Авиация Второй мировой

Home English

Ил-16

  • Опытный штурмовик
  • Первый полет: 1945
  • ОКБ Ильюшина

Высокие летно-тактические данные штурмовика Ил-10, его способность в период принятия на вооружение и боевой работы на фронтах ВОВ вести активный воздушный бой с истребителями противника определили начало проектных работ по еще более скоростному и маневренному штурмовику Ил-16 облегченного типа, которые развернулись в 1944 г., практически сразу же после завершения государственных испытаний Ил-10.

Штурмовик Ил-16 проектировался под новый двигатель жидкостного охлаждения М-43НВ с взлетной мощностью 1691 кВт (2300 л. с), созданный в ОКБ А. А. Микулина. По своей схеме, аэродинамической и конструктивной компоновке Ил-16 был практически одинаков с самолетом Ил-10, но имел несколько меньшие по сравнению с ним геометрические размеры и массу (смотри приведенный ниже рисунок).

Схемы штурмовиков Ил-16

В сочетании с более мощным двигателем это должно было обеспечить новому штурмовику максимальную расчетную скорость 625 км/ч. Прочность конструкции самолета Ил-16 позволила ему выполнять все фигуры высшего пилотажа.

Схема бронирования самолета Ил-16 сохранялась практически такой же, как и на Ил-10, но толщина листов брони боковых стенок капота двигателя и боковых стенок кабины пилота и стрелка была уменьшена. Кроме того, увеличилась площадь незабронированной верхней передней части бронекорпуса.

Стрелково-артиллерийское поступательное вооружение самолета состояло из двух пушек НС-23 с общим боезапасом 280 снарядов и двух пулеметов ШКАС, которые имели 1400 патронов. Как и на всех предыдущих штурмовиках С. В. Ильюшина, это оружие устанавливалось в отъемных частях крыла.

Предполагалось, что Ил-16 будет иметь нормальный бомбовый груз 200 кг и максимальный 400 кг о размещением бомб как внутри самолета в двух отсеках, оборудованных в центроплане крыла справа и слева от бронекорпуса, так и снаружи на держателях наружной подвески. Однако в процессе дальнейшей проектной проработки самолета его нормальный бомбовый груз увеличился до 400 кг, а максимальный — до 500 кг. Заднюю полусферу Ил-16 защищала подвижная пушка УБ-20 с боезапасом 150 снарядов и десять авиационных гранат АГ-2.

Таким образом, по своим проектным данным штурмовик Ил-16 имел практически одинаковую с Ил-10 мощь наступательного и оборонительного вооружения, но значительно превосходил своего предшественника по скоростным и маневренным характеристикам. Соответственно и боевая эффективность Ил-16 должна была стать значительно более высокой. Такой штурмовик был нужен фронту, и еще до проведения летных испытании опытного самолета Ил-16 началась подготовка к его серийному производству.

В начале 1945 г. серийный завод завершил постройку опытного самолета Ил-16, и летчик-испытатель В.К. Коккинаки совершил на нем первый полет. Выяснилось, что при таком мощном двигателе реактивный момент воздушного винта и короткий хвост сильно сказываются на продольной устойчивости самолета. Для ее улучшения на 500 мм удлинили отъемную хвостовую часть фюзеляжа, увеличили площадь вертикального оперения, а на руле направления поставили триммер. Доработанный самолет стал в воздухе более устойчив и лучше управляем. Тем не менее летные испытания Ил-16 затянулись из-за недостатков двигателя М-43НВ. Довести двигатель М-43НВ до требуемого состояния не удалось, и летом 1946 г. все работы по самолету Ил-16 прекратили.

Штурмовик Ильюшина Ил-16

Характристики штурмовиков Ильюшина
Ил-10 Ил-16
Год выпуска 1944 1945
Экипаж, чел 2 2
Размеры
Размах крыла, м 13,40 12,50
Длина самолета, м 11,12 10,69
Площадь крыла, м² 30,00 24,00
Мотор
Тип АМ-42 АМ-43НВ
Мощность, л.с. норм. 1×1750 1×2000
max 2000 1×2300
Массы и нагрузки, кг
Пустого 4650 4315
Нормальная взлетная 6300 5780
Летные данные
Max скорость, км/ч у земли 507 529
на высоте 551 576
Скороподъемность, м/мин 625 658
Практическая дальность, км 800 800
Практический потолок, м 7250 7600
Вооружение
Пушки, пулеметы НС-23 (крыло) 2 2
ШКАС 7,62 (крыло) 2 -
УБ-20 (сзади) 1 1
Реактивные снаряды под крылом 8 8
Бомбовая нагрузка, кг норм. 400 400
max 600 500

Дополнительное снижение массы достигнуто уменьшением толщины некоторых бронеплит. Толщину нижних бронеплит и бронеспинок сохранили на прежнем уровне. Крыло самолёта стало меньшим по размаху и площади.

На двигателе АМ-43 усилили конструкцию головок блока цилиндров, увеличили клапаны. Прирост мощности обеспечивался увеличением оборотов. Карбюратор заменили системой непосредственного впрыска, а в систему наддува ввели интеркулер. На взлёте этот 12-цилиндровый двигатель объёмом 46,6 литров развивал мощность 2300 л.с, номинальная мощность составляла 2000 л.с.

Ил-20

Опытный штурмовик Ил-20
  • Опытный штурмовик
  • Первый полет: 1948
  • ОКБ Ильюшина

Опытный штурмовик был разработан с целью обеспечения максимального обзора пилоту для наведения бортового вооружения. По схеме самолет представлял собой низкоплан с мотором жидкостного охлаждения с четырехлопастным винтом диаметром 4,2 метра. Кабина летчика размещалась необычно - непосредственно над мотором - и была до предела выдвинута вперед. Переднюю часть кабины образовало поставленное под углом 70° длинное лобовое стекло 100-мм толщины.

Это обеспечивало обзор вперед-вниз в секторе 37 градусов, а при пикировании под углом 40-45° летчик мог видеть цели, находящиеся практически прямо под самолетом. За кабиной летчика располагались масло- и бензобаки. За ними находилась кабина стрелка, дистанционно управляющего 23-мм пушкой, размещенной в специальной подвижной установке Ил-ВУ-11 с гидравлическим приводом и механизмом для обвода ствола пушки по контуру фюзеляжа и хвостового оперения (в целях защиты их от поражения собственным оружием).

Заводские испытания начались 20 ноября 1948 г. Первый полет в начале декабря 1948 г. совершил летчик В.К.Коккинаки. В процессе испытаний самолет показал максимальную скорость полета всего 515 км/час на высоте 2800 метров. Вследствие низких летных данных, невыполнения требований по вооружению и недоведенности мотора М-47 конструкции М.Р.Флисского работы по Ил-20 в соответствии с Постановлением Совмина СССР от 14 мая 1949 г. прекратили.

Вооружение. Самолёт получил классификацию – тяжёлый штурмовик, из-за очень мощного вооружения. Для стрельбы вперёд самолёт был вооружён сразу четырьмя 23 мм пушками НС-23. В качестве оборонительного вооружения у самолёта также был не пулемёт, как на Ил-2/10, а 23-мм пушка, также НС-23. Кроме того, самолёт мог нести до 1190 кг бомб калибром до 500 кг на наружной подвеске. Под консолями крыла у Ил-20 крепилось восемь РС-82 или четыре PC-132. В фюзеляже штурмовика находилась хорошо зарекомендовавшая себя за годы войны кассета АГ-2 на 10 авиагранат.

Характеристики Ил-20
Экипаж 2
Размеры
Размах крыла, м 15,43
Площадь крыла, м² 44,00
Длина самолета, м 13,58
Силовая установка
1 × ПД М-47, л.с. 3000 /3300 кВт
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета, кг 3935
Нормальная взлетная, кг 5655
Летные данные
Максимальная скорость, км/час 515
Практический потолок, м 7750
Практическая дальность, км 1680
Фото Описание
Схема  Ил-20 Схема Ил-20
НС-23 в крыле Ил-20 Четыре 23 мм пушки НС-23 в крыле

Источники

  • "История конструкций самолетов в СССР,1938-1950гг." /В.Б. Шавров/
  • "Самолеты ОКБ им. С.В. Ильюшина." /под ред. Г.В. Новожилова/

Ваше имя (Nick):
Ваш e-mail:
Введите число 5146563:
Ваш пост:


Учитывая высокие ЛТХ нового штурмовика решался вопрос об упразднении места бортстрелка, однако учитывая опыт ВОВ бортстрелок был оставлен.
Много лет спустя и в современном штурмовике Ил-102 бортстрелок также входил в состав экипажа, однако победил одноместный Су-25 теперь уже Сухого...

Еще в 1941 году в ОПБ АМ-37 с целью обеспечения хорошего (до 15°) обзора вперед-вниз, что было важно для успешного применения самолета на поле боя, Сергей Александрович Кочеригин предусмотрел высокое размещение летчика с соответствующим увеличением фонаря кабины, сознательно пойдя при этом на некоторое ухудшение аэродинамики.