Примечательно, что большинство боевых вылетов в октябре 41-го советские штурмовики выполнили в крайне неблагоприятных погодных условиях, в то время как немецкие войска защиты от люфтваффе не получали. Требование поднимать самолеты независимо от погодных условий было характерным атрибутом почти всех приказов этого периода.
О том, в каких невероятно тяжелых условиях приходилось выполнять боевые вылеты пилотам Ил-2, можно судить из следующего примера. 26 октября командиру 237-го шап м-ру А.А.Ложечникову была поставлена задача нанести удар по танкам и бронемашинам на дороге Черышня-Тарутино. В задании особо указывалось, что над целью необходимо быть ровно в 7.30 при любых метоусловиях. Предполагалось, что к этому времени наземные войска перейдут в наступление и обеспечат окончательный разгром колонны противника. Ввиду сложных метеусловий (высота облачности - 15-20 м, видимость - 400 м), Ложечников принял решение для выполнения боевого задания выделить только одно наиболее подготовленное звено л-та А.Н.Петрова. Первый разворот после взлета летчики звена Петрова выполнили на высоте 20 м. Самолеты сразу же скрылись в облаках и пилоты потеряли друг друга. Петров принял решение прекратить полет. Следом за ним с большим трудом сел л-т Косоруков. Второй ведомый мл.л-т Г.М.Симаков получил приказ выполнять боевое задание одному. Пробившись к цели, Симаков удивительно точно (с высоты 15 м) накрыл бомбами и РСами цель, чем обеспечил успех удара наземных войск. Вернуться на свой аэродром Симаков уже не смог и сел на аэродром соседей.
К сожалению, вопросы обеспечения надежного взаимодействия штурмовиков с войсками в условиях быстро меняющейся наземной обстановки все еще оставались до конца не решенными. Связь с общевойсковыми штабами зачастую отсутствовала. В результате бомбоштурмовые удары наносились Ил-2 нередко по второстепенным и даже случайным целям противника, а иногда и по своим войскам...
В этот период имели место и такие негативные явления, как фактическое отсутствие необходимого управления авиачастями и авиасоединениями со стороны вышестоящего командования. Например, 77-я сад Героя Советского Союза п-ка И.Д.Антошкина в течение 15 суток (с 07.10 по 22.10.41 г.) боевые задачи получала сразу из трех инстанций: из штаба ВВС КА, штаба ВВС МВО и штаба ВВС Резервного фронта. Естественно, это приводило к путанице и фактической невозможности выполнения боевых задач как из-за отсутствия достаточных сил и средств, так и вследствие того, что боевые задачи, поставленные разными начальниками, зачастую взаимно исключали друг друга. В одном из своих донесений п-к Антошкин с горечью писал: "...и решите наконец вопрос, кому мне подчиняться, чьи приказы выполнять".
Выполнение боевых задач в известной мере осложнялось и неблагополучным положением дел с материально-техническим обеспечением штурмовых авиаполков.
В полках в это время ощущался недостаток запасных частей к Ил-2, особенно к моторам. С большими перебоями осуществлялась доставка РСов и авиабомб. В связи с чем подготовка к повторным боевым вылетам Ил-2 затягивалась до 1,5-2-х часов. Частыми были отказы стрелково-пушечного вооружения, в основном из-за неправильного его обслуживания техническим составом штурмовых авиачастей.
Из-за плохого обеспечения автотранспортом имелись случаи запаздывания вылетов штурмовиков на задания, а иногда и срывы боевых вылетов.
БАО практически не занимались вопросами снабжения полков теплой обувью, шапками и т.д. Питание летного и технического составов организовывалось из рук вон плохо. "Приготовление пищи низкого качества. Летный состав получает пищу по одинаковым нормам с техническим составом, вместо повышенной нормы по приказу наркома обороны. На этой почве появляется ряд нездоровых настроений и разговоров", -писал в одном из донесений начальник политотдела 146-й сад ВВС Западного фронта ст. батальонный комиссар М.А.-Лозинцев.
Совершенно очевидно, что подобные явления не могли не сказаться на дисциплине в полках, что проявилось прежде всего в снижении требовательности командования полков к подчиненым, в игнорировании наставлений по производству полетов и т.д. Чрезвычайно плохо обстояли дела с учетом аварий, катастроф и поломок матчасти. Приказ Наркома обороны о "непременном расследовании каждого случая аварии самолетов" фактически не выполнялся.
Положение усугублялось еще и низкой эксплуатационной надежностью (особенно по ВМГ) и качеством заводской сборки "Илов", а также резким снижением уровня профессиональной подготовки инженерно-технического состава, произошедшим в условиях массового освоения новой авиатехники, поскольку переподготовка вновь прибывающего инженерно-технического состава практически не проводилась.
Инженерно-авиационная служба авиачастей в это время на 90% была укомплектована техническим составом без специального образования, не имевшим ни достаточного опыта, ни глубоких знаний правильного обслуживания и ремонта неисправностей и боевых повреждений современных боевых самолетов, оснащенных моторами жидкостного охлаждения. Вследствие этого новая боевая техника вполне успешно "калечилась" на своих аэродромах без "помощи" противника.
По состоянию на 1 октября 1,941 г. в действующей армии почти половина -48,6%, имевшихся в наличии штурмовиков Ил-2 были неисправными, а 5 декабря-31,4%.
Кроме того, резко возросло число небоевых потерь материальной части, процент которых в некоторых полках порой доходил до 40-50% от общих потерь. Так, в 188-м иап боевые безвозвратные потери в период 22.10.-12.11.41 г. составили 5 самолетов, а небоевые -4, в 237-м шап, соответственно, 6 и 3, в 606-м лбап - 6 и 4, в 62-м шап - 13 и 1.
Численность группировки штурмовиков Ил-2 на фронтах неуклонно снижалась, несмотря на поступление машин из тыла. Например, в 74-м шап 6-й РАГ Брянского фронта к исходу 29 октября не осталось ни одного Ил-2, в 299-м шап этой же авиагруппы - всего 3 "Ила", из которых исправным был лишь один, а в 190-м шап имелось всего 2 исправных " ильюшина".
Не лучшим образом обстояли дела и в других штурмовых авиаполках, действовавших на московском направлении.
Накануне 2-го этапа операции "Тайфун" 15 ноября 1941 г. в составе ВВС Калининского и Западного фронтов действовало 50 Ил-2, из них 30 машин - на Западном фронте (в составе 312-го, 232-го и 62-го шап) и 20 - на Калининском (в составе 569-го шап).
Этого было явно недостаточно для эффективного противодействия 2-й, 3-й и 4-й немецким танковым группам, которые в период 15-18 ноября перешли в наступление на правом крыле Западного фронта. В этой связи широко практиковались совместные удары бомбардировщиков и штурмовиков по одной и той же цели с интервалом 3-5 минут. При этом Ил-2, как правило, выходили на цель после нанесения по ней удара бомбардировщиками. В этом случае в момент удара Ил-2 противник еще был дезорганизован и не мог оказать эффективного противодействия огнем МЗА. Это позволяло "Илам" выполнять по нескольку заходов на цель, добиваясь ее надежного подавления. Практиковались и комбинированные удары с участием истребителей. При этом из числа истребителей формировались ударная группа и группа прикрытия. Ударная группа истребителей обеспечивала подавление расчетов ЗА и МЗА противника, а группа прикрытия - защиту от истребителей люфтваффе. Таким образом, над целью создавались вполне благоприятные условия для эффективной работы бомбардировщиков и штурмовиков.
Надо сказать, результативность таких комбинированных ударов была довольно высокой. Так, 146-я сад (1 -й сбап, 130-й ббап, 20-й иап, 232-й шап, 611-й лбап) Западного фронта, применяя такой прием, только 25 ноября на сталиногорском направлении уничтожила и вывела из строя до 25 танков и бронемашин, 60 автомашин с грузами, 5 орудий и 10 повозок с боеприпасами.
Высокую эффективность действий советской авиации в этот период подтверждают и немецкие источники. В журнале боевых действий 4-й немецкой танковой группы от 24 ноября имеется такая запись: "Налеты русских бомбардировщиков и штурмовиков причиняют большие потери". Командующий 2-й танковой группы генерал-полковник Гудериан в своем докладе Верховному командованию вермахта отмечал: "Бронированные штурмовики неприятно воспринимаются немецкими войсками..."
"...Нам противостояла армия, по своим боевым качествам намного превосходившая все другие армии, с которыми нам когда-либо приходилось встречаться на поле боя", - признает позже начальник штаба 4-й танковой армии вермахта генерал Блюментрит.
Начиная с 28 ноября 1941 г. летчики 47-й сад, базировавшейся на аэродроме Тушино (312-й шап на Ил-2 и 519-й иап на МиГ-3), впервые применили, как оказалось впоследствии, очень эффективные реактивные снаряды РБС-82, РБС-132 и РОФС-132. Боевые заряды бронебойных снарядов РБС-82 и РБС-132 обеспечивали пробитие 50-мм и 75-мм танковой брони, соответственно, а заряд осколочно-фугасного снаряда РОФС-132 поражал осколками живую силу и технику противника в радиусе 8-10 м. Причем, как показали полигонные испытания, бронебойные PC сначала пробивали танковую броню и затем взрывались, нанося сильные разрушения внутри танка и уничтожая экипаж...
К сожалению, несмотря на прекрасные результаты боевого применения бронебойных и осколочно-фугасных PC, Наркомат вооружения так и не смог наладить их устойчивое серийное производство практически до середины войны. Массовое применение на полях сражений РБС-132 и РОФС-132 отмечается лишь с весны 43-го, а РБС-82 - с лета 1944 г.
В связи с острой нехваткой в строевых частях ВВС КА технических средств для уборки от снега и укатки взлетно-посадочных полос в некоторых штурмовых авиаполках самолеты Ил-2 стали использовать с неубирающимися лыжами. В тех же авиаполках, где производилась укатка взлетно-посадочных полос, штурмовики Ил-2 продолжали летать на колесах.
Государственные испытания Ил-2 АМ-38 с неубирающимися лыжами производства завода № 381 (зав. № 381403) завершились в НИИ ВВС КА 21 января 1942 г. (ведущий летчик-испытатель -СМ.Коробков, ведущий инженер -Н.С.Куликов).
Предъявленный на испытания Ил-2 был идентичен штурмовикам первых четырех серий производства завода № 18. Вес комплекта лыж составил 181 кг, против веса комплекта колес - 112 кг. Удельная нагрузка на лыжи 1375 кг/м2. Испытания показали, что установка неубирающихся лыж снизила максимальную скорость полета у земли (полетный вес 5500 кг, 200 кг бомб, без PC) до 317 км/ч, на высоте 2150 м - до 339 км/ч. Время набора высоты 1000 м выросло до 2,9 минут. Дальность полета уменьшилась до 428 км (на 0,9 Vmax).
Столь резкое снижение летных данных штурмовика Ил-2 с неубирающимися лыжами, естественно, не могло не вызвать нареканий у летного состава. Например, в донесении 312-го шап 47-й сад по этому поводу указывалось:
"...летный состав берется "за голову" при полетах на самолете с лыжами. Основное требование увеличение скорости диктуется условием встречи с истребителями противника. Данная скорость (без лыж) удовлетворительна. .."
Вскоре на авиазаводах НКАП был налажен выпуск убирающихся лыж для Ил-2 (госиспытания проводились в НИИ ВВС с 29 января по 3 февраля 1942 г.; ведущий летчик-испытатель - В.В.Лисицын, ведущий инженер - В.С.Холопов), которые уменьшали скорость полета всего на 10-12 км/ч.
Серийный одноместный Ил-2 (зав. №181904) производства авиазавода № 18 на контрольных государственных испытаниях при полетном весе 5670 кг показал максимальную скорость полета у земли 380 км/ч, на высоте 2300 м - 400 км/ч.
Максимальная скорость этого же штурмовика на колесном шасси у земли составляла 391 км/ч, а на высоте 2300 м - 416 км/ч.
Отметим, что результаты, показанные Ил-2 (зав. №181904) на колесном шасси, незначительно отличались от данных Ил-2 (зав. № 182402) производства этого же авиазавода и проходившего государственные испытания в июне 1941 г.
Забегая вперед, укажем, что в 1942 г. для работы с раскисших в весеннюю распутицу аэродромов разрабатывался вариант Ил-2 АМ-38 с гусеничным шасси Чечубалина. Известно, что такой самолет строился, но о завершении этих работ сведений не обнаружено.
5-6 декабря 1941 г. войска Калининского, Западного и Юго-Западного фронтов перешли в решительное контрнаступление на калининском, клинском, волоколамском, сталиногорском и богородицком направлениях.
Накануне контрнаступления группировка штурмовой, авиации на московском направлении включала 10 штурмовых авиаполков. В их составах имелось 82 Ил-2 (15 машин в составе Калининского, 13 - в составе Юго-Западного и 54 - в составе Западного фронтов), из них 23 были неисправными (6 Ил-2 на Калининском, 13 - на Западном и 4 машины на Юго-Западном фронтах). Кроме этого, ВВС трех фронтов имели: бомбардировщиков (Пе-2, Су-2, СБ, ТБ-3) -115 исправных и 91 неисправных, истребителей (Як-1, МиГ-3, ЛаГТ-3, И-16, И-153) - 272 исправных и 141 неисправных, ночных легких бомбардировщиков Р-5, P-Z - 45 машин, из них 12 неисправных. В общей сложности авиационная группировка, обеспечивающая контрнаступление Красной Армии под Москвой, включала 746 боевых самолетов. Люфтваффе в полосе группы армий "Центр" могли задействовать около 615 боевых машин.
При активной поддержке авиации войска Красной Армии в течение первых дней прорвали тактическую зону обороны противника и продвинулись на 10-12 км вглубь. Немцы начали отход, пытаясь удержать Калинин, Клин, Крюково, Солнечногорск.
На всех дорогах к западу от Москвы образовались большие скопления автомашин, танков, бронемашин и другой боевой техники. По докладам экипажей мотомехколонны противника имели "бесконечную длину", танки, бронемашины, автомашины и другая боевая техника располагались в 4-5 рядов. Кроме того, ввиду общей паники и неразберихи, сопутствующих массовому отходу войск, прикрытие мотомехколонн огневыми средствами ПВО зачастую не организовывалось вовсе, а если и организовывалось, то из рук вон плохо. В этих условиях штурмовик Ил-2 с блеском продемонстрировал свои лучшие качества, помноженные на возросший боевой опыт советских летчиков. Именно в этих боях, "горбатый" получил у немцев прозвище - "черная смерть"...
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
|