И-110
Экспериментальный истребитель
Томашевич
И-110 - экспериментальный истребитель Д.Л. Томашевича, разработанный в ОКБ завода № 288 г. Омска. От серийных машин этого периода самолет, получивший обозначение "110", отличался, прежде всего, своим двигателем и высокой технологичностью конструкции. Новый двигатель жидкостного охлаждения ВК-107П мощностью 1400 л.с. считался весьма перспективным. Однако он еще не был доведен. Очень напряженный тепловой режим требовал усиленной системы охлаждения. Во многом из-за этого попытки использовать его на уже строившихся серийно самолетах не дали ожидаемых результатов. Конструкторский коллектив еще при проектировании истребителя учитывал особенности нового двигателя. Чтобы обеспечить его эффективное охлаждение, на самолете применили водо- и маслорадиаторы большой площади. Их подвесили под капотом двигателя. Выходные регулируемые юбки обоих радиаторов разместили параллельно в нижней части капота. Таким образом, для работы двигателя были созданы самые благоприятные условия.
Конструкция истребителя - смешанная, с минимальным использованием металла. Передняя часть фюзеляжа, включая моторный отсек и кабину летчика, представляла собой сварную ферму из стальных труб. Вся хвостовая часть - из берёзового шпона, склеенного в несколько (от десяти до пяти) слоев. Каркас крыла площадью 18,73 м², элеронов и хвостового оперения - дюралевый. Центроплан плоский. Между передним и главным лонжеронами центроплана колёсные ниши ООШ. Хвостовое колесо убиралось в фюзеляж.
Вооружение "110" было очень мощным. В развале цилиндров двигателя размещалась пушка калибром 20 мм. Над мотором были установлены 2 крупнокалиберных пулемета УБС и два ШКАС. Вес секундного залпа всех пяти огневых точек достигал почти 3,5 кг. На замки под крылом имелась возможность подвески бомб до 500 кг.
Конструкторы истребителя, стремясь максимально облегчить поточное производства машины, широко использовали, так называемые, круглые монтажные размеры, кратные 10 мм. В результате собираемые блоки и части самолета соединялись между собой без подгонки. Вся винтомоторная группа, например, вместе с радиаторами могла подвешиваться к ферме фюзеляжа как единый агрегат всего на четырех болтах. К сожалению, стремление к упрощению технологии и мощная водорадиаторная система привели к определенному перетяжелению самолета, вес пустого истребителя достиг 3285 кг, взлетный - 3980 кг.
|