Авиация Второй мировой |
Штурмовик «Ил-2»В.И. Перов, О.В. Растренин1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 От сражения до сраженияВесной 1943 г. германское командование, рассчитывая воспользоваться выгодным начертанием линии фронта, приступило к подготовке двух встречных ударов из районов южнее Орла и севернее Харькова в общем направлении на Курск, имеющих целью окружение и уничтожение войск Центрального и Воронежского фронтов, занимавших Курский выступ, и получение свободы маневра для обхода Москвы по кратчайшему направлению. План наступления получил кодовое название "Цитадель". Ставка Верховного Главного командования Красной Армии своевременно раскрыла план летнего наступления противника. 12 апреля 1943 г. Ставкой было принято решение о преднамеренной обороне, имеющей целью измотать противника активной глубокоэшелонированной обороной, обескровить его ударные группировки и резервы, а затем, перейдя в контрнаступление, разгромить их. В соответствии с этим командование, Военный совет и штаб ВВС КА, получив ориентировку Генерального штаба, начали подготовку к предстоящим сражениям. Она выражалась, прежде всего, в создании крупной авиационной группировки в районе Курского выступа, в подготовке аэродромной сети, в укомплектовании частей и соединений личным составом и техникой. Вместе с этим Ставкой было решено активными действиями авиацией нарушить планомерную подготовку вермахта к летним операциям. С этой целью Верховный Главнокомандующий И.В.Сталин (приказ № 0328 от 04.05.43 г.) и Ставка ВГК поставили перед командованием воздушных армий и АДД задачи по уничтожению немецких самолетов на аэродромах и в воздухе, срыву железнодорожных перевозок и дезорганизации автомобильного движения на дорогах. Операция по уничтожению немецких самолетов на аэродромах была назначена на 6 мая 1943 г. Время первого массированного удара по аэродромам для всех воздушных армий фронтов определялось с 4.30 до 5.00. В последующем аэродромы противника должны были подвергаться огневому воздействию со стороны ВВС КА еще в течение трех суток. После двухсуточного перерыва следовала еще одна трехсуточная серия ударов по аэродромам люфтваффе. В своей директиве №10/233 от 5 мая 1943 г. временно исполняющий обязанности командующего ВВС КА генерал-полковник авиации Г.А.Ворожейкин потребовал от командующих воздушными армиями: "Удар по аэродромам наносить крупными группами, выделяя из их состава необходимое количество авиационных средств для подавления зенитной обороны противника. Штурмовикам, бомбардировщикам при нападении на аэродромы в составе бомбозаправок иметь: 60% осколочных, 30% зажигательных и 10% фугасных бомб..." Воздушные армии должны были действовать: 1 -я ВА Западного фронта - по 5 аэродромам, в том числе в районах Сещи и Брянска, 15-я ВА Брянского фронта - по двум аэродромам в районе Орла, 16-я ВА Центрального фронта - по пяти аэродромам в районах Орла и Навли, 2-я ВА Воронежского фронта - по восьми аэродомам, главным образом Харьковского аэроузла, 17-я Юго-Западного и 8-я ВА Южного фронтов - по трем аэродромам каждая. Вполне удачными в этот день были действия Ил-2 17-й ВА генерал-лейтенанта авиации С.А.Красовского, что объясняется, кроме внезапности, еще и довольно грамотным планированием удара. На рассвете 6 мая аэродром Краматорская, на котором по данным армейской разведки было сосредоточено до 100 немецких самолетов различного типа, был подвергнут бомбоштурмовому удару истребителей 207-й над п-ка А.П.Осадчего и штурмовиков 290-й шад п-п-ка П.И.Мироненко 3-го смешанного авиакорпуса генерал-майора авиации В.И.Аладинского. В 5.00 аэродром был блокирован десяткой Ла-5 5-го гиап, которая несколько позже, совместно с шестеркой Як-1 814-го иап, связала боем 14 подошедших "мессершмиттов" и "фокке-вульфов" и этим обеспечила в период 5.10-5.27 свободу действий в районе аэродрома двух восьмерок Ил-2 из 775-го и 299-го шап. Обе группы штурмовиков практически беспрепятственно со стороны истребительной авиации противника расстреливали и бомбили немецкие самолеты на аэродроме, выполнив по несколько заходов. Истребители прикрытия, сбив 2 Bf109G, после ухода "Илов" также провели штурмовку аэродрома. В 19.00 этого же дня аэродром Краматорская вторично был подвергнут совместному бомбоштурмовому удару 8 штурмовиков Ил-2 и 12 истребителей Як-1. По докладу начальника штаба 3-го сак п-ка Назарова в результате бомбоштурмовых ударов экипажей по аэродрому Краматорская, а также в 8 воздушных боях "...было уничтожено и повреждено до 49 самолетов противника, из них 23 самолета сожжено на аэродроме, 12 самолетов сильно повреждено пулеметно-пушечным огнем при штурмовых атаках, 11 истребителей сбито в воздушном бою и 3 самолета подбито в воздушном бою. Взорван один склад с горючим и подавлено 2 орудия зенитной артиллерии и несколько точек зенитных пулеметов". Потери корпуса генерала Аладинского составили: 6 Ил-2 (3 летчика и 2 воздушных стрелка погибли) и 1 Ла-5 (летчик спустился на парашюте на территории противника). В ночь с 6 на 7 мая аэродром Краматорская четыре раза бомбили летчики-ночники 449-го бап м-ра И.И.Малова, 734-го и 370-го нбап м-ра А.В.Стяжкова и п-п-ка К.Д.Василевского соответственно. Было отмечено 10 прямых попаданий по местам стоянок самолетов, 16 -по бетонной площадке и 6 - по батареям зенитной артиллерии. Отметим, что количество уничтоженных немецких самолетов люфтваффе на аэродроме Краматорская, показанных в отчете штаба 3-го сак, завышено примерно в 2,5-3 раза. Это следует как из оценки боевых возможностей Ил-2 по результатам полигонных испытаний и анализа боевого опыта применения штурмовика, подтвержденного данными работы специальных комиссий воздушных армий и НИИ ВВС КА., так и из характера расположения самолетов на аэродроме Краматорская по данным разведки. По всей видимости, в штабе 17-й воздушной армии также усомнились в достоверности донесения штаба 3-го сак, так как в итоговом докладе командующему ВВС КА о боевых действиях армии в период 6-8 мая потери противника на аэродроме Краматорская 6 мая были уменьшены до 6 самолетов сбитых в воздушном бою, 21 уничтоженных и 12 поврежденных самолетов на аэродроме. Свои потери армия также уменьшила до 2 Ил-2, сбитых зенитной артиллерией, и одного Ла-5 - в воздушном бою. Командующий 2-й ВА генерал С.А. Красовский также смог неплохо организовать первый бомбоштурмовой удар по немецким аэродромам. Имея точные данные о сосредоточении авиации противника на Харьковском аэроузле (150 истребителей и до 200 бомбардировщиков), командующий принял решение в 5.30 6 мая нанести одновременный массированный удар по аэродромам Рогань, Основа, Сокольники, Померки и Полтава силами 30 Ил-2, 38 истребителей и 6 бомбардировщиков A-20G: 12 Ил-2 под прикрытием 12 Як-7б "работали" по аэродрому Померки, 12 Ил-2 и 18 Ла-5 - по аэродрому Рогань, 6 Ил-2 и 8 Як-7б - по аэродрому Сокольники, а 6 "Бостонов" наносили удар по аэродрому Полтава с высоты 6000 м без прикрытия истребителей. Выбор времени удара был выбран исходя из того, что летная жизнь на немецких аэродромах в последние 3 дня начиналась в 6.00 и личный состав прибывал на аэродром к 5.00. Перед вылетом на задание с летным составом были тщательно изучены фотопланшеты аэродромов, на земле проиграны боевые порядки и маневры над целью, порядок выхода из атаки и сбор группы после атаки, установлено количество заходов на цель. В расчетное время 4.50 выделенные группы штурмовиков и истребителей вылетели на выполнение боевой задачи. Перелет линии фронта выполнялся на высоте 1000-1200 м, подход к цели на высоте 1500 м. Не доходя до аэродромов 10-12 км, Ил-2 перестраивались в "пеленг" пар и на приглушенных моторах подходили к цели, снижаясь до высоты 1100 м. Выйдя на цель, каждая пара с пологого пикирования самостоятельно атаковывала цель, сбрасывая бомбы с высоты 400-500 м. После бомбометания штурмовики, став в круг, растреливали самолеты противника из пушек, пулеметов и PC, выполнив по 2-3 захода. Во всех случаях зенитная артиллерия аэродромов открывала огонь неорганизованно и лишь только тогда, когда Ил-2 уже отходили от цели. В результате бомбоштурмовых ударов 2-я воздушная армия уничтожила и повредила до 50 немецких самолетов. Данные подтверждены фотоснимками разведчиков-контролеров. Повторный удар в 15.00 был плохо организован и не так тщательно подготовлен в смысле разведки. Поэтому в повторном ударе положительных результатов достигнуто не было. К моменту повторного удара противник успел рассредоточить исправную матчасть по другим аэродромам. Система ПВО приведена в повышенную готовность, а истребители посажены на аэродромы засады. В итоге все экипажи 2-й ВА встретили организованное противодействие со стороны зенитной артиллерии и истребителей противника, свои задачи выполнить не смогли и потеряли сбитыми 9 машин: 6 Ил-2 и 3 истребителя. По мнению офицера Генерального штаба Красной Армии при штабе 2-й воздушной армии м-ра Филиппова, расчет выделенных сил штурмовиков и бомбардировщиков не соответствовал поставленным целям. "...Опыт показывает, что удары по аэродромам дают высокую эффективность при условии, когда высылается наряд самолетов в соотношении один к одному, т.е. состав нашей группы должен численно соответствовать самолетам противника, находившимся на аэродроме...", - отмечал Филиппов в своем докладе на имя начальника группы офицеров Генштаба генерал-майора Дубинина. Значительно менее успешными в этот день были действия летчиков 16-й ВА генерал-лейтенанта авиации С.И.Руденко, которая в 14.27 силами 200 самолетов (24 Пе-3 3-го бак, 64 Ил-2 2-й гвардейской и 299-й штурмовых авиадивизий и 112 истребителей 1-й гвардейской, 283-й и 286-й истребительных авиадивизий) нанесла массированный удар по аэродромам Орловского аэроузла (Орел-Военный, Орел-Гражданский, Б.Куликовка, Хмелевая, Хомуты), на котором находилось до 220 самолетов люфтваффе. На аэродромах по докладам экипажей было уничтожено и повреждено до 54 самолетов противника различного типа, 15 автомашин, 5 складов с горючим и боеприпасами, подавлено 9 огневых точек МЗА и создано свыше 20 очагов пожара. Кроме этого, в воздушном бою сбит 21 самолет и подбито 2 самолета противника. К сожалению, командованию 16-й ВА не удалось достичь внезапности ударов. Не были в достаточной мере подавлены зенитные точки аэродромов (выделенные для этой цели силы были недостаточными). Соседние аэродромы противника не были своевременно заблокированы истребителями 1 -й гиад (экипажи прибыли к цели с опозданием). Как следствие, Ил-2 и истребители прикрытия подверглись над целью ожесточенным атакам немецких истребителей, эффективность действия которых была усилена нарушением боевого порядка "Илов" и истребителей прикрытия (вследствие сильного огня зенитной артиллерии аэродромов). Положение осложнялось еще и тем, что в воздушной армии после апрельского затишья еще не было в должной мере отработано взаимодействие штурмовиков и истребителей прикрытия (основной состав армии к началу апреля был отведен на тыловые аэродромы для приведения в порядок авиационной техники и ввода в строй молодого летного состава). В результате, при выполнении налетов на аэродромы противника 5 мая 16-я ВА потеряла 30 Ил-2 и 8 истребителей. Несмотря на явную неудачу всех без исключения повторных ударов, ВВС КА на рассвете 7 мая провели третий массированный удар по 22 аэродромам противника, в котором участвовало 405 боевых самолетов. Вернувшись на свои базы, советские экипажи доложили о 23 поврежденных и 79 уничтоженных немецких самолетах на земле, а также о 21 сбитом в воздушных боях истребителе. Свои потери составили 49 самолетов. То есть результативность этого удара была значительно ниже планируемой, так как противодействие немецкой противовоздушной обороны и истребительной авиации резко возросло. Например, 12 Ил-2 и 14 Як-1 16-й ВА вообще не смогли прорваться к аэродрому Хмелевая. В этой связи 8 мая 1-я и 16-я воздушные армии по аэродромам не действовали, 8-я, 15-я и 17-я армии "работали" только ночью и результаты налетов установить не удалось. Удары экипажей 2-й воздушной армии были совершенно не результативными. При одном истребителе противника, сбитом в воздушном бою, собственные потери армии составили один самолет. Учитывая обстановку, заместитель командующего ВВС КА генерал-полковник авиации Г.А.Ворожейкин отдал, надо сказать, весьма запоздалое приказание командующим воздушными армиями о прекращении на три-четыре дня массированных действий по немецким аэродромам и переходе "...к широким действиям по автотранспортным и железнодорожным перевозкам силами "охотников"..." 13 мая 1943 г. командующий ВВС КА А.А.Новиков лично доложил Верховному Главнокомандующему следующие итоговые данные о действиях авиации в воздушной операции за 6, 7 и 8 мая: "За трое суток нашими ВВС произведено 1392 самолето-вылета, уничтожено на аэродромах противника 373 самолета, повреждено -51, сбито в воздушных боях - 67 и подбито - 10. В итоге противник потерял 501 самолет. Эти данные основаны на показаниях летчиков, сведениях партизан и фотоснимков. Наши потери составили 122 самолета, из них сбито в воздушных боях -21 самолет, зенитной артиллерией противника - 8, не вернулось с боевого задания - 93 самолета". В докладе указывалось, что в первом массированном ударе на один потерянный самолет ВВС КА приходилось 21,7 самолето-вылетов, во втором - 8,1 ив третьем - 8,4. По мнению авторов, потери люфтваффе в воздушной операции ВВС КА завышены советской стороной примерно в 2-3 раза. В период 8-10 июня 1943 г. по решению Ставки ВГК была проведена еще одна воздушная операция по разгрому авиации противника на аэродромах базирования. К участию в ней привлекались авиасилы 1-й, 15-й и 2-й воздушных армий. Ударам подверглись первоначально 15, а затем еще 13 аэродромов люфтваффе. По данным штаба ВВС КА в результате массированных ударов по немецким аэродромам были уничтожены и повреждены 8 июня - 141 самолет, 9 июня - 92 и 10 июня - 16 машин. По данным оперативного управления ВВС КА боевая живучесть Ил-2 при налетах на аэродромы противника в операциях воздушных армий в мае-июне 43-го в среднем составила 15,2 самолетовылетов на одну потерю штурмовика и одно повреждение на 42,8 самолетовылетов. Средняя результативность ударов штурмовиков Ил-2 составила от 0,51 до 1,42 уничтоженных и поврежденных на аэродромах самолетов, приходящихся на один самолето-вылет участвующих в налете штурмовиков. Удары по целям на аэродромах обычно производились с планирования с высот 600-700 м под углом от 20-25° до 30° или с бреющего полета. Дальность открытия огня - 600-400 м. Способ атаки зависел от расположения самолетов на аэродромах, степени их маскировки и рельефа местности (наличия скрытых подступов к аэродрому). Для уничтожения самолетов на аэродромах применялись осколочные авиабомбы АО-10, АО-15, АО-25 и т.д. или АО-2,5 в кассетах (осколки всех этих бомб, как правило, выводили самолет из строя), пулеметно-пушечный огонь, реактивные снаряды и зажигательные средства. Склады боеприпасов и горючего уничтожались фугасными авиабомбами ФАБ-50, ФАБ-100 с взрывателями замедленного действия и зажигательными бомбами ЗАБ-2,5, заправочные средства - огнем пушек, пулеметов и PC. Оптимальной боевой зарядкой при действиях Ил-2 по аэродромам считалась следующая: 80-85% мелких осколочных и зажигательных авиабомб и 15-20% фугасных бомб калибра 50 кг. Что касается стрелково-пушечного вооружения, то, как показали полигонные испытания и боевой опыт, наилучшую эффективность давали осколочно-зажигательные снаряды к авиапушкам ВЯ-23. Снаряды ОЗТ-23 при стрельбе с дистанции 100-400 м по дюралевой обшивке немецких самолетов в среднем давали размер входного отверстия (75-225)х(90-200) мм. При этом задняя обшивка поражалась осколками на площади (600-800)х(400-700) мм и образовывалось рваное отверстие. Эффективность снарядов ОЗТ-20 к пушке ШВАК была примерно в 1,5-2 раза ниже. Тем не менее, и они наносили довольно значительные разрушения самолетам противника. Для вывода самолета типа Не111Н из строя было достаточно 1 -2-х попаданий снарядов ОЗТ-20 и ОЗТ-23 в мотор, бензобаки и в кабину пилота, 4-х попаданий снарядов ОЗТ-23 в консоль крыла и 7 попаданий снарядов ОЗТ-20. В среднем, для поражения двухмоторного бомбардировщика типа Не111Н было достаточно 4-8 попаданий осколочно-зажигательных снарядов к пушкам ВЯ и ШВАК, а для поражения одномоторного истребителя типа Bf109 - 1 -2 попаданий. Прямое попадание в самолет реактивных снарядов любого типа приводило к уничтожению самолета. |