Авиация Второй мировой

Home English

И-231 (2Д)

Истребитель

ОКБ Микояна

И-231

И-231 (2Д) - Модификация истребителя И-230 с двигателем АМ-39

В сентябре 1943 г. ОКБ-155 приступило к модификации истребителя И-230 под установку двигателя АМ-39А взлетной мощностью 1800 л.с. Ведущим инженером по машине был назначен В.Н.Сорокин с оставлением за ним общего руководства и надзора за эксплуатацией и доводками истребителей И-230 (МиГ-ЗУ). Для обеспечения необходимых температурных режимов, в связи с возросшей мощностью мотора, на самолете И-231 установили водо-радиатор увеличенной с 24,8 до 30 дм² площади, в нем же разместили и радиатор дополнительного контура (7 дм²) для охлаждения воздуха, поступающего из нагнетателя в цилиндры мотора. Емкость фюзеляжного топливного бака увеличили до 500 л. Стабилизатор был опущен на 200 мм (как на МиГ-3), с целью устранения дрожания хвостовой части фюзеляжа, выявленного на самолетах И-230. Вооружение также состояло из двух синхронных 20-мм пушек ШВАК.

Истребитель И-231 был закончен в производстве и передан на заводские испытания 16 октября 1943 г. Для проведения летных испытаний 19 октября был назначен экипаж в составе летчика-испытателя капитана В.Н.Савкина, старшего механика А.В.Фуфурина и моториста И.В.Котова. В этот же день состоялся первый полет И-231. Однако 5 ноября из-за разрушения нагнетателя летчик в исключительно трудных условиях совершил вынужденную посадку в городе Ногинск. Как отметил летно-технический состав Ногинского аэродрома, посадка была совершена с выпущенными шасси и исключительно мастерски. За спасение опытной машины В.Н.Савкин был награжден орденом Красной Звезды. Полеты возобновились 23 ноября после ремонта и установки нового мотора. На испытаниях истребителя И-231 была достигнута максимальная скорость полета 707 км/ч на высоте 7100 м, а время набора высоты 5000 м составило 4,5 мин.

26 февраля 1944 г. истребитель И-231 отправили в НИИ ВВС на государственные испытания. Перед отправкой коллектив ОКБ провел устранение выявленных дефектов, а также был установлен новый винт АВ-5Л-126Е, облегченный на 25,3 кг. Испытания продолжались недолго, так как 8 марта самолет, пилотируемый летчиком-испытателем П.М.Стефановским, потерпел аварию. При посадке не вышли щитки-закрылки и отказали тормоза, из-за чего в конце пробега самолет выкатился на не укатанную часть аэродрома и скапотировал. И-231 возвратили в ОКБ для восстановительного ремонта, после которого 12 мая его вновь передали в НИИ ВВС. Однако 19 мая в полете при даче форсированного режима вышел из строя мотор. Получение нового мотора АМ-39 затянулось, и вскоре работы по самолету были прекращены.


Основные характеристики МиГ-ЗУ
И-230 И-231
Экипаж, чел. 1 1
Геометрия
Длина самолета, м 8,62 8,62
Размах крыла, м 10,2 10,2
Площадь крыла, м² 17,44 17,44
Высота самолета, м 3,275 3,275
Массы
Масса, кг пустого 2627 2583
взлетная 3260 3287
топлива 324 333
Силовая установка
Двигатель AМ-35А АМ-39
мощность, л.с. 1350 1800
Лётные данные
Скорость, км/ч у земли 505  
максимальная 656 707
на высоте, м 7000 7100
Время набора высоты 5000м, мин 6,2 4,5
Практический потолок, м 11900 11400

Источники

  • "История конструкций самолетов в СССР,1938-1950гг." /В.Б. Шавров/
  • журнал "Авиация и космонавтика" /№ 9 2000г. Евгений Арсеньев/