Авиация Второй мировой |
Штурмовик «Ил-2»В.И. Перов, О.В. Растренин1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 На приморских направленияхПо мере высвобождения от действий на сухопутном фронте ВВС ВМФ КА с конца 1942 г. практически полностью переключаются для действий на морских коммуникациях, так как к этому времени противник резко увеличил интенсивность переброски своим войскам пополнения, боеприпасов, техники и других грузов на транспортах. К действиям на морских коммуникациях авиация флота приступила сразу же после директивы наркома ВМФ адмирала Н.Г.Кузнецова № 16630 от 26.09.42 г. По состоянию на 01.07.43 г. в составе авиации флотов имелось 164 Ил-2 всех модификаций, из них 75 Ил-2 воевали в составе ВВС ЧФ, 61 Ил-2 - в составе ВВС КБФ и 28 Ил-2 - в составе ВВС СФ. На Черноморском театре боевых действий германское командование всеми силами стремилось удержать захваченную территорию с целью дальнейшего развития боевых действий на Кубани. На Таманском п/о создавались мощные оборонительные укрепления и войсковая группировка. Успешое же наступление войск Южного и Заказвказского фронтов в январе 1943 г. поставило немецкую группировку на Таманском полуострове в полную зависимость от морских перевозок. В этой связи коммуникация Керченский полуостров -Таманский полуостров для немцев приобрела особо важное значение. Боевое снабжение и пополнение войск 17-й армии вермахта на Таманском п/о проводилось из Крыма через порты Керченского пролива и по коммуникации Керчь-Анапа. Основным портом погрузки являлась Керчь, а вспомогательными - Феодосия и Камыш-Бурун. Портами разгрузки были: Тамань, Сенная, Темрюк, Анапа, Гадючий Кут, коса Чушка и Анапа. Для обеспечения своих войск в Крыму и на Керченском п/о противник использовал коммуникации Констанца - Сулина - Одесса - Севастополь, Севастополь - Феодосия - Керчь. Небольшие расстояния от районов прохождения ближних морских коммуникаций противника до линии фронта обуславливало их чрезвычайно высокую насыщенность огневыми средствами противовоздушной обороны, а небольшое их удаление от аэродромов базирования штурмовиков Ил-2 вынуждало немецкое командование использовать наименее уязвимые транспортные плавсредства - быстроходные десантные баржи (БДБ) типа "F" (серий "А", "В", "С", "D"), самоходные паромы (СП) типа "Зибель", штурмботы PiLB (типа "39", "40", "41" и "42") и ряд других транспортов малого тоннажа. Поскольку применяемые противником плавсредства имели малые размеры и обладали высокой маневренностью, то эффективность бомбовых ударов по ним скоростных бомбардировщиков типа Пе-2 и А-20 "Бостон" оказалась очень невысокой. Поэтому для борьбы с перевозками противника на ближних коммуникациях были задействованы штурмовики. На участках Феодосия - Керченский пролив, Керченский пролив - Анапа "работали" Ил-2 8-го гвардейского (до 01.03.43 г. - 18-й шап) и 47-го штурмовых авиаполков, которых прикрывали 6-й гвардейский и 9-й иап, а на участке между портами Таганрог - Мариуполь -Осипенко - 23-й отдельный шап, который после освобождения Ейска был перебазирован на аэродром Ейск. Позже для работы на ближних коммуникациях дополнительно был выделен 40-й бап на Пе-2. Штурмовики 8-го гшап, 47-го шап и Пе-2 40-й бап базировались на аэродромный узел Геленджик, откуда Ил-2 могли действовать до Керченского п/о. Впоследствии, с освобождением Новороссийска и Таманского полуострова, группа перелетела на аэродромы Анапа, Анапская и Витязевская. С этих аэродромов Ил-2 11-й шад уже могли "дотянуться" до порта Феодосии, а "пешки" - до севастопольского меридиана. Перевозка грузов на коммуникациях производилась противником посредством системы конвоев и отдельных транспортов при сильном охранении из сторожевых кораблей и тральщиков. Непосредственно в прибрежной зоне корабли и транспорты, как правило, прикрывались с воздуха истребителями в количестве от 2 до 4 Bf 109 и Fw 190, которые при приближении советских самолетов завязывали воздушный бой и вызывали по радио свои истребители, дежурящие на аэродромах и площадках подскока. Отмечались случаи перехода конвоев БДБ без охранения из надводных кораблей, но с сильным прикрытием истребителей. Интенсивность морских перевозок достигала 2-3 конвоев в сутки (туда и обратно), а наличие промежуточных портов (или стоянок) позволяло немцам организовывать переходы и в темное время суток. Сначала конвои состояли из 5-8 единиц траспортных средств и 2-3 сторожевых катеров, однако к середине лета численность конвоев возросла до 12-15 единиц, включая по 10-12 БДБ и 3-5 СКА. Особенно важной была борьба с БДБ, поскольку они являлись основными плавсредствами, с помощью которых немецкое командование осуществляло перевозки грузов в прибрежной зоне. Обычно конвои шли в виде компактной группы барж и катеров охранения. БДБ следовали в строю кильватера в 100-150 м одна от другой. Однако по мере возрастания эффективности бомбоштурмовых ударов Ил-2, БДБ и катера охранения при обнаружении советских штурмовиков рассредоточивались, перестраивались в шахматный порядок и производили энергичное маневрирование, меняя курс и ход, стремясь при этом удерживать штурмовики на носовых курсовых углах. Надо признать, немецкие БДБ - маневренные, низкобортные, имеющие 20-мм бронирование вокруг моторного и рулевого отделения, а также мощные огневые средства ПВО (два универсальных орудия калибра 75 мм или 88 мм и два-четыре зенитных 20-мм или 37-мм автоматов), были серьезным противником для экипажей Ил-2. При атаках БДБ от летчиков-штурмовиков требовалось большое умение и железная выдержка. Сильная ПВО групп БДБ требовала от летчиков-штурмовиков умелого противозенитного маневра, а сильное противодействие истребителей люфтваффе требовало скрытного подхода к цели и надежного прикрытия штурмовиков своими истребителями. Отметим, что для успешных боевых действий штурмовиков на коммуникации Керчь-Анапа было очень важно обнаружить немецкий конвой именно на выходе из Керченского пролива или из порта Анапа. В противном случае штурмовики не успевали осуществить удар по конвою при переходе его морем. Дело в том, что участок Благовещенская-Панагия, являвшийся центром коммуникации Керчь-Анапа и проходивший вдоль береговой черты в непосредственной близости от берега, отстоял от аэродрома Геленджик в 25-30 мин полета самолетов Ил-2, тогда как протяженность участка равнялась всего 40 км, и БДБ противника проходили это расстояние за 2,5-3 часа. Полет по маршруту групп штурмовиков, если их было больше пяти, производился в строю "клин". Такой строй обеспечивал самооборону от истребителей противника и обеспечивал компактность группы штурмовиков и истребителей прикрытия. Группы в составе до пяти самолетов полет совершали в строю "пеленг". Выход в атаку производился последовательно, по одному самолету или парами, по сигналу ведущего с растягиванием на дистанцию до 150-200 м. Атака, как правило, выполнялась в 2-3 заходах (иногда и более) в зависимости от обстановки. Удары по БДБ "Илы" производили со стороны моря с пикирования (до 25-30°) с высот 600-800 м с применением фугасных (обычно ФАБ-50) авиабомб, реактивных снарядов (РОФС-132 или РС-82), пушечного огня и гранулированным фосфором с использованием выливных авиаприборов типа ВАП-200 (по два на самолет). Атаку Ил-2 старались произвести под углом 90° к курсу баржи - в противном случае, удар был не эффективен. Огонь из пушек и PC открывался с дистанции не более 500 м и велся до минимально возможных по безопасности дистанций (150-200 м). В первом заходе на выходе из пикирования сбрасывались авиабомбы. В последующих заходах производилась стрельба РСами. Как в первом, так и в последующих заходах штурмовики вели обстрел цели пулеметно-пушечным огнем. Выход из атаки производился змейкой со скольжением до выхода из зоны зенитного огня. Анализ боевого опыта показывает, что в типовых условиях атаки вероятность поражения БДБ одиночным Ил-2 при израсходовании стандартного при атаках БДБ боекомплекта штурмовика (4 РОФС-132, 6 ФАБ-50) с учетом ответного огня средств ПВО баржи составляет не более 0,2. При этом принималось во внимание, что огонь из пушек не обеспечивает поражение БДБ, а влияет на эффективность работы зенитных расчетов баржы и наносит поражения личному составу и грузам на палубе. То есть для гарантированного потопления одной БДБ в типовых условиях боев необходимо выделять наряд сил, как минимум, в 8-10 Ил-2. Однако, в этом случае хотя бы один Ил-2 сбивался, а 2-4 - повреждались огнем зенитной артиллерии. Но не только зенитные расчеты БДБ и кораблей охранения встречали штурмовиков над целью. Летчикам-черноморцам активно противодействовали истребители люфтваффе. Для прикрытия коммуникации Керчь-Анапа противник на аэродромах Анапа и Тамань сосредоточил в общей сложности до 80 истребителей и, кроме того, на площадке поскока в районе Благовещенская находилось еще до 10-12 истребителей. Надо признать, истребители люфтваффе действовали в этот период весьма эффективно и целеустремленно. В действиях же советских истребителей сопровождения и штурмовиков имелись серьезные недостатки. Дело в том, что поначалу из состава истребителей сопровождения штурмовиков 6-8 машин выделялись для непосредственного прикрытия и 4 истребителя - в качестве ударной группы. В задачу ударной группы входила расчистка воздушного пространства над целью. Полет групп происходил на одной высоте. Группы непосредственного прикрытия занимали оборону со стороны вероятного появления истребителей противника, ударная группа выдвигалась вперед к цели. Практика показала, что такая организация прикрытия была малоэффективной, так как немцы всегда очень умело и быстро наращивали силы над районом цели и в этом случае сил ударной группы было недостаточно для выдавливания немецких истребителей из района целей, а сил группы прикрытия - для отражения атак истребителей люфтваффе из состава группы подкрепления. Положение усугублялось еще и тем, что истребители прикрытия, как правило, увлекались воздушным боем с противником и оставляли своих подопечных без защиты. Необходимого взаимодействия между истребителями и штурмовиками не получалось. Кроме того, при вступлении в воздушный бой истребители прикрытия сразу же рассыпались и никакого взаимодействия в парах, а также между парами не получалось. Бой проводился преимущественно на виражах. Маневр в вертикальной плоскости не применялся, так как летчики в тот период недостаточно еще владели самолетом Як-1. При ведении воздушного боя стрельба велась неприцельно, длинными очередями и с больших дистанций. В результате обе группы истребителей сопровождения и штурмовики несли большие потери. Например, 29 марта 1943 г. 5 Ил-2 47-го шап (ведущий - комэск м-р В.Х.Кунях) под прикрытием 6 Як-1 6-го гиап в 13.00 наносили бомбоштурмовой удар по БДБ и СП "Зибель" в порту Гадючий Кут. Истребители сопровождения в районе цели потеряли штурмовиков и возвратились на аэродром одни. С задания не вернулись четыре Ил-2. В этот же день 6 Ил-2 8-го гшап под прикрытием 7 Як-1 уничтожали плавсредства в Керченском проливе. Ударная группа прикрытия из 3 Як-1 в районе цели потеряла штурмовиков и возвратилась на свой аэродром. На отходе от цели через Азовское море штурмовики и непосредственное прикрытие из 4 Як-1 были атакованы 20 Bf109. В результате воздушного боя не вернулись с задания 3 Ил-2, один подбитый Як-1 сел на вынужденную посадку на своей территории, остальные самолеты произвели посадку на аэродроме Поповичевская 4-й ВА. Всего же в течение января-июня 43-го 6-й гиап, проведя 220 воздушных боев, безвозвратно потерял 30 истребителей Як-1, из них: 29 "Яков" были потеряны при сопровождении штурмовиков и лишь одна машина - при решении задачи ПВО порта Геленджик. После таких потерь полк был выведен на переформирование, а его место занял 9-й иап. К сожалению, вследствие поспешного ввода в боевую работу молодого летного состава 9-го иап, не имевшего достаточного боевого опыта, в первые же дни боев полк понес большие потери. Проведя в июне всего 14 воздушных боев с истребителями люфтваффе, полк потерял 11 Як-1. Такое же количество машин полк потерял и в июле. Потери противника за два месяца по официальным данным составили 17 самолетов. Позже была сделана попытка перейти к сопровождению только одной группой истребителей, которая создавала над штурмовиками своеобразный "купол". Однако истребители люфтваффе перешли к эшелонированным атакам парами сверху с разных высот. В ответ на это группы истребителей сопровождения Ил-2 также стали эшелонироваться по высоте, что затруднило маневрирование истребителей люфтваффе по вертикали. Тогда истребители противника стали атаковывать штурмовики одновременно сверху и с бреющего полета. Способ прикрытия Ил-2 был вновь изменен. Вернулись к формированию двух групп истребителей - ударной и непосредственного сопровождения. Истребители непосредственного прикрытия на маршруте стали ходить над штурмовиками с превышением 100-200 м, а над целью - прикрывать вход и выход из атаки на высоте ниже 600 м. Ударная группа истребителей на маршруте шла сзади или сбоку со стороны солнца и выше на 400-500 м. Над целью она действовала на этих же высотах, прикрывая общий район действия штурмовиков. Потери штурмовиков снизились. Несмотря на столь великие трудности, черноморцы добились определенных успехов в уничтожении БДБ и других плавсредств противника. Так, 19 мая 4 Ил-2 8-го гшап под прикрытием 10 Як-1 из 6-го гиап в районе Благовещенской атаковали конвой "Kleiner Bar-89" в составе 4 БДБ. Выход на конвой штурмовики выполнили на бреющем полете, а атаку - с планирования под углом 10° с предварительным подскоком до высоты 350 м. На подходе к конвою "Илы" были встречены сильным заградительным зенитным огнем. По докладам экипажей уже в первом заходе удалось потопить одну БДБ. Успех сопутствовал к-ну Н.И.Николаеву. От прямых попаданий PC и бомб взорвалась вторая БДБ. На втором заходе огнем ПВО конвоя был сбит Ил-2 лейтенанта А. Колесника (воздушный стрелок сержант А.Ильченко). Экипаж погиб. Однако была потоплена еще одна БДБ. В третьем заходе получила повреждения и четвертая БДБ. От уничтожения ее спасло только то, что штурмовики израсходовали боезапас. Все Ил-2 от зенитного огня получили значительные повреждения и многочисленные пробоины. Немецкие документы подтверждают потопление советскими штурмовиками в районе Благовещенской двух БДБ (координаты 44°53' с.ш. и 37°20' в.д.): артиллерийская БДБ AF70 и БДБ F376A. Третья БДБ - F304A - была уничтожена в этот день в районе Тамани (координаты 45°03' с.ш. и 36°44* в.д.). 27 мая 6 Ил-2 8-го гшап при атаке конвоя "Geleit-97" в 3 милях восточнее м. Железный Рог (Витязевский Лиман) потопили БДБ AF24. 30 мая 6 Ил-2 47-го шап (ведущий - комэск м-р В.Х.Кунях) в сопровождении 8 Як-1 атаковали у Анапы на удалении 2-3 км от берега 3 БДБ с боезапасом и войсками, прикрытых 8 Bf 109 и 12 Fw 190. Прямыми попаданиями бомб и PC потоплены две БДБ. Третья БДБ получила повреждения, накренилась и потеряла ход. На подходе к цели и во время атаки Ил-2 подверглись сильному зенитному огню с БДБ и атакам немецких истребителей. От прямого попадания зенитного снаряда один Ил-2 упал в районе конвоя. "Яки" 6-го гиап не смогли прикрыть своих подопечных, и часть истребителей люфтваффе прорвалась к штурмовикам. В завязавшемся жестоком бою воздушный стрелок ст.краснофлотец Н.И.Орлов подбил один "мессершмитт", который, сильно дымя, ушел со снижением в сторону Анапы. Один "фоккер" завалил из "Березина" мл. л-т Ф.П.Удовиченко, летевший за воздушного стрелка у комзвена И.И.Шкарупило. Однако паре Bf109 удалось сосредоточенным огнем поджечь их Ил-2. С большим трудом раненый Шкарупило дотянул до своего аэродрома и посадил горящий самолет на фюжеляж. Экипаж удалось спасти и отправить в госпиталь. С боевого задания не вернулись 3 экипажа в составе: комзвена к-на А.В.Леонова и воздушного стрелка с-та Е.М. Ночевного, мл. л-та И.В.Сердитова и воздушного стрелка краснофлотца М.Г.Яценко, пилота краснофлотца Г.И. Долженко и воздушного стрелка с-та Г.Т.Карманова. |