Авиация Второй мировой
На главную   Поиск на сайте
 
РТЭ и РЛЭ ЛаГГ-3 Лавочкин Развитие конструкции

Развитие конструкции

ЛаГГ-3

ЛаГГ-3 с ракетными ускорителями

Особое место в работе КБ С.А. Лавочкина занимают эксперименты со смешанной двигательной установкой. Одним из способов увеличить максимальную скорость и потолок самолета было установить на него дополнительные ракетные двигатели на жидком топливе. В Советском Союзе в годы войны над ракетными ускорителями самолетов работала группа И.А. Меркулова и М.М. Бондарюка. Двигатель ДМ-4 конструкции Меркулова ставили на истребители Як-7Б, а двигатель ВРД-1 Бондарюк испытывал на серийном ЛаГГ-3 с двигателем М-105ПФ. Ускоритель ВРД-1 имел длину 2,15 м, диаметр спереди 0,14 м, массу 16 кг.

Испытания ускорителя ВРД-1 в августе 1942 года проводил летчик-испытатель Г.А. Мищенко. Опыты показали, что ускоритель позволяет прибавить к максимальной скорости самолета 15 км/ч. В то же время двигатель ухудшал аэродинамические качества самолета, снижая скорость самолета на 35-40 км/ч. Впрочем, подвеска ускорителя делалась довольно грубо, теоретически существовала возможность облагородить аэродинамику самолета. Но этого делать не стали, так как ускоритель не мог обеспечить стабильное горение топлива, также пуск ускорителя был очень затруднен на больших высотах.

ГТ

Общая оценка самолета

Единственным конкурентом ЛаГГ-3 в начале войны был истребитель Як-1. Первые серийные ЛаГГи-3, выпускавшиеся заводом № 21, превосходили Як-1 в скорости и дальности полета. Истребитель Яковлева набирал высоту 5000 м за 5,7 мин, а ЛаГГ-3 29-й производственной серии делал это лишь за 6,4 мин. Вооружение ЛаГГа-3 было сильнее: кроме пушки и двух ШКАСов он нес еще крупнокалиберный пулемет.

Оба самолета имели специфические «слабости», обусловленные конструктивными материалами, используемыми для их постройки. В конструкции ЛаГГа использовалась дельта-древесина, для производства которой требовались импортные фенолформальдегидные смолы. В конструкции фюзеляжа Яка-1 использовались профили из дефицитной стали 30ХГСА. Конструкторы ЛаГГа, стремясь полностью учесть требования заказчика, минимизировали в конструкции самолета металлические части, создав цельнодеревянный истребитель, который оказался перетяжеленным. Яковлев, проектируя свой Як-1, пренебрег рядом требований заказчика. Он сделал неразъемное крыло, что очень затрудняло транспортировку самолета по железной дороге. С другой стороны, цельное крыло, составляющее монолит с фюзеляжем, повысило прочность всей конструкции, что позволило выиграть в массе. Благодаря своей легкости истребители Яковлева обладали хорошими скоростными характеристиками и, получая новые двигатели, догоняли и перегоняли новейшие модификации «мессершмиттов». Пилот Д.А. Кудымов, который летал на ЛаГГе-3, писал: «С завистью мы смотрели на товарищей, имевших счастье воевать на Яках-1. Они могли сражаться с любыми самолетами противника, несмотря даже на численное превосходство врага».

Серийные ЛаГГи-3 оказались тяжелее прототипа. Кроме того, поверхность серийных истребителей не полировалась в отличие от И-301. Все это привело к заметному падению скорости. Кроме того, в августе 1941 года Лавочкина обязали оснастить самолет узлами для крепления подвесных баков, а в зимний период оборудовать истребитель лыжным шасси. Многочисленные попытки Лавочкина и Горбунова уменьшить массу самолета к успеху не привели. В результате в 1944 году выпуск ЛаГГов-3 свернули. Яки оказались более технологичными, в их конструкции скрывался потенциал для дальнейшего совершенствования самолета, что позволяло повышать летные характеристики истребителя с течением времени. Як обладал хорошей маневренностью. Самыми легкими и быстрыми были ЛаГГи-3, выпускавшимися заводом № 31. На них стояла 20-мм пушка ШВАК и пулемет БС калибра 12,7 мм. Например, истребитель № 6011 с двигателем М-105ПФ, по мощности примерно равным двигателю, стоявшему на Яке-7Б, развивал на 25-30 км/ч больше, имел большую дальность и потолок. Минусом ЛаГГа-3 была его низкая живучесть при обстреле.

Сравнивая самолет ЛаГГ-3 с МиГом-3, следует отметить, что у последнего было только одно достоинство - он был быстрее на высотах более 3000 м. Он обладал большей скороподъемностью и мог вести маневренный бой на высотах более 10000 м, что было совершенно нереально для ЛаГГа-3. И это не удивительно, ведь МиГ-3 изначально проектировался как высотный истребитель-перехватчик. Летные характеристики и вооружение ЛаГГа-3 были выше, так как МиГ-3 нес только пулеметы.

В 1940 году прототип И-301 во многом превосходил немецкий серийный Bf-109E-7. Но к лету 1941 года на фронте появился новый истребитель Bf-109F-2, который отличался облагороженной аэродинамикой, бронированием, мощным двигателем, и вооружением в виде пушки MG 151 калибра 15 мм, установленной под капотом. На основе конструктивных испытаний советский ЛаГГ-3 29-й производственной серии завода № 21 советский истребитель практически не уступал Bf-109F-2 на высотах до 4000 м. Дополнительный пулемет калибра 7,92-мм практически не давал никакого преимущества, но зато немецкий самолет был оборудован автоматом управления жалюзи воздухозаборника, что освобождало пилота от необходимости управлять жалюзи вручную. Это было особенно важно во время боя. Конструкция фонаря Bf-109 не позволяла открывать его в полете, но высокое качество плексигласа не ограничивало видимость из кабины (советский плексиглас, напротив, быстро становился матовым). В аварийной ситуации немецкий пилот мог сбросить фонарь, тогда как на ЛаГГе-3 система аварийного сброса отсутствовала. Все это заставляло советских пилотов летать с открытым фонарем, на чем терялась скорость. Летные качества ЛаГГа-3 удалось исправить лишь в 1943 году, благодаря титанической работе, проделанной Горбуновым. Но предпринятых мер оказалось недостаточно, самолет снова отставал от немецких истребителей. Самолет с двигателем М-105 был вооружен 23-мм пушкой и крупнокалиберным пулеметом, развивая при этом скорость до 618 км/ч. Но для зимы 1943/44 гг. этого было совершенно недостаточно. Радикально летные качества удалось повысить, поставив на самолет звездообразный двигатель М-82, в результате чего появился сперва ЛаГГ-3/М-82, а затем и Ла-5.

Характеристики
И-301 ЛаГГ-3
3121715
ЛаГГ-3
3121855
ЛаГГ-3
31212912
ЛаГГ-3
6011
ЛаГГ-3
7166
105-2
Размах крыла (мм) 9810 9810 9810 9810 9810 9810 9810
Длина(мм) 8810 8810 8810 8810 8810 8810 8950
Высота(мм) 4400 4400 4400 4400 4400 4400 4400
Двигатель М-105П М-105П М-105П М-105ПФ М-105ПФ М-105ПФ М-105ПФ-2
Мощность взлетная, л.с. 1020 1020 1020 1210 1210 1210 1290
Мощность на высоте, л.с./м
1-я скорость нагнетателя
1100/2000 1100/2000 1100/2000 1260/700 1260/700 1260/700 1310/2000
Мощность на высоте, л.с./м
2-я скорость нагнетателя
1050/4000 1050/4000 1050/4000 1180/700 1180/2700 1170/2700 1240/2100
Масса боевая, кг 2968 3280 3380 3160 3006 2983 2875
Масса пустого, кг 2380 2610 - - - - 2285
Масса топлива, кг 250 340 - 350 - - 280
Скорость макс у земли, км/ч 515 474 462 507 545 532 554
Скорость макс на высоте, км/ч/м 605/4950 549/5000 554/4850 566/3850 595/3400 586/3600 618/3400
Скороподъемность у земли, м/с - 8,5 - - - 5,5 4,8
Скороподъемность на высоте 5000м, м/с 5,85 8,6 9,1 6,4 - - -
Потолок, м 9600 9300 - 10 000 9400 - 10750
Время выполнения виража, сек 25 20-21 - 21 - - -
Дальность макс, км 556 705 - - 537-832 - -
Разбег, м 355 480-543 450 370 - - -
Пробег, м 400 450-460 - - - - -
Вооружение 1х23
2х12,7
1х20
2х12,7
2х7,62
1х20
2х12,7
2х7,62
8хРС-82
1х20
2х12,7
1х20
2х12,7
1х20
2х12,7
1х23
2х12,7
И-301 ЛаГГ-3
3121715
ЛаГГ-3
3121855
ЛаГГ-3
31212912
ЛаГГ-3
6011
ЛаГГ-3
7166
105-2

Дата публикации на сайте: 04.09.2008

Форум

©AirPages
2003-