ИТП ✭
Истребитель с тяжелой пушкой
Поликарпов
В ноябре 1940 г. Н.Н. Поликарпов выступил с инициативой создания одномоторных тяжелых пушечных истребителей, в конце 1940 г. Поликарпов направляет эскизный проект в НИИ ВВС. По существу, Поликарпов впервые предложил новый класс самолетов: одномоторных истребителей бомбардировщиков и воздушных истребителей танков. По заявленным летно-тактическим данным ИТП даже с мотором М-105П имел более высокие летно-тактические характеристики, чем пушечный истребитель А.С. Яковлева Як-3 М-105ПФ2 (1945 г.).
Двухлонжеронное крыло ИТП было трапециевидным с эллиптическими законцовками и отъёмными консолями. Обшивка дюралевая, клепка впотай. Крыло имело мощные посадочные щитки типа "Шренк" и автоматические предкрылки.
В мае 1941 г. началась постройка первого экземпляра ИТП (М-1), завершившаяся в октябре месяце.
Вооружение самолета включало одну мотор-пушку Б.Г. Шпитального Ш-37 калибра 37 мм с запасом 50 снарядов с ленточным питанием, являющейся развитием пушки ШФК-37 и две синхронные пушки ШВАК калибра 20 мм с общим запасом 280 снарядов. Под крылом предусматривалась подвеска восьми реактивных снарядов РС-82. Вместо РС-82 могли быть подвешены бомбы общей массой 200 кг.
Испытания истребителя проходили уже в эвакуации, где 23 февраля 1942 г. летчик-испытатель А.Н. Никашин впервые поднял машину в воздух. Однако из-за многочисленных дефектов мотора завершить испытания в Сибири все же не удалось. Последние продолжились уже в Москве, когда в конце 1942 г. на самолет установили новый мотор М-107ПА, а 37-мм мотор-пушку заменили на 20-мм с боекомплектом 200 снарядов.
Естественно, что после этих переделок ИТП уже не мог в полной мере рассматриваться как противотанковый самолет, хотя в борьбе с легкими танками мог быть эффективней, чем Ил-2, поскольку пушек ШВАК было три и, кроме того, их более компактное размещение обеспечивало и более высокую точность стрельбы, а возможность пикировать под углами 50-60° расширяла доступные для поражения зоны танков.
Кроме того, самолет обладал бы и более высокими маневренными характеристиками, так как масса пустого самолета снизилась с 2778 до 2588 кг, а взлетная - с 3570 до 3366 кг.
ИТП (М-2) |
Экипаж |
1 |
Геометрия |
Длина самолета, м |
9,20 |
Высота самолета, м |
2,65 |
Размах крыла, м |
10,00 |
Площадь крыла, м² |
16,50 |
Массы, кг |
пустого |
2910 |
нормальная взлетная, кг |
3570 |
Силовая установка |
1 × ПД АМ-39, мощность, л.с. |
1 × 1800 |
Лётные данные |
Максимальная скорость у земли, км/ч |
540 |
Максимальная скорость на высоте, км/ч |
655 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
835 |
Практический потолок, м |
11500 |
Практическая дальность, км |
980 |
ИТП (М-2) с мотором АМ-37 и с тремя синхронными пушками ШВАК построили в Новосибирске в 1942 г. В декабре его передали в Москву, где мотор АМ-37 был заменен на более мощный мотор АМ-39 (1800 л.с.), а на основных стойках установили колеса меньших размеров.
23 ноября 1943 г. ИТП (М-2) выполнил свой первый полет. В ходе испытаний на номинальном режиме была получена максимальная скорость полета у земли - 540 км/ч и на первой расчетной высоте 2500 м - 570 км/ч. На форсажном режиме, соответственно 600 и 650 км/ч.
Ненадежность двигателей М-107 и АМ-39 сильно тормозили разработку. Все работы по самолету были остановлены после смерти Поликарпова в июле 1944 года.
Источники
- "История конструкций самолетов в СССР,1938-1950 гг." /В.Б. Шавров/
- "Последний истребитель Поликарпова" /Крылья Родины. Ефим Гордон./
- "От И-17 до ИТП" /Авиация и Время. Юрий Гугля./
|