Авиация Второй мировой

Home English

И-222

Высотный истребитель-перехватчик

ОКБ Микояна

И-222 (3А)

И-222 (3А) - высотный истребитель-перехватчик с гермокабиной, двигателем АМ-39Б и двумя турбокомпрессорами ТК-2Б. Самолет разработан и построен на базе истребителя И-221, но имел герметичную кабину и улучшенный обзор задней полусферы. На испытания самолет предъявлен 15 марта 1944 г. На машине был установлен опытный мотор АМ-39Б No.01. Кроме того, в системе охлаждения воздуха, поступающего в карбюратор двигателя, установили воздухо-воздушный радиатор взамен водо-воздушного, что позволило, несмотря на установку гермокабины, не допустить возрастания полетной массы самолета. Оболочку гермокабины сделали из алюминиевого сплава АМЦ. В ходе изготовления механическую систему герметизации фонаря заменили пневматической. Максимальная расчетная скорость должна была составить 689 км/ч на высоте 12500 м, а практический потолок 13000-14000 м. Вооружение включало две синхронные 20-мм пушки СШ-20 с боезапасом по 100 патронов.

Схема И-222 с двигателем АМ-39Б-1

28 апреля 1944 г. истребитель И-222 передали на ЛИС завода No.155, а 7 мая на нем выполнили первый полет. Первоначально установленный трехлопастный воздушный винт серии АВ-5Л, в дальнейшем заменили на четырехлопастный АВ-9Л-230. В период с 26 июля по 9 августа 1944 г., в ходе испытаний, была выполнена продувка машины в натурной аэродинамической трубе ЦАГИ. По результатам продувки произвели доработку самолета: установили новые предкрылки и увеличенный ВВР. 1 сентября И-222 выполнил контрольный полет с внесенными улучшениями. В ходе заводских летных испытаний было выполнено 39 полетов. Однако заданной высоты И-222 не достиг по причине падения давления масла и бензина, а также неустойчивой работы винтомоторной группы. Истребитель уверенно набирал только высоту 12000 м. Граница высотности мотора АМ-39Б No.01 с двумя турбокомпрессорами ТК-2Б на режиме набора высоты на второй скорости ПЦН составила 11300 м.


Основные характеристики
И-222 И-231
Экипаж, чел. 1 1
Геометрия
Длина самолета, м 9,60 8,62
Размах крыла, м 13,0 10,2
Площадь крыла, м² 22,44 17,44
Высота самолета, м 3,26 3,275
Массы
Масса, кг пустого 3076 2583
взлетная 3790 3287
Силовая установка
Двигатель AМ-39Б+ТК-2Б АМ-39
мощность, л.с. 1900 1800
Лётные данные
Скорость максимальная 691 707
Время набора высоты 5000м, мин 909 м/мин 4,5
Практический потолок, м 14500 11400

19 октября 1944 г. истребитель И-222 передали в ЛИИ для продолжения испытаний, где самолет совершил три полета, после чего 26 января 1945 г. с него сняли мотор по выработке ресурса и отправили на завод No.300 для переборки. В июле, после переборки, двигатель установили на самолет, однако было отмечено падение давление масла до высоты 6000 м, вследствие чего после пяти полетов мотор опять пришлось снять и отправить на завод, откуда он больше не возвращался. Ввиду отсутствия нового мотора работы по самолету были прекращены.

И-224

Высотный истребитель-перехватчик

И-224

И-224 (4А) - высотный истребитель-перехватчик с гермокабиной, двигателем АМ-39ФБ и турбокомпрессором ТК-300Б разработки ОКБ-300. Кроме истребителя И-222 был построен второй экземпляр самолета с герметической кабиной, который получил название И-224 и шифр "4А". В отличие от И-222 на истребителе И-224 был установлен опытный форсированный двигатель АМ-39ФБ №02 и один турбокомпрессор ТК-300Бна правом выхлопном коллекторе, а также четырехлопастный винт АВ-9Л-26Б диаметром 3,5 м и с шириной лопасти 400 мм. Вооружение состояло из одной синхронной 20-мм пушки Б-20 с боезапасом 100 патронов. В перегрузку предусматривали установку второй пушки Б-20 с таким же боезапасом.

Самолет был выпущен из производства 4 августа 1944 г. Для проведения заводских испытаний в соответствии с приказом НКАП №562 от 15 сентября 1944 г. были назначены ведущий инженер К.П.Ковалевский и летчик-испытатель Г.М.Шиянов. Первый вылет И-224 состоялся 16 сентября 1944 г. Во время заводских испытаний было выполнено всего 5 полетов, так как 28 сентября самолет потерпел аварию при вынужденной посадке из-за отказа двигателя. Ремонт продлился до 23 декабри из-за несвоевременной поставки нового мотора. Между тем в соответствии с приказом НКАП №615 от 19 октября 1944 г. самолет предписывалось передать в ЛИИ.

28 декабря 1944 г. истребитель И-224 после завершения ремонта перегнали в ЛИИ для продолжения испытаний. В феврале 1945 г. был заменен мотор из-за появления металлической стружки в маслофильтре. В июле на самолете достигли высоты 13700 м. При этом летчик не отметил, каких-либо недостатков в работе его агрегатов и гермокабины. Однако после замены ТК-300Б на новый, улучшенный по высотности, появилась тряска мотора на номинальном и среднем режимах работы. Причиной этого стал помпаж турбокомпрессора. В связи с этим в ноябре ТК-300Б заменили на прежний, с которым И-224 поднимался на 13700 м.

Испытания завершили 26 октября 1945 г. На самолете полностью была отработана герметическая кабина и достигнут практический потолок 14100 м, что на 100 м превысило задание ГКО. Граница высотности мотора на второй скорости ПНЦ в режиме набора высоты составила 11600 м.

В январе 1946 г. на самолете закончили ремонт после эксплуатации в ЛИИ и подготовили его для передачи на госиспытания в ГК НИИ ВВС. Также по требованию завода №300 с целью устранения помпажа турбокомпрессора была произведена доработка всасывающего патрубка от воздухо-воздушного радиатора к карбюраторам. На нем установили управляемую заслонку для перепуска воздуха в атмосферу при появлении в полете помпажа ТК. Однако вскоре на заводе №300 приняли решение заменить мотор АМ-39ФБ на мотор АМ-44 с непосредственным впрыском. Новый мотор был получен 31 июля, но из-за его недоведенности предъявить И-224 на госиспытания так и не удалось. Постановлением Совета Министров №2548-1065 от 30 ноября 1946 г. работы по самолетам И-222 и И-224 были прекращены.

Характеристики И-224
Экипаж 1
Первый полет 1944
Геометрия
Размах крыла, м 13,00
Площадь крыла, м² 22,44
Длина, м 9,60
Высота, м 3,66
Массы, кг
Пустого самолета 3105
Нормальная взлетная 3780
Силовая установка
Мотор 1 × ПД АМ-39ФБ+ТК-300Б
Мощность, л.с. 1 × 1800
Лётные данные
Максимальная скорость, км/ч у земли 574
на высоте 693
Скороподъемность, м/мин 1250
Практическая дальность, км 1400
Практический потолок, м 14100
Вооружение
4 × синхронные 20-мм пушки Б-20 с боезапасом 100 патронов
Фото Описание
Схема И-224 Схема И-224
И-224

И-224

И-225

Высотный истребитель

И-225

И-225 (5А) - скоростной высотный истребитель с двигателем АМ-42ФБ и турбокомпрессором ТК-300Б разработки ОКБ-300. В начале 1944 г. ОКБ-155 в инициативном порядке провело модификацию истребителя И-220 No.02 под опытный мотор АМ-42Б с турбокомпрессором ТК-300Б. На самолете, получившем название И-225 и шифр "5А", также установили воздухо-воздушный радиатор для охлаждения воздуха, поступающего в карбюратор двигателя, и трехлопастный винт АВ-5ЛВ-22А диаметром 3,6 м.

Истребитель И-225 был выпущен из производства 9 мая 1944 г. и передан на ЛИС завода No.155. Первый полет на самолете выполнили 21 июля 1944 г. Для проведения заводских испытаний в соответствии с приказом НКАП No.447 от 24 июля 1944 г. утвердили ведущего инженера А.Г.Брунова и летчика-испытателя А.П.Якимова. На испытаниях И-225 достиг на номинальном режиме скорости 580 км/ч у земли и 721 км/ч на высоте 8850 м. Высоту 5000 м самолет набирал за 4,5 мин., а 8000 м - за 7,9 мин. На максимальных и боевых режимах скорость и скороподъемность не определялись. Однако в самом конце заводских испытаний самолет И-225 потерпел аварию. 9 августа 1944 г. во время определения границы высотности на номинальном и максимальном режимах работы двигателя на высоте 7000-7500 м начался пожар из-за обрыва главного шатуна второго цилиндра мотора АМ-42Б No.02. На высоте 2000-1500 м летчик А.П.Якимов покинул горящую машину, получив при этом ожоги.

Схема И-225 No.1

Схема И-225 No.1

Второй экземпляр истребителя И-225 был закончен в производстве 20 февраля 1945 г. Первый вылет выполнили 14 марта 1945 г. Первоначально на самолет планировали установить мотор АМ-43, однако из-за его отсутствия на него поставили АМ-42ФБ No.01. Кроме того, самолет оснастили турбокомпрессором АМТК-1А, воздухо-воздушным радиатором, трехлопастным воздушным винтом АВ-5Л-22В диаметром 3,6 м, а также гермокабиной. Вооружение состояло из четырех синхронных 20-мм пушек СШ-20 с боекомплектом по 100 патронов. Опытные пушки СШ-20 в дальнейшем планировали заменить на серийные Б-20.

Для проведения заводских летных испытаний второго экземпляра И-225 в соответствии с приказом НКАП No.157 от 17 апреля 1945 г. утвердили ведущего инженера А.Г.Брунова и летчика-испытателя А.П.Деева. Однако 26 апреля в 16-м полете самолет потерпел аварию при перелете с места вынужденной посадки около деревни Лузгарино в районе Шатуры. При разбеге преждевременно стала убираться правая стойка шасси, летчик сразу убрал газ, но самолет все же выскочил на пашню, развернулся на 180°, и от удара об землю у него отломилась хвостовая часть фюзеляжа. Несмотря на серьезные повреждения, самолет было решено восстановить. В июне 1945 г., после замены разрушенного фюзеляжа новым, И-225 No.02 покинул сборочный цех. На заводских испытаниях второго экземпляра И-225 была достигнута максимальная скорость 560 км/ ч у земли и 726 км/ч на высоте 10000 м, которую самолет набирал за 8,8 мин. Время подъема на высоту 5000 м составило 4 мин.

Характеристики И-225
Экипаж 1
Первый полет 1944
Геометрия
Размах крыла, м 11,00
Площадь крыла, м² 20,40
Длина, м 9,50
Высота, м 3,70
Массы, кг
Пустого самолета 3010
Нормальная взлетная 3900
Топливо в крыле в перегрузку еще 127 кг 325
Силовая установка
Мотор 1 × ПД АМ-42ФБ+ТК-300Б
Мощность, л.с. 1 × 1900
Лётные данные
Максимальная скорость, км/ч у земли 560
на высоте 726
Скороподъемность, м/мин 1250
Практическая дальность, км 1300
Практический потолок, м 12600
Вооружение
4 × синхронные 20-мм пушки СШ-20 с боекомплектом по 100 патронов
Фото Описание
Схема И-225 No.2 Схема B-225 No.2

После замены мотора, выработавшего свой ресурс, и ряда контрольных полетов по проверке его границы высотности самолет 30 октября 1945 г. отправили в ГК НИИ ВВС на государственные испытания. Однако в ГК НИИ ВВС к летным испытаниям И-225 No.02 приступить не смогли, так как в контрольном полете был обнаружен помпаж установленного на машине турбокомпрессора. В начале января 1946 г. турбокомпрессор сняли для замены диффузора и всасывающего патрубка от воздухо-воздушного радиатора к карбюраторам. На патрубке, как и на И-224, установили управляемую заслонку для перепуска воздуха в атмосферу при появлении в полете помпажа ТК.

27 января 1946 г. во время полета была обнаружена тряска мотора АМ-42ФБ No.04 на номинальном режиме до высоты 6000 м, после чего завод No.300 принял решение заменить его на мотор АМ-44 с непосредственным впрыском. Полеты были прерваны, и самолет 13 февраля перегнали на завод No.155 для замены мотора, который поступил с завода No.300 только 6 апреля 1946 г. В мае закончили монтаж мотора АМ-44 и провели отстрел пушечного вооружения в тире.

Первый вылет истребителя И-225 с новой силовой установкой состоялся 31 мая 1946 г. По требованию завода No.300 на самолете, до сдачи его в ГК НИИ ВВС для продолжения госиспытаний, в июне были проведены испытания мотора АМ-44 с турбокомпрессором АМТК-1А. Однако во время этих испытаний был выявлен ряд существенных дефектов мотора, вследствие чего предъявить самолет И-225 для продолжения госиспытаний не удалось. Постановлением Совета Министров No.493-192 от 11 марта 1947 г. работы по самолету были прекращены.

Источники

  • "История конструкций самолетов в СССР,1938-1950гг." /В.Б. Шавров/
  • Самолеты ОКБ им. А.И. Микояна /АиК № 9 2000г. Евгений Арсеньев/
  • Истребитель МиГ-3 /Авиаколлекция 2015-01. Н.В. Якубович./
  • Истребитель МиГ-3 /Крылья 2008-02. Михаил Маслов./
  • Истребитель МиГ-3 - утраченные возможности /Аиация и Космонавтика 2013-05. Андрей Ивицкий./