Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте
Самолёты Ильюшин Ил-2/41г Ил-2/42г Ил-2/43г Ил-2 М-82 Ил-2КР Ил-1/2И ДБ-3 ДБ-3Т ЦКБ-54 Ил-4 Ил-4ТК Ил-6 Ил-10 Ил-16 Ил-10М Фото и схемы Боевое применение Ил-2 Ил-4 Ил-10 РТЭ и РЛЭ Ил-2 1942

Ил-10М ✭
Штурмовик
Ильюшин

Прототип Ил10М на испытаниях в НИИ ВВС

В октябре 1950 г. Главнокомандующий ВВС СА маршал П.Ф. Жигарев обратился к С.В. Ильюшину с письмом, в котором предлагал рассмотреть вопрос о возобновлении серийного выпуска штурмовика Ил-10 АМ-42 как боевого самолета непосредственной поддержки войск, "еще не утратившего своих боевых возможностей". При этом Главком предлагал "установить новое крыло для упрощения техники пилотирования" и усилить наступательное вооружение штурмовика путем замены пушек НС-23 и пулеметов ШКАС на 4 пушки НР-23 и замены ВУ-9 на модифицированную ВУ-9М.

Поводом для такого решения военных в немалой степени послужило весьма успешное применение штурмовиков Ил-10 корейскими и китайскими летчиками в войне против войск Южной Кореи и ООН.

После недолгих согласований 12 января 1951 г. вышло Постановление Совмина СССР No. 4525-1997 об организации на авиазаводе № 168 (г. Ростов-на-Дону) серийного производства Ил-10. Согласно Постановлению 168-й авиазавод к концу года должен был выпустить 5 штурмовиков, а в следующем году - 150 Ил-10.

2 июля 1951 г. шеф-пилот ОКБ В.К. Коккинаки выполнил на Ил-10М первый полет. К 28 августа Ил-10М успешно прошел программу заводских испытаний.

В качестве основного недостатка серийного Ил-10М летчики ГК НИИ ВВС отмечали неудовлетворительную путевую устойчивость. Данный недостаток был устранен установкой подфюзеляжного гребня.

Состав оборудования Ил-10М обеспечивал боевое применение штурмовика практически в любых метеусловиях и ночью.

Вооружение: четыре 23-мм пушки НР-23, неподвижные, сдвоенные в крыле (600 снарядов), на задней установке у стрелка одна пушка Б-20 ЭН (150 снарядов).

Бомбовая нагрузка: 400-600 кг калибра от 1 до 100 кг в бомбоотсеках центроплана. Под крылом могли подвешиваться восемь снарядов РС-82 или четыре PC-132.

Завод № 168 в период 1952-54 гг. построил 136 экземпляров Ил-10М, из них в 1952 г. - 1 машину, в 1953 г. -100 штук и в 54-м - 35 штурмовиков. В 1953 г. к выпуску Ил-10М был подключен авиазавод No. 47 в Оренбурге, выпустивший в 1953 г. 4 штурмовика этого типа и в 54-м - 6 машин.

По состоянию на 1 января 1955 г. ВВС Советской Армии в своем составе имели 19 штурмовых авиаполков, на вооружении которых состояли 1700 штурмовиков Ил-10 и Ил-10М и 130 реактивных истребителей-бомбардировщиков МиГ-15бис.

Ил-10 Ил-10М
Экипаж, чел. 2
Геометрия
Длина самолета, м 11,12 11,87
Высота, м 4,18 4,24
Размах крыла, м 13,4 14
Площадь крыла, м² 30 33
Массы, кг
Пустого 4650 5570
Нормальная взлетная 6300 7100
Силовая установка
Мотор 1 ПД АМ-42
Мощность взлетная, л.с. 2000
Мощность полетная, л.с. 1750
Лётные данные
Максимальная скорость у земли, км/ч 507 476
Максимальная скорость, км/ч 551 512
Практическая дальность, км 800 1070
Практический потолок, м 7250 7000
Фото Описание
Схема  Ил-10М

Схема Ил-10М

Послевоенный штурмовик Ил-10М

Послевоенный штурмовик Ил-10М

Ил-10М

Ил-10М, обратите внимание на подфюзеляжный гребень для увеличения продольной устойчивости.

В апреле 1956 г. министр обороны маршал Г.К. Жуков представил руководству страны подготовленный Генштабом и Главным штабом ВВС доклад о состоянии и перспективах развития штурмовой авиации. В докладе делался вывод о низкой эффективности штурмовиков на поле боя в современной войне и фактически предлагалось ликвидировать штурмовую авиацию, обеспечив решение боевых задач по непосредственной авиационной поддержке наземных войск в наступлении и обороне силами бомбардировочной и истребительной авиации. В результате обсуждения "в верхах" вышел приказ министра обороны от 20.04.56 г., согласно которому в составе ВВС СА упразднялась штурмовая авиация, имеющиеся Ил-10 и Ил-10М списывались, программа разработки перспективного Ил-40 закрывалась.

После громкой славы в Великой Отечественной войне штурмовики Красной Армии "ушли" в небытие до весны 1969 г., когда министр обороны А.А. Гречко обратился в МАП с просьбой начать работы по созданию самолета-штурмовика, отвечающего требованиям современной войны, и объявил конкурс на его разработку. Были разработаны штурмовики Ил-102 (явившийся глубокой проработкой Ил-40) с двумя членами экипажа и победивший в конкурсе ныне хорошо известный Су-25 "Грач".

Источники

  • "История конструкций самолетов в СССР,1938-1950гг." /В.Б. Шавров/
  • "Самолеты сталинских соколов" /К.Ю. Косминков, Д.В. Гринюк/
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/

Ваше имя (Nick):
Ваш e-mail:
Введите число 5146563:
Ваша информация:

Ил-10М - исходник для фотошопа. Гуляет по интернету мой коллаж в фотошопе как "фото времен ВОВ". Однако, это "историческое фото" создавалось мною в третьем тысячелетии для верхнего баннера "Авиация Второй мировой" и никакого отношения ко времени ВОВ не имеет. Задним планом добавлена линия горизонта и небо, "доработано" левое полукрыло, ну получилось, как получилось...

02.04.2018

На фото вверху страницы прототип Ил-10М на испытаниях в НИИ ВВС. Под фюзеляжем еще отсуствует гребень для улучшения продольной устойчивости.
На стабилизаторе можно рассмотреть антенны радиовысотомера.

02.04.2018

На фото вверху страницы прототип Ил-10М на испытаниях в НИИ ВВС. Под фюзеляжем еще отсуствует гребень для улучшения продольной устойчивости.
На стабилизаторе можно рассмотреть антенны радиовысотомера.

Вооружение Бериев Ермолаев Ильюшин Лавочкин Микоян Петляков Поликарпов Сухой Туполев Яковлев Прочие Статьи Бои Асы Люди и самолеты Фото и схемы Аббр.

©AirPages
2003-