Авиация Второй мировой

Home English

Ил-16

  • Штурмовик
  • Первый полет: 1945
  • ОКБ Ильюшина

Высокие летно-тактические данные штурмовика Ил-10, его способность в период принятия на вооружение и боевой работы на фронтах ВОВ вести активный воздушный бой с истребителями противника определили начало проектных работ по еще более скоростному и маневренному штурмовику Ил-16 облегченного типа, которые развернулись в 1944 г., практически сразу же после завершения государственных испытаний Ил-10.

Штурмовик Ил-16 проектировался под новый двигатель жидкостного охлаждения М-43НВ с взлетной мощностью 1691 кВт (2300 л. с), созданный в ОКБ А. А. Микулина. По своей схеме, аэродинамической и конструктивной компоновке Ил-16 был практически одинаков с самолетом Ил-10, но имел несколько меньшие по сравнению с ним геометрические размеры и массу (смотри приведенный ниже рисунок).

Схемы штурмовиков Ил-16

В сочетании с более мощным двигателем это должно было обеспечить новому штурмовику максимальную расчетную скорость 625 км/ч. Прочность конструкции самолета Ил-16 позволила ему выполнять все фигуры высшего пилотажа.

Схема бронирования самолета Ил-16 сохранялась практически такой же, как и на Ил-10, но толщина листов брони боковых стенок капота двигателя и боковых стенок кабины пилота и стрелка была уменьшена. Кроме того, увеличилась площадь незабронированной верхней передней части бронекорпуса.

Стрелково-артиллерийское поступательное вооружение самолета состояло из двух пушек НС-23 с общим боезапасом 280 снарядов и двух пулеметов ШКАС, которые имели 1400 патронов. Как и на всех предыдущих штурмовиках С. В. Ильюшина, это оружие устанавливалось в отъемных частях крыла.

Предполагалось, что Ил-16 будет иметь нормальный бомбовый груз 200 кг и максимальный 400 кг о размещением бомб как внутри самолета в двух отсеках, оборудованных в центроплане крыла справа и слева от бронекорпуса, так и снаружи на держателях наружной подвески. Однако в процессе дальнейшей проектной проработки самолета его нормальный бомбовый груз увеличился до 400 кг, а максимальный — до 500 кг. Заднюю полусферу Ил-16 защищала подвижная пушка УБ-20 с боезапасом 150 снарядов и десять авиационных гранат АГ-2.

Таким образом, по своим проектным данным штурмовик Ил-16 имел практически одинаковую с Ил-10 мощь наступательного и оборонительного вооружения, но значительно превосходил своего предшественника по скоростным и маневренным характеристикам. Соответственно и боевая эффективность Ил-16 должна была стать значительно более высокой. Такой штурмовик был нужен фронту, и еще до проведения летных испытании опытного самолета Ил-16 началась подготовка к его серийному производству.

В начале 1945 г. серийный завод завершил постройку опытного самолета Ил-16, и летчик-испытатель В.К. Коккинаки совершил на нем первый полет. Выяснилось, что при таком мощном двигателе реактивный момент воздушного винта и короткий хвост сильно сказываются на продольной устойчивости самолета. Для ее улучшения на 500 мм удлинили отъемную хвостовую часть фюзеляжа, увеличили площадь вертикального оперения, а на руле направления поставили триммер. Доработанный самолет стал в воздухе более устойчив и лучше управляем. Тем не менее летные испытания Ил-16 затянулись из-за недостатков двигателя М-43НВ. Довести двигатель М-43НВ до требуемого состояния не удалось, и летом 1946 г. все работы по самолету Ил-16 прекратили.

Штурмовик Ильюшина Ил-16

Характристики штурмовиков Ильюшина
Ил-10 Ил-16
Год выпуска 1944 1945
Экипаж, чел 2 2
Размеры
Размах крыла, м 13,40 12,50
Длина самолета, м 11,12 10,69
Площадь крыла, м² 30,00 24,00
Мотор
Тип АМ-42 АМ-43НВ
Мощность, л.с. норм. 1×1750 1×2000
max 2000 1×2300
Массы и нагрузки, кг
Пустого 4650 4315
Нормальная взлетная 6300 5780
Летные данные
Max скорость, км/ч у земли 507 529
на высоте 551 576
Скороподъемность, м/мин 625 658
Практическая дальность, км 800 800
Практический потолок, м 7250 7600
Вооружение
Пушки, пулеметы НС-23 (крыло) 2 2
ШКАС 7,62 (крыло) 2 -
УБ-20 (сзади) 1 1
Реактивные снаряды под крылом 8 8
Бомбовая нагрузка, кг норм. 400 400
max 600 500

Дополнительное снижение массы достигнуто уменьшением толщины некоторых бронеплит. Толщину нижних бронеплит и бронеспинок сохранили на прежнем уровне. Крыло самолёта стало меньшим по размаху и площади.

На двигателе АМ-43 усилили конструкцию головок блока цилиндров, увеличили клапаны. Прирост мощности обеспечивался увеличением оборотов. Карбюратор заменили системой непосредственного впрыска, а в систему наддува ввели интеркулер. На взлёте этот 12-цилиндровый двигатель объёмом 46,6 литров развивал мощность 2300 л.с, номинальная мощность составляла 2000 л.с.

Источники

  • "История конструкций самолетов в СССР,1938-1950гг." /В.Б. Шавров/
  • "Самолеты ОКБ им. С.В. Ильюшина." /под ред. Г.В. Новожилова/

Учитывая высокие ЛТХ нового штурмовика решался вопрос об упразднении места бортстрелка, однако учитывая опыт ВОВ бортстрелок был оставлен.
Много лет спустя и в современном штурмовике Ил-102 бортстрелок также входил в состав экипажа, однако победил одноместный Су-25 теперь уже Сухого...