Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Самолёты Лавочкин ЛаГГ-3 Ла-5 Ла-5Ф Ла-5ФН Ла-5УТИ Ла-5ТК Ла-7 Ла-9 Ла-11 Фото и схемы Боевое применение ЛаГГ-3 Ла-5 Ла-7 Алексеев Летчики о Ла-7 Сравнение самолетов Ла-5 и Bf.109 Ла-5 и И-185 Ла-7 и FW.190 Ла-5ФН РТЭ и РЛЭ ЛаГГ-3 Ла-7 1945 Ла-11 1950

Краткое техническое описание истребителя Ла-5

Ла-5 — одноместный свободнонесущий низкоплан, выполненный по классической аэродинамической схеме. Конструкция самолета цельнодеревянная, лонжероны крыла и силовые шпангоуты фюзеляжа выполнены из дельта-древесины. Деревянные детали склеиваются клеем ВИАМ Б-3 или КМ-1. Начиная |с 1944 г., на Ла-5ФН применялись металлические лонжероны крыла.

Фюзеляж технологически состоит из носовой и хвостовой частей, образующих после сборки неразъемный агрегат. Носовая чафть фюзеляжа включает 5 рамных шпангоутов и 6 бимсов, а также стальную мотораму. Обшивка носовой части дюралюминиевая. Моторама — сварная из труб пространственная ферма, состоящая из монтажного кольца мотора и стержней, которые крепятся к шп. № 3 и № 5 фюзеляжа и переднему лонжерону центроплана. Хвостовая часть фюзеляжа и киль представляют собой единую конструкцию, образованную силовой обшивкой и каркасом. Толщина обшивки в районе кабины — 9,5 мм, в зоне киля — 4,5 мм. Левая и правая боковины этой обшивки термоформуются на оправке из 5-10 слоев березового шпона и склеиваются при сборке фюзеляжа. Каркас хвостовой части включает 4 лонжерона, 14 стрингеров и 15 шпангоутов, из которых 4 хвостовых переходят в вертикальные лонжероны киля. Кроме них, в каркас киля входят наклонный лонжерон, 5 нервюр и 5 носков. С целью повышения боевой живучести хвостовая часть фюзеляжа оснащена системой подачи инертных (охлажденных выхлопных) газов.

Кабина самолета негерметичная, закрыта фонарем из плексигласа. Каркас фонаря выполнен из стальных труб и профилей. Средняя часть фонаря сдвигается назад по направляющим и может фиксироваться в трех положениях. Начиная с Ла-5 М-82А последних серий выпуска, в кабине устанавливается переднее наклонное бронестекло толщиной 55 мм, а на Ла-5Ф/ФН — и заднее вертикальное бронестекло толщиной 66 (или 75) мм. Кресло пилота — регулируемое дюралюминиевое с каркасом из стальных труб. Кресло защищено бронеспинкой толщиной 8,5 (или 10) мм.

Крыло самолета трапециевидное, состоит из центроплана и двух отъемных консолей. Удлинение крыла — 5,49; сужение — 2,5; угол поперечного «V» +5°. Профиль крыла — типа NACA-230 с относительной толщиной от 16% (у корня) до 10% (по законцовке). Центроплан образован двумя лонжеронами, 12-ю нервюрами и силовой обшивкой из 8-ми слоев шпона. Он наглухо скреплен с фюзеляжем посредством 4-х стальных узлов. Лонжероны коробчатого поперечного сечения, прямые (располагаются перпендикулярно плоскости симметрии самолета). В межлонжеронном отсеке центроплана находятся фанерные контейнеры под топливные баки — средний (емкостью168 л) и два внешних (по 148 л). Монтаж/демонтаж этих баков выполняется через один подфюзеляжный люк. К переднему лонжерону центроплана крепятся основные опоры шасси. Ниши их убранного положения располагаются в носках центроплана.

Силовой набор консоли крыла состоит из двух лонжеронов коробчатого поперечного сечения (передний прямой, задний с обратной стреловидностью), стрингеров и 16 нервюр. Обшивка консоли — 3-мм фанера. Каждый лонжерон консоли крепится к лонжерону центроплана двумя вильчатыми узлами с горизонтальными стыковыми болтами. Проем между корневой нервюрой консоли и концевой нервюрой центроплана закрыт дюралюминиевыми лентами на винтах. Носок 2-й нервюры консоли усилен под установку бомбодержателя. На Ла-5 первых серий в межлонжеронный отсек каждой консоли между нервюрами № 1 и № 7 вклеивался фанерный контейнер под топливный бак объемом 148 л. В дальнейшем консольные баки не устанавливались, а затем были демонтированы и их контейнеры.

Самолет оснащен элеронами типа «Фрайз» со 100% весовой балансировкой. Углы их отклонения +/-18°. Элерон имеет дюралюминиевый каркас и полотняную обшивку. Элероны Ла-5 оснащались триммерами, которые на Ла-5Ф/ФН были заменены триммерными пластинами. Механизация крыла состояла из автоматических предкрылков и щитков-закрылков с неподвижной осью (типа ЦАП). Предкрылки и щитки-закрылки цельнометаллические. Угол отклонения щитков на взлете/посадке 50°, в полете для уменьшения радиуса виража — 10°-15°.

Хвостовое оперение самолета включает: киль, технологически входящий в конструкцию фюзеляжа, стабилизатор, рули направления (РН) и высоты (РВ). Каркас каждой консоли стабилизатора образован 2-мя лонжеронами, стрингерами и 8-ю нервюрами. Обшивка — 3-мм фанера. Лонжероны крепятся к шпангоутам фюзеляжа вильчатыми узлами, а щели между корневыми нервюрами стабилизатора и фюзеляжем закрываются профилированными дюралюминиевыми зализами. Рули имеют полотняную обшивку и дюралюминиевый каркас, состоящий из лонжерона, жесткого носка, задней кромки и нервюр. Жесткость рулей обеспечивают внутренние ленты-растяжки. Все рули выполнены со 100% весовой балансировкой, а РН имеет роговую аэродинамическую компенсацию. Углы отклонения РН +/-26°; РВ +30°/-17°. На задних кромках РН и левой половины РВ установлены триммеры, углы отклонения которых +/-17°.

Шасси трехопорное с хвостовым колесом, убираемое в полете: основные опоры убираются в крыло, поворачиваясь к оси самолета; хвостовая — по полету в фюзеляж. Колея шасси 2,8 м. Стойки всех опор телескопические, снабжены двухкамерными жидкостно-газовыми амортизаторами и двухзенниками. Основные колеса — камерные тормозные, размером 650x200 мм. Хвостовое — свободноориентирующееся, нетормозное, размером 300x125 мм.

Силовая установка, в зависимости от модификации самолета, включает двигатель М-82А/Ф/ФН. Поршневой двигатель М-82 — двухрядная «звезда» воздушного охлаждения с карбюратором (модификации АиФ) либо системой непосредственного впрыска топлива (ФН). Двигатель оснащен металлическим трехлопастным воздушным винтом изменяемого шага ВИШ-105В и регулятором его оборотов типа Р-7. Диаметр винта 3,1 м. Система запуска двигателя воздушная либо от механического стартера. Управление винтом осуществляется рычагом изменения шага или агрегатом 82-ВГ объединенного управления шагом винта и газом.

Топливная система Ла-5 включает 3 (5 — на самолетах первых серий) основных бака, вмещающих 345 кг (565 кг) бензина 4Б70. Эти баки сварные из алюминиевого сплава АМЦ, протектированные и имеют систему наддува охлажденными выхлопными газами. Протектор основных топливных баков — несколько слоев полотна, пропитанного фенолформальдегидной смолой без загустителя (время затягивания пробоины от пули калибром 7,92 мм — не более 15 с). Кроме того, в фюзеляже установлен непротектированный расходный бак, топливо в который подается при запуске двигателя. Масляная система замкнутая циркуляционного типа, включает бак на 50 кг масла и расположенный под фюзеляжем сотовый маслорадиатор с термостатом и регулируемым выходным совком.

Система управления самолетом смешанного типа: элеронами и рулем высоты — жесткая, рулем направления — тросовая.

Гидравлическая система обеспечивает уборку/выпуск шасси и управление шагом винта. Она включает: насос с приводом от двигателя, гидроаккумулятор, бак, трубопроводы и арматуру. Рабочее давление в системе — 150 кг/см².

Воздушная система служит для запуска двигателя, перезарядки пушек и выпуска/уборки щитков-закрылков. Она состоит из баллона со сжатым воздухом, крана-регулятора и распределяющего коллектора.

Электросистема самолета постоянного тока напряжением 12/27 В, двухпроводная. Источники электроэнергии — установленный на двигателе генератор и аккумулятор. На левом борту фюзеляжа имеется гнездо для подключения аэродромного источника электропитания.

Высотное оборудование включает кислородную маску, прибор КПА-Збис, закрепленный на правом борту кабины, и баллон со сжатым кислородом. Запаса кислорода хватает для полета на высоте 8000 м в течение 1,5 ч. Кислородный и воздушный баллоны, а также электроаккумулятор смонтированы в закабинном отсеке фюзеляжа.

Радиооборудование самолета — симплексная УКВ-радиостанция РСИ-4, приемник которой находится на приборной доске в кабине, а передатчик установлен в хвостовой части фюзеляжа. Для доступа к передатчику на левом борту фюзеляжа имеется люк. Антенна радиостанции тросовая, двухлучевая. При высоте полета 1000 м обеспечивается связь с землей на расстоянии до 90 км, а между самолетами — до 25 км. Некоторые самолеты оборудовались радиополукомпасом РПК-10 «Чаенок», кольцевая антенна которого устанавливалась в закабинном отсеке.

Вооружение Ла-5 состоит из артиллерийского и бомбардировочного. Артиллерийское вооружение — две одноствольные автоматические пушки СП-20 калибром 20 мм. Эта пушка представляет собой пушку ШВАК, оснащенную механическим синхронизатором. Масса орудия 42 кг, питание ленточное. Боекомплект каждой пушки — 220 (на Ла-5), 200 (на Ла-5Ф) или 170 (на Ла-5ФН) снарядов. Синхронизатор обеспечивает практический темп не ниже 510 выстрелов в минуту. Начальная скорость снаряда массой 96 г — 800 м/с.

Бомбардировочное вооружение — две бомбы калибром до 50 кг на подкрыльевых съемных замковых держателях ДЗ-40. Применяются авиабомбы АО-25, АО-50, АО/ФАБ-50 и другие. Самолет оборудован колиматорным прицелом ПБП-1 (ПБП-1А), обеспечивающим стрельбу из пушек по воздушным и наземным целям и сброс бомб с горизонтального полета.

Основные ЛТХ истребителей Ла-5
Ла-5 Ла-5Ф Ла-5ФН Ла-7УТИ
Геометрия
Длина самолета, м 8,672 8,672 8,672 8,672
Размах крыла, м 9,8 9,8 9,8 9,8
Площадь крыла, м² 17,62 17,62 17,62 17,62
Массы
кг пустого 2681 - 2828 -
взлетная норм/макс 3360/3460 3200/3300 3290/3390 3210/-
Силовая установка
Мотор М-82А М-82Ф М-82ФН М-82Ф
Взлетная мощность, л.с. 1700 1700 1850 1700
Лётные данные
Максимальная скорость, км/ч на высоте 600м 509 560 583 552
на высоте 580 600 634 600
м 6250 6300 6250 3500
Скороподъемность у земли м/с - 18 22 -
Набор высоты 5000м, мин 6,0 5,50 5,2 -
Время виража, с 22,6 19-20 18,5 19
Практический потолок, м 9500 9550 10750 -
Дальность полета, км 1190 - - -
Вооружение
Число 20-мм пушки Х снар. 2 х 220 2 х 200 2 х 170 1 x 170
авиабомбы, кг 2х50 2х50 2х50 -

Источники

  • "Авиация и время/ Победитель" /№ 5, 2006 г., Сергей Мороз/

©AirPages
2003-