы Боевое применение Ер-2

Бартини Роберто Людовигович

Роберто Орос ди Бартини

Роберто Орос ди Бартини
(1897-1974)

Бартини Р.Л. - советский авиаконструктор, ученый. Родился в Фиуме (Риека, Югославия). Окончил офицерскую (1916) и летную (1921) школы, Миланский политехнический институт (1922). С 1921 член итальянской коммунистической партии (ИКП).

После фашистского переворота в Италии, в 1923 по решению ИКП был направлен в Советский Союз для помощи молодой республике в области авиации. Советская карьера Бартини началась на Научно-опытном (ныне Чкаловском) аэродроме, где он занимал должность главного инженера и начальника отдела.

В 1928 он возглавил экспериментальную группу по проектированию гидросамолетов. Здесь им был предложен проект 40-тонного морского бомбардировщика МТБ-2 и экспериментального истребителя "Сталь-6". Но в 1930 его группа вошла в состав ЦКБ, откуда Бартини был уволен. В этом же году он назначен главным конструктором ОКБ НИИ ГВФ.

В 1933 году на его самолет "Сталь-6" установлен мировой рекорд скорости - 420 км/ч, на его базе был спроектирован истребитель "Сталь-8". Проект был закрыт в конце 1934 как не соответствующий тематике института. Осенью 1935 был создан 12-местный пассажирский самолет "Сталь-7" с крылом "обратная чайка". В августе 1939 на нем был установлен международный рекорд скорости на дистанции 5000 км - 405 км/ч. В конце 1935 был построен дальний арктический разведчик ДАР.

В 1937 Бартини был репрессирован и до 1947 работал в заключении, сначала в ЦКБ-29 НКВД, затем в эвакуации в Сибири. Здесь в начале войны было организовано специальное ОКБ Р.Л. Бартини, разработавшее два проекта. "Р"- сверхзвуковой одноместный истребитель типа "летающее крыло" с крылом малого удлинения с большой переменной по размаху стреловидностью передней кромки, с двухкилевым вертикальным оперением на концах крыла и комбинированной жидкостно - прямоточной силовой установкой. Р-114 - зенитный истребитель-перехватчик с четырьмя ЖРД В.П.Глушко по 300 кгс тяги, со стреловидным крылом (33град по передней кромке), имеющим управление пограничным слоем для увеличения аэродинамического качества крыла. Р-114 должен был развивать невиданную для 1942 скорость М=2!

114Р

Р114
  • Истребитель-перехватчик
  • Бартини

В 1941 году в Омске, куда был эвакуирован завод № 156 с тюремным конструкторским бюро ЦКБ-29, Р.Л. Бартини начал прорабатывать предложение по реактивному самолету «Р». «Р» - сверхзвуковой одноместный истребитель типа «летающее крыло» с крылом малого удлинения с большой переменной по размаху стреловидностью передней кромки, с двухкилевым вертикальным оперением (шайбы высотой 1 м) на концах крыла и с однолыжным убираемым шасси. Силовая установка была скомпонована по принципу газодинамического слияния несущих и тянущих устройств - слияния двигателя и крыла. Это достигалось превращением внешних отсеков крыла в плоские прямоточные комбинированные двигатели, в которых применялась инжекция воздуха перегретыми парами топлива и окислителя с рекуперацией внутреннего и внешнего нагрева поверхности конструкции. На старте двигательная установка работала как жидкостный реактивный двигатель (ЖРД) с подсосом воздуха, а при больших скоростях – как прямоточный воздушно-реактивный двигатель с использованием инжекции паров горючего. Проведенные опыты с инжектором такого рода подтвердили правильность предложенной концепции. Расчетная скорость самолета «Р» не должна была превышать 1250 километров в час на высоте 10000 метров, а продолжительность полета – 30 минут.

В начале 1942 г. Бартини был доставлен из Омска в Москву. Здесь Л.П. Берия поручает ему создание реактивных истребителей-перехватчиков. Истребитель-перехватчик «114Р»

Дальнейшим развитием идеи самолета «Р» стал проект зенитного истребителя-перехватчика «114Р». Вероятно, это был первый в Советском Союзе (а возможно и в мире) проект сверхзвукового самолета с стреловидным крылом и реактивным двигателем.

С обоих сторон фюзеляжа «114Р» в корневых частях крыла в виде отдельных эжекторных двигательных блоков располагались по два ЖРД, разработанных под руководством В.П.Глушко также в тюремном конструкторском бюро, находившемся в годы войны в Казани. Стреловидное крыло (33° по передней кромке) должно было иметь управление пограничным слоем для увеличения аэродинамического качества. Схемы устройства, предназначенного для управления пограничным слоем крыла, на сохранившихся чертежах обнаружить не удалось, хотя известно, что отсос пограничного слоя с крыла должен был осуществляться струями ЖРД, подобно тому, как это предлагалось в проекте «Р». Вооружение самолета, видимо, состояло из двух пушек ШВАК калибра 20 мм. Для взлета использовались сбрасываемые колесные «тележки-шасси», для посадки - лыжа–полоз с амортизатором в виде резиновой воздушной камеры. На земле самолет опирался на одну из отогнутых вниз законцовок крыла – ласту. Кроме этого, рассматривалась возможность старта перехватчика с авиаматки на высоте около 10000 метров. Если при взлете с земли его расчетный потолок достигал 24000 метров, то после отцепки от самолета- носителя – 40000 метров! К самолету разрабатывался инфракрасный локатор. 114Р должен был развивать невиданную для 1942 скорость более 2000 км/ч! В разработке проекта участвовали: по технологии - Е.П.Шекунов, по прочности - В.Н.Беляев, по локатору - К.Е.Полищук.

Кроме того, Р.Л. Бартини составил доклад о применении реактивных двигательных установок в авиации и об организации исследовательских работ и опытного строительства в этой области.

Планировалось построить безмоторный вариант самолета, планер «114Р-б». Но ни планер, ни самолет построен не был.

Осенью 1943 года, когда положение советских войск на фронтах Великой Отечественной войны после Курской битвы существенно улучшилось, группу Р.Л. Бартини реорганизовали и специалистов передали в другие подразделения.

Вооружение Бериев Ермолаев Ильюшин Лавочкин Микоян Петляков Поликарпов Сухой Туполев Яковлев Опытные Статьи Бои Асы Люди и самолеты Фото и схемы Аббр.

©AirPages
2003-