Авиация Второй мировой

Home English

МБР-4

МБР-4
  • Морской ближний разведчик
  • Первый полет: 1932
  • Savoia-Marchetti

МБР-4 В СССР первые SM-62 стали поступать в 1930 году. А с 1932 года началось их серийное лицензионное производство. Всего было выпущено 22 SM-62 и 29 улучшенных лодок, получивших обозначение МБР-4.

SM-62 старались направлять в те подразделения, где до этого эксплуатировались сходные по конструкции и технике пилотирования S-16. В 1931 году "савойи" - не только на Черном море, но и на Балтике. Первым подразделением здесь, оснащенным новыми самолетами, стал отдельный разведывательный авиаотряд 105-й авиабригады, до этого летавший на МР-1. Летчики были довольны новой машиной. Они отмечали, что по сравнению с МР-1 SM-62 раза в два быстрее набирала высоту 100 - 150 м, на которой обычно делался первый разворот. Потом лодка "забиралась" уже на высоту 300 - 350 м. На МР-1 этот показатель достигался только после второго разворота.

Вместе с тем выявились и недостатки. При неполной заправке топливом (только в задние баки) самолет раскачивало в продольной плоскости. По этой причине произошло несколько катастроф на Черном море. В 105-й бригаде разбился командир звена Денидов. После чего топливо стали заливать только в передние баки, и случаи раскачки прекратились.

В СССР SM-62 и МБР-4 эксплуатировались до 1936 года, но и позже некоторое количество этих машин еще использовалось в Севастопольской летной школе, а в разведывательных эскадрильях их применяли в качестве учебных и буксировщиков конусов для тренировок экипажей в воздушной стрельбе.



Характеристики МБР-4
Экипаж 4
Размеры
Размах крыла, м 16,66
Площадь крыла, м² 65,90
Длина самолета, м 12,26
Высота самолета, м 4,19
Силовая установка
1 × Isotta-Fraschini Asso 750, мощностью, л.с. 1 × 850
Массы, кг
Пустого самолета 2630
Нормальная взлетная 5030
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 220
Крейсерская скорость, км/ч 198
Практическая дальность, км 2000
Практический потолок, м 4900
Вооружение четыре 7,7-мм пулемета; 600 кг бомб

Описание конструкции. SM-62/МБР-4 - морской ближний разведчик - представляла собой одностоечный биплан цельнодеревянной конструкции. Верхнее крыло состояло из трех разъемных частей: центроплана, на трубчатые стойки которого крепилась мотоустановка, и консолей крыла с элеронами. Консоли верхнего крыла соединялись с нижними стойками, а нижние шарнирно крепились к силовым шпангоутам корпуса лодки. Прочность крыльевой коробки обеспечивалась расчалочными лентами. Под нижним крылом находились боковые поплавки квадратного сечения. Конструкция крыльев состояла из двух лонжеронов и нервюр, изготовленных из тополя. Наиболее нагруженные части корпуса усиливались трубчатыми стальными стойками.

Лодка делалась из деревянных шпангоутов, соединенных деревянными стрингерами. Днище и корпус ниже ватерлинии, помимо 4-мм фанерной обшивки, обивались кедровыми 4-мм досками шириной 90 мм. Между слоями фанеры и досок имелась трехслойная полотняная прокладка, пропитанная специальной мастикой. Выше ватерлинии корпус также оклеивался полотном на мастике и покрывался водостойким лаком. Все днище было проклепано медными заклепками.

Шасси самолета - двухколесное, установлено на оси, проходящей через корпус лодки вблизи редана. Гидросамолеты, которые эксплуатировались в Советском Союзе, снабжались лыжами и могли садиться и взлетать с заснеженных площадок. Они устанавливались на ось шасси вместо колес.

Хвостовое оперение смешанной конструкции. Стабилизатор деревянный, регулируемый в полете. Конструкция киля и рулей - сварная, из стальных труб, обшивалась полотном. Буксировочные и причальные приспособления находились в носовом и хвостовом отсеках.

В качестве силовой установки использовались двигатели Isotta-Fraschini Asso мощностью 500 и 750 л.с. или Hispano-Suiza 12-L в 600 л.с. Двигатель устанавливался между крыльями на N-образных стойках. Винт - четырехлопастный, деревянный, неизменяемого шага. Топливо находилось в пяти фюзеляжных баках, один из которых - расходный.

Вооружение самолета - пулемет ДА или спарку ДА-2. Под нижними крыльями имелись бомбодержатели для восьми бомб калибром до 50 кг.

Фото Описание
S.M.62

Схема S.M.62

Подробно

Источники

  • Летающие лодки S.62, S.62bis (С-62Б) и МБР-4 /АвиаКоллекция 2017-04. П.Дьяконова, В. Котельников./
  • МБР-4 - таганрогская "Савоя" /Мир Авиации 1998-02. Владимир Котельников./
  • Savoia-Marchetti S.M.62 /Aerei Italiani - Scheda Tecnica/