|
Схема И-16 тип 5
|
|
Система Звено СПБ, лето 1938 г
|
|
И-16 тип 5 (тактический номер «9» желтый) был оборудован радиостанцией РСИ-3
|
|
тип 4 |
тип 5 |
тип 10 |
тип 17 |
Экипаж, чел. |
1 |
1 |
1 |
1 |
Год выпуска |
1935 |
1936 |
1938 |
1938 |
Геометрия |
Размах крыла, м |
9.000 |
9.000 |
9.004 |
9.004 |
Высота, м |
3.250 |
3.250 |
3.250 |
3.250 |
Длина самолета, м |
5.860 |
5.985 |
6.074 |
6.074 |
Площадь крыла, м² |
|
14.54 |
14.54 |
14.54 |
Силовая установка |
Мотор |
М-22 |
М-25А |
М-25 |
М-25В |
Мощность |
л.с. |
480 |
730 |
750 |
750 |
на высоте, м |
0 |
2400 |
2900 |
2900 |
Массы, кг |
Нагрузка на крыло, кг/м² |
93.1 |
103,5 |
118 |
124 |
Полетный вес, кг |
1354 |
1508 |
1716 |
1810 |
Вес пустого, кг |
- |
1118.5 |
1327 |
1425.5 |
Лётные данные |
Max V, км/ч |
у земли |
362 |
390 |
398 |
385 |
на высоте |
346 |
445 |
448 |
425 |
м |
3000 |
2700 |
3160 |
2700 |
Время набора высоты 3000м, мин |
4.4 |
4.0/3400 |
3.4 |
4.36 |
Время набора высоты 5000м, мин |
9.9 |
7.7/5400 |
6.9 |
8.9 |
Время виража, сек |
12-14 |
14-15 |
16-18 |
17-18 |
Практический потолок, м |
7440 |
9100 |
8470 |
8240 |
Дальность полета, км |
680 |
540 |
525 |
417 |
Вооружение |
Число пулеметов ШКАС |
2 |
2 |
4 |
2 |
Число пушек ШВАК |
- |
- |
- |
2 |
Лыжное шасси
В зимний период большинство И-16 оборудовалось лыжным шасси, так как в этом случае отпадала необходимость в расчистке аэродромов от снега. Множество испытательных полетов, проводилось на самолетах И-16 тип 5, оснащенных лыжным шасси - на основных стойках шасси вместо колес устанавливались две лыжи. Чтобы лыжи не вибрировали в полете, они удерживались двумя растяжками. Дополнительная лыжа устанавливалась и на хвостовой костыль. Когда самолет устанавливался на лыжи, стойки шасси убирать было нельзя. В ходе испытаний двигателя М-25В на И-16 тип 5, самолет нес больший кок винта, который стал стандартным на более позднем варианте - И-16 тип 18.
ЦКБ-29
ЦКБ-29 был разработан как высокоскоростной пикирующий бомбардировщик, и оснащался импортным двигателем Wright Cyclone SGR-1820-F-3. Этот вариант И-16 тип 5 был изготовлен и проходил испытания, в течение 1936 года и отличался наличием пневматических стоек шасси и закрылками. Самолет вооружался двумя пулеметами ШКАС, на узлы подвески под крыльями могли подвешиваться бомбы (до 200 кг).
И-16П (пушечный)
И-16П был разработан на базе истребителя И-16 тип 5 с импортным двигателем Wright Cyclone SGR-1820-F-3. И-16П отличался от серийного И-16 тип 5 установленным в крыле вооружением: двумя пулеметами ШКАС (калибра 7,62 мм) и двумя синхронизированными пушками ШВАК (калибра 20 мм) с боезапасом по 50 снарядов на ствол. Пушки были установлены в крыле, близко к фюзеляжу и стреляли через окружность, ометаемую винтом. Самолет также мог нести под крыльями шесть бомбовых контейнера типа Д-31.
Было построено два И-16П, оба с одной и той же установкой вооружения. Один И-16П имел убирающиеся стойки шасси, тогда как на другом И-16П имел неубирающиеся стойки шасси без щитков.
Это был первый опыт установки 20 мм пушки на советском истребителе. Испытания показали, что летные характеристики остались практически такими же, как и обычного серийного И-16 тип 5. Хотя испытания прошли успешно, однако пушки, имеющие большую отдачу, не устанавливались на серийных самолетах (И-16 тип 17) еще два года.
«Звено» с И-16 тип 5
И-16 тип 5 также использовался в системе «Звено». Он в качестве буксируемого истребителя, подвешивался под самолетом-носителем (бомбардировщики Туполев ТБ-1 и ТБ-3). Истребитель подвешивался под крылом самолета-носителя на трех замках. Отцеплял истребитель сам пилот, отпирая сначала задний, а затем два передних замка.
«Звено-Авиаматка» - представляло собой носитель ТБ-3-4М-17Ф с двумя И-16, подвешенными под крыльями, и двумя И-5, установленными на верхней поверхности крыла. В первом полете «Авиаматки», состоявшемся 20 ноября 1935 года, в дополнение к уже установленным на нем самолетам, к носителю подцепился еще один истребитель И-Z, и «Звено» продолжило полет с пятью истребителями, затем И-Z отцепился.
Имелся вариант «Звена», разработанный для атак малоразмерных целей, в котором два подвешенных И-16 играли роль пикирующих бомбардировщиков. ТБ-3 доставлял два истребителя вооруженных бомбами в район цели, где они должны были отцепиться от носителя и в пикировании атаковать цель. После выполнения атаки И-16 возвращались на ближайший аэродром самостоятельно. «Звено-6» СПБ (составной пикирующий бомбардировщик) включало носитель - ТВ-3-4АМ-34РН и два И-16 тип 5, вооруженных двумя бомбами ФАБ-250 каждый. Во время испытаний на этих И-16 тип 5 демонтировалось пулеметное вооружение (расположенное в крыле). Первый полет этой системы состоялся в июле 1937 года. Полный взлетный вес «Звена-6» СПБ превышал двадцать две тонны, а максимальная скорость составляла 268 км/час. В отчете по испытаниям сообщалось, что около 90% сброшенных бомб попало в цель - начерченный на земле контур боевого корабля (эсминца).
«Звено-6» СПБ было представлено публике 18 августа 1940 года в ходе воздушного парада в Тушино по случаю Дня авиации. В ходе демонстрации, другие советские истребители имитировали нападение на ТБ-3-4АМ-34РН. В тот момент, два его бортовых И-16 тип 5, отцепились от носителя и вступили в бой с «врагом».
Имелось два опытных И-16 тип 5 переделанных, таким образом, чтобы они могли зацепляться во время полета к узлу крепления на фюзеляже ТБ-3, также как истребитель И-Z в системе «Звено-Авиаматка». Для этих испытаний, И-16 тип 5 получил перед кабиной специальную стрелу с крюком, которая имела две дополнительные подпорки, идущие по обе стороны фонаря кабины. На этой специфической модификации истребителя на время испытаний вооружение из крыла было демонтировано. Второй вариант был оборудован усиленной стрелой с двумя распорками, установленными между двумя главными подпорками этой системы.
Постепенно стало ясно, что «верхние» варианты установки - с истребителями, закрепленными на верхней части крыла носителя, вызывают большое количество проблем и требуют значительных усилий, по закатыванию истребителей на крыло ТБ-3. «Нижний» вариант, с двумя И-16 тип 5, подвешиваемыми под крылом, был признан лучшим решением. Именно он и прошел Государственные испытания 25 мая 1938 года.
«Звено-6» СПБ принимало участие в боевых действиях во время Великой Отечественной войны в составе авиации военно-морского флота. В июле 1941 года, B.C. Вахмистров прибыл в Евпаторию. Крым, чтобы провести обучение группы пилотов для шести «Звеньев-6» СПБ. Бомбардировщики ТБ-3-4АМ-34РНС были доставлены из 63-й бомбардировочной дивизии, которой командовал капитан-лейтенанта Н.С.Павлов, ветеран гражданской войны в Испании. Истребители И-16 прибыли из 2-й эскадрильи 32-го истребительного полка, который входил в 62-ю истребительную авиадивизию. 2-й эскадрильей командовал капитан А.В.Шибков, поэтому «Звено» получило у пилотов Черноморского флота прозвище - «Подвеска Шибкова». Планировалось использовать систему «Звено» для ударов по хорошо защищенным целям в Румынии.
Так как дальность истребителей И-16 была недостаточна, для того чтобы возвратиться от цели назад, на свой аэродром в Евпатории, то под руководством инженера П.Телепнева были разработаны и изготовлены дополнительные топливные баки емкостью 95 л, которые подвешивались под фюзеляжем И-16, это увеличивало время полета примерно на 35 минут.
Первый боевой вылет «Звена-6» СПБ состоялся 1 августа 1941 года, удар наносился по гавани Констанца. Два ТБ-3-4АМ-34РН пилотировали С.Гаврилов и Н.Огнев, а четырьмя истребителями И-16 управляли капитан А.В.Шибков, ст. лейтенант Б.И.Филимонов, лейтенант Б.М.Литвинчук и лейтенант А.Самарцев. Над Черным морем, приблизительно в 40 км от цели, на высоте 4000 метров два И-16 отцепились от самолета-носителя. Затем истребители снизились и нанесли бомбовый удар по гавани, повредив судно «Durostor» и буксир «Amarilis». В ходе атаки железнодорожной сортировочной станции было повреждено шесть локомотивов, трое рабочих убиты, и четверо ранены. Во время возвращения на базу, два И-16 были атакованы истребителями Messerschmitt Bf 109, однако обе стороны потерь не понесли.
Второй боевой вылет был произведен днем позже, когда три «Звена-6» СПБ опять попытались нанести удар по судам в гавани Констанцы. Прежде чем И-16 успели отцепиться, группа была замечена истребителями Messerschmitt Bf 109. Во время пикирования и сброса бомб на суда, И-16 столкнулись с плотным зенитным огнем а. вскоре после сброса бомб, они были атакованы Messerschmitt Bf 109. Из шести И-16 посланных на задание, только четыре благополучно совершили посадку в Одессе, а два остальных считаются пропавшими без вести. Третий боевой вылет, проведенный 3 августа, был направлен против нефтеперегонных заводов и нефтехранилища в Констанце. На пути к цели, два ТБ-3-4АМ-34РН сопровождали две летающие лодки МБР-2. Истребители И-16 были выпущены на высоте 4000 метров, и на расстоянии от цели около 15 км. В ходе атаки, бомбами была поражена гавань Констанцы и база гидросамолетов в Мамаиа (Mamaia). Было повреждено несколько административных зданий, а также два немецких понтона в гавани Констанцы. Все четыре И-16 благополучно приземлились в Одессе.
Между 10 и 13 августа 1941 года, было предпринято несколько атак моста через Дунай в Черновода, одного из самых длинных мостов в мире - его протяженность составляла 1662 м. Это был жизненно важный железнодорожный мост, кроме того, по нему проходил нефтепровод, который соединял Плоешти с гаванью Констанца. Предыдущие атаки показали, что бомбардировщики Ил-4 и Пе-2 не могли отбомбиться с требуемой точностью, чтобы вывести мост из строя. 10 августа 1941 года, два «Звена-6» СПБ взлетевшие из Евпатории нанесли удар по мосту. Трубопровод и один пролет моста были повреждены двумя бомбами, попавшими в мост. 13 августа, атака была повторена тремя «Звеньями-6» СПБ. Когда первые И-16 атаковали мост, они столкнулись с плотным зенитным огнем. Эта атака не нанесла существенных повреждений мосту, однако, были разрушены позиции зенитной артиллерии, убито четверо солдат.
Следующий удар, в котором участвовали «Звенья» с четырьмя И-16, был нанесен 17 августа по Констанце. Целью являлись три боевых корабля находящихся в сухом доке. Они были успешно атакованы, однако никаких сообщений о причиненном ущербе не поступало. На отходе И-16 были перехвачены румынскими истребителями IAR-80 из 52-й эскадрильи, которым удалось сбить один И-16.
Еще одна атака «Звена» была проведена 18 сентября 1941 года, целью был мост через Днепр под Запорожьем, который и был разрушен. Этот удар не позволил немцам и дальше использовать мост для снабжения своих наступающих войск.
«Звенья» участвовали также в обороне Крыма. В начале октября 1941 года, три И-15 из 8-го полка и два «Звена» - ТБ-3 с двумя И-16, бомбили позиции артиллерии около Армянска в Северном Крыму. Три немецких батареи были разрушены, советская сторона потерь не понесла.
Последняя атака «Звеньев» состоялась 22 октября, тогда два «Звена», вместе с одиннадцатью И-5 и восемью И-153 должны были бомбить батарею дальнобойной артиллерии около Перекопа в Северном Крыму. Из-за сильного противодействия Luftwaffe, истребители И-16, отцепились от своих самолетов-носителей над Евпаторией, и пошли к цели самостоятельно. В районе цели И-16 были встречены плотным зенитным огнем. Так как расположение батареи дальнобойной артиллерии так и не удалось обнаружить, то И-16 отбомбились по скоплению немецких танков. Руководил этой атакой капитан А.Шибков, который в ходе этого вылета пропал без вести.
Во время войны, «Звенья» выполнили более тридцати боевых вылетов. Позже 32-й истребительный полк, в котором эксплуатировались «Звенья» был переименован в 11 -й Гвардейский истребительный полк. К 1942 году все ТБ-3-4АМ-34РН были передислоцированы за Кавказские горы, и базировались на летном поле в Тереклу-Конрад (Terekly-Konrad) .
И-16 тип 5 в Испании
Испания стала республикой в 1931 году, и в течение следующих двух лет избранное правительство проводило в стране прогрессивные экономические реформы. К 1936 году в составе левых сил в Испании лидирующее место занимали два крупных профсоюза: CNT, находящийся под влиянием анархистов Бакунинского толка и UGT, марксистской, однако не большевистской направленности. На выборах, состоявшихся в феврале 1936 года, левые, объединившись с коммунистами в Народный фронт, получили 278 мест в новом Парламенте страны (коммунисты получили 17 мест).
Однако 18 июля 1936 года националистическая фракция возглавляемая генералом Франко подняла вооруженное восстание против демократического правительства Второй испанской республики, а в конце августа в этот конфликт активно вмешался Советский Союз, оказав поддержку республиканцам. Реакция Советского Союза была продиктована опасением разрастания количества стран входящих в антикоминтернов-ский пакт и перспективой образования коммунистической Испании.
В августе 1936 года, Советский Союз установил с Испанией дипломатические отношения и отправил в эту страну свое посольство с большим штатом сотрудников. В их число входили генерал Я. К. Берзин (недавно, оставивший пост главы советской военной разведки), который сыграл значительную роль в организации обороны Мадрида. А также Владимир Антонов-Овсиенко, назначенный советским генеральным консулом в Барселоне. По возвращению в Москву оба были репрессированы, как и многие другие бывшие советские военные советники в Испании
Командующим советской авиационной группой в Испании был Яков Смушкевич, его псевдоним - «Генерал Дуглас». В сентябре 1939 года после возвращения из Испании, учитывая накопленный им боевой опыт, Смушкевич был назначен командующим Советскими военно-воздушными силами. После неудачной Зимней войны против Финляндии, он был смещен с этого поста и впоследствии, в октябре 1941 года, расстрелян.
К концу октября 1936 года, в порт Картахена (Cartagena) прибыла первая партия истребителей И-16 тип 5 (31 штука). Скоростной истребитель получил у республиканцев прозвище «Моска» (Mosca - муха). Из этих истребителей было сформировано две эскадрильи Fuerza Aereas Republicanas (FARE - республиканские ВВС): 1 a Escuadrilla Moscas (1-я эскадрилья Моска), которая базировалась Алкала Хенарес (Alcala Henares) и 2а Escuadrilla Moscas (2-я эскадрилья Моска) базировавшаяся в Кампосото (Camposoto).
В своем первом боевом вылете в Испании, состоявшемся 15 ноября 1936 года, истребители И-16 тип 5 из la Escuadrilla Moscas встретились с тремя итальянскими истребителями Fiat CR.32s, но их бой закончился без потерь с обеих сторон. На следующий день истребители из la Escuadrilla Moscas сбили два Fiat CR.32. В этот период на всех И-16 летали советские пилоты. 17 ноября, И-16 из 2а Escuadrilla Moscas был сбит, когда его пилот допустил фатальную ошибку в ходе ближнего боя с высокоманевренным Fiat CR.32.
Пилоты «Моска» быстро выработали наилучшую тактику боя с Fiat CR.32. Она состояла в атаке с пикирования, при использовании облачности в качестве маскировки. После единственной атаки с обстрелом противника, они опять набирали высоту, используя для этого скорость, набранную при пикировании.
В декабре 1936 года, первый И-16 тип 5 (тактический номер «9» черный), был захвачен националистами. Этот истребитель был перекрашен, получил опознавательные знаки националистов и код «1W-1», и позже изучался группой испытателей в Куатро Виентос (Cuatro Vientos). Для испытательных полетов стандартная трубка Пито самолета была заменена коленчатой.
Националисты прозвали И-16 «Рата» (Rata - крыса) или Boeing, так как его путали с американским истребителем Р-26А. В этот период в Западной Европе и Америке вообще полагали, что И-16 был построен согласно спецификациям компании Boeing. Но фактически, И-16 были самолетами следующего поколения по сравнению с Boeing P-26A.
В декабре 1936 года, в Испанию были доставлены следующие тридцать одна штука И-16 тип 5. Эти самолеты, использовались для формирования За Escuadrilla Moscas, базировавшейся в Альбасете (Albacete). 3-я эскадрилья была введена в строй в феврале 1937 года. В общей сложности Советский Союз поставил в Испанию шестьдесят два истребителя И-16 тип 5. К началу 1937 года, по крайней мере, четыре «Моска» были потеряны в бою, и только двадцать четыре считались боего-товыми, остальные находились на различных стадиях сборки.
Первые не русские пилоты начали появляться в 1-й и 3-й эскадрильях «Моска» в мае 1937 года. Это были такие опытные летчики-истребители как испанцы Мануел Агуирр (Manuel Aguirre) и Эдуардо Клаудин (Eduardo Claudin), и американцы Франк Тинкер (Frank Tinker) и Альберт Баумлер (Albert Baumler). В середине мая 3-ю эскадрилью «Моска», перебазировали в Северный сектор, при этом ее самолеты совершили перелет из Альжете (Algete) под Мадридом в Бильбао (Bilbao). Из вылетевших двенадцати самолетов, только семь сумели выполнить перелет протяженностью почти 300 км, а пять были вынуждены возвратиться назад.
К концу июня, в строю находилось всего около пятидесяти И-16. По крайней мере, тринадцать И-16 тип 5 были потеряны в боях или авариях. В ходе сражения за Брюнет (Brunete) (6-28 июля 1937 года) И-16 впервые столкнулись с новыми немецкими истребителями Messers-chmitt Bf 109.
И-16 тип 5 помог республиканцам добиться превосходства в воздухе, по крайней мере, в районе Мадрида. С ноября 1936 года, до лета 1937 года И-16 был самым лучшим истребителем, воевавшим в Испании. Это вынудило руководство Третьего Рейха послать в Испанию Messerschmitt Bf 109, чтобы компенсировать воздушное превосходство «Моска».
Когда в Испанию прибыло достаточное количество более совершенных И-16 тип 6 и И-16 тип 10, большинство сохранившихся И-16 тип 5, были переданы в учебное подразделение - «Школа скоростных истребителей» в Эль-Кармоли (El-Carmoli) под Картахеной (Cartagena).
И-16 тип 5 в Китае
7 июля 1937 года, без объявления войны, японцы вторглись в Китай. В тот период китайские ВВС представляли собой пеструю смесь различных самолетов иностранной постройки и полностью зависели от импортных поставок из отдаленных стран.
21 августа 1937 года, был подписан пакт о ненападении между Советским Союзом, и Китайским центральным правительством, в соответствии с одним из секретных протоколов которого, Советский Союз обязался оказать Китаю военную помощь. Акцент был сделан на перевооружение китайских военно-воздушных сил, которые были фактически уже уничтожены японцами.
8 1937 году, первые И-16 тип 5 прибыли в Китай, а первым китайским подразделением, получившим эти самолеты, стала 4-я истребительная группа. Ранее ее пилоты летали на американских истребителях-бипланах Curtiss Hawk II, поставленных в Китай в марте 1936 года.
Когда 21 ноября 1937 года шесть истребителей И-16 тип 5 во главе с полковником Као, из 4-й истребительной группы, только что прибыли из Анканга (Ankang) и дозаправлялись на аэродроме Чучиако (Chouchiakou) в Хонане (Нопап), десять японских бомбардировщиков Mitsubishi G3M2 нанесли удар по аэродрому. Полковник Као был убит, а его истребитель оказался среди самолетов, уничтоженных на земле в результате бомбежки. Одиннадцать японских бомбардировщиков атаковали этот же аэродром и на следующий день, но на сей раз три, И-16 тип 5 патрулировали воздушное пространство, и один из Mitsu6nchi G3M2 был сбит.
Двадцать три И-16 тип 5 под командованием капитана Г.М. Прокофьева базировались на аэродроме в Нанкине (Nanking).
22 ноября 1937 года, советские летчики-истребители одержали первую победу. Шесть японских истребителей Туре 96 вступили в бой с шестью И-16 тип 5, в результате один Туре 96 вылетевший из Муйазаки (Miyazaki) был сбит. 24 ноября 1937 года японская авиация совершила налет на Нанкин (Nanking), в нем участвовало девять истребителей Mitsubishi Type 96, шесть пикирующих бомбардировщиков Aichi Type 96 и два бомбардировщика Mitsubishi G3M2, согласно японским источникам, три из шести перехвативших их китайских истребителей И-16 тип 5 было сбито.
Поскольку японские силы продвигались к столице Китая, то в декабре 1937 года Нанкин (Nanking) стал ареной упорных воздушных боев. Так 2 декабря 1937 года город атаковало восемь самолетов Yokosuka B4Y1 в сопровождении шести истребителей Mitsubishi Type 96, из 13-й авиагруппы, которые были перехвачены И-16. Пилоты японских истребителей доложили, что они сбили множество И-16 без потерь со своей стороны.
Китайские истребители И-16 имели камуфляжную окраску стандартных советских цветов: оливково-зеленый на верхних поверхностях и светло-голубой на нижних. Национальные опознавательные знаки, наносились только на верхней поверхности крыла (на нижней поверхности их не было). На руле направления рисовались синие горизонтальные полосы на белом фоне.
Источники
- Истребитель И-16. /Михаил Маслов/
- Война в воздухе. /№ 137 /
|