ЛЛ-143 ✭
Многоцелевая летающая лодка
Бериев
Опыт ВОВ однозначно свидетельствовал, что авиации флота крайне нужны тяжелые гидросамолеты. Их потребность восполнялась поставками по ленд-лизу американских "Каталин", однако объемы поставок PBY проблему не решали и было ясно, что нужна отечественная машина такого класса. Еще в августе 1942 г. Г.М. Бериев направил а НАП пояснительную записку к проекту тяжёлой (массой до 22000 кг) двухмоторной летающей лодки с крылом типа "чайка", двухкилевым оперением, большой дальностью полета и мощным вооружением. Предложение Г.М. Бериева было рассмотрено и одобрено, и А.И. Шахурин санкционировал разработку и постройку нового самолета.
Так как в Омске для постройки такой машины отсутствовали соответствующие производственные мощности, приказом НКАП от 5 мая 1943 г. ОКБ Г.М. Бериева перебазировалось в Красноярск на завод № 477.
14 апреля 1944 г. был заложен первый опытный экземпляр ЛЛ-143, а несколько позже и второй. 6 сентября 1945 г. состоялся первый полет.
Завершающий период испытании совпал по времени с выходом приказа И.В. Сталина от 9 февраля 1946 г. и Постановления СМ СССР от 21 июня 1946 г. за № 1289-527с о преобразовании ОКБ в Государственный союзный опытный завод № 49 морского самолетостроения. Новое предприятие становилось единственным конструкторским коллективом в стране, проектирующим и создающим гидросамолеты.
22 июля 1946 г. в летно-пилотажной оценке летающей лодки пилоты отметили: "Самолет ЛЛ-143 по технике пилотирования прост и вполне доступен летчику средней квалификации. По сравнению с гидросамолетом "Каталина" самолет ЛЛ-143 обладает лучшими маневренными и мореходными качествами, более простыми взлетом и посадкой, а также лучше сохраняет заданный режим полета, разгружая летчиков от утомительных движений рулями в продолжительном полете".
Испытания первой ЛЛ-143 завершились вполне успешно. Все пункты технического задания были выполнены. И, вместе с тем, конструкторам и военным было ясно, что машина нуждается в совершенствовании.
Разработка модернизированного варианта проходила в несколько этапов. Первый вариант, получивший обозначение Бе-6 (или Бе-6-2-АШ-73), фактически являлся исходным ЛЛ-143 с новыми двигателями АШ-73 (в отличие от Ту-4 без турбонагнетателей), взлетной мощностью по 2400 л.с., и палубной стрелковой установкой с двумя 20-мм пушками Б-20 вместо пары 12,7-мм пулеметов УБТ.
|